f Катамаран или тримаран
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Катамаран или тримаран  (Прочитано 21146 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Катамаран или тримаран
« : 07 Октября, 2006, 02:05:39 »
Цитата: "Евгений"
Александр, какое произвел впечатление катамаран после тримарана. На фото приличные волны. а как их "Поло" бы прошла? Появились какие нибудь мнения, решения, советы по выбору судна, его характеристик? И  если задумаете строить новое судно, то теперь какое выберите? Хорошо бы это осветить на форуме "Шантары".

Большой разницы в управлении катамараном и тримараном близких размерений нет, во всяком случае, по сравнению с разницей между однокорпусным судном и многокорпусником. Основное отличие это, пожалуй, наличие бОльшего крена у тримарана.
Приведенные в «Походах и покатушках»  кадры сняты с борта Котоярви при прохождении Святоносского сулоя. Ветер всего от трех до четырех баллов, но волна от 2,5 до 3,5 метров, причем очень крутая, с обрушением. Место это аномальное по волновым условиям, там встречаются Баренцево и Белое моря и, соответственно, Беломорское и Мурманское течения. На Попандополе мы дважды проходили этот сулой, правда при более спокойных обстоятельствах. Хотя в других местах, в частности, в Охотском море, Попандопола попадал в подобную волну. Однако такие условия плавания и для того и для другого судна вряд ли можно считать нормой, это где-то на пределе их возможности.  
А вообще, по мореходным качествам Котоярви и Попандопола, похоже, очень близки. Основные их размерения практически одинаковые и рассчитывались они также примерно на одинаковые условия плавания. Более мощная конструкция Котоярви определяется в полтора раза большей грузоподъемностью (два несущих корпуса катамарана против одного у тримарана) и почти в два раза бОльшим полным водоизмещением.
Собственно, бОльшие нагрузки на узлы моста катамарана по сравнению с тримараном одинаковых водоизмещений и определили выбор типа судна при конструировании Попандополы. В 1994 году я не располагал необходимой технической базой и навыками для постройки «крейсерского» катамарана требуемых характеристик, хотя все предыдущие разборные открытые суда (их было четыре) были катамаранами. Илья же, прежде чем приступить к постройке Котоярви занимался тщательным проектированием, освоил массу технологических операций, создал необходимую базу и подобрал материал. При этом все равно не обошлось без ошибок, которые устранялись еще пару лет.  
При одинаковом уровне конструировании и подборе материалов катамаран должен быть несколько легче тримарана равной грузоподъемности, но при этом нагрузки на элементы моста первого будут в полтора-два раза больше и, следовательно, потребуют более тщательной проработки и изготовления. Так что при выборе типа будущего судна следует, как мне кажется, руководствоваться требуемыми характеристиками и сопоставлять их с техническими возможностями.

Евгений Антонов (боцман)

  • Неоспоримый, как приказ, Закат шепнет: "Je t'aime." Затем Пройдет и он, всему свой час.
  • Сообщений: 6941
  • Уважуха: +157/-120
  • Прощайте все. Спасибо всем...
  • Название: Лямбда
  • Тип: Hobie 17 sport
  • Номер: ХА-23-К
Катамаран или тримаран
« Ответ #1 : 15 Октября, 2006, 10:45:32 »
Еще вопросик:
При проектировании крейсерских многокорпусников камнем преткновения является паразитная парусность рубки (каюты).  В жескокорпусном катамараностроении всячески пытаются уйти от развитых рубок на мосту катамарана, что невозможно для надувного крейсера. Не кажется ли тебе, что тримаранная схема позволяет создать диагональный профиль с меньшей паразитной парусностью, чем на катамаране?
Всему свой срок, бессмертья нет, И этот серый небосвод
Когда-нибудь изменит цвет На голубой, и час придет,
И попрощаться в этот час, Когда б ни пробил он, поверь,
Не будет времени у нас, Мы попрощаемся теперь. ((C))

Анархист

  • Сообщений: 736
  • Уважуха: +30/-30
  • Всем привет!
!
« Ответ #2 : 09 Ноября, 2006, 09:18:22 »
Взять меву, приделать аутригеры, зашить не большой рубкой....
Яков "Анархист" Гольдин

CB

  • Сообщений: 2094
  • Уважуха: +69/-21
Re: !
« Ответ #3 : 09 Ноября, 2006, 17:55:01 »
Цитата: "Анархист"
Взять меву, приделать аутригеры, зашить не большой рубкой....

Нет, взять тримаран "Домино" и добавить к нему рубку. За счет каркасного верха центрального корпуса высоту рубки можно сделать меньше, чем на катамаране. Внутри этого каркаса - проход между койками в каюте.

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Катамаран или тримаран
« Ответ #4 : 10 Ноября, 2006, 01:46:55 »
Это действительно было бы оптимальным решеним, максимально близким к "жестким собратьям". На трамплине в "крыльях" - только спальные места.

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4082
  • Уважуха: +203/-142
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
Катамаран или тримаран
« Ответ #5 : 10 Ноября, 2006, 11:06:49 »
И все это из трубчатого каркаса и натянутых тряпок - не то что оптимально, а просто чудовищно, по-моему...  
следующий шаг просто напрашивается, в плане оптимальности - относительно компактная центральная скорлупа, вся жесткая или с мягкой крышей,  возимая на небольшом прицепе. А для меньшей модели - картопом. И прикрепляемые к ней баллоны. Но даже нарисовать не смог такую штуку толком не то что продумывать детали  :(
Григорий Шмерлинг

CB

  • Сообщений: 2094
  • Уважуха: +69/-21
Катамаран или тримаран
« Ответ #6 : 10 Ноября, 2006, 19:12:21 »
Цитата: "ГШ"
И все это из трубчатого каркаса и натянутых тряпок - не то что оптимально, а просто чудовищно, по-моему...

Если вместе с каркасом и тряпкой использовать демпфирующие надувные элементы между ними, то по прочности такая конструкция явно не будет уступать НЛ и обязана выдержать нагрузку от волн. Тогда будет не "чудовищно".
Цитировать

следующий шаг просто напрашивается, в плане оптимальности - относительно компактная центральная скорлупа, вся жесткая или с мягкой крышей,  возимая на небольшом прицепе.

Давно прикидываю такой вариант - полужесткий (подобно РИБ) секционный центральный корпус и надувные боковые. Материал жесткой части - стеклопластик с пенопластовым наполнителем. Лучшая, чем у чисто надувных конструкций, обитаемость и меньшая парусность корпуса. Просто реализуется центральный шверт. Непотопляемость за счет пенопласта.
А если еще и клиренс (развал аутригеров) сделать регулируемым на ходу, то можно будет, подняв центральный корпус над боковыми, выбираться на берег.

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Катамаран или тримаран
« Ответ #7 : 11 Ноября, 2006, 04:53:35 »
Цитата: "ГШ"
И все это из трубчатого каркаса и натянутых тряпок - не то что оптимально, а просто чудовищно, по-моему...  

Ну конечно же не так. Речь не о возврате к каркасно-тряпочным конструкциям. На надувном баллоне все равно расположена жесткая рама-ферма. Ее можно слегка видоизменить и закрыть с бортов обвесом или надувными же емкостями. Балки крепятся к верхнему поясу фермы, получаем большой клиренс и углубление в центральном корпусе для кокпита (причем самоотливного) и прохода в каюте. Я когда то прорисовывал такую схему - усложнение не глобальное.
А вообще-то последнее время тоже склоняюсь к жестко-разборному или РИБо-подобному  корпусу.

kun

  • Сообщений: 1044
  • Уважуха: +55/-16
Катамаран или тримаран
« Ответ #8 : 11 Ноября, 2006, 15:06:02 »
Цитата: "Беликов Александр"
На надувном баллоне все равно расположена жесткая рама-ферма. Ее можно слегка видоизменить и закрыть с бортов обвесом или надувными же емкостями. Балки крепятся к верхнему поясу фермы, получаем большой клиренс и углубление в центральном корпусе для кокпита (причем самоотливного) и прохода в каюте.


Гы, просто как мои чертежи анонсирует  :D - кат с жилыми баллонами. Именно так и сделано. Баллоны широкие (80 см) но с низкой (20см от втрл) палубой - выше 50 см фальшборта с клюзами, далее мост (клиренс ок.70 см) по расчетам и макетированию - центральная палатка НЕнужна - достаточно натянуть коки над баллонами.

Евгений Антонов (боцман)

  • Неоспоримый, как приказ, Закат шепнет: "Je t'aime." Затем Пройдет и он, всему свой час.
  • Сообщений: 6941
  • Уважуха: +157/-120
  • Прощайте все. Спасибо всем...
  • Название: Лямбда
  • Тип: Hobie 17 sport
  • Номер: ХА-23-К
Катамаран или тримаран
« Ответ #9 : 11 Ноября, 2006, 22:37:41 »
Цитата: "kun"
[Гы, просто как мои чертежи анонсирует  :D - кат с жилыми баллонами. Именно так и сделано. Баллоны широкие (80 см) но с низкой (20см от втрл) палубой - выше 50 см фальшборта с клюзами, далее мост (клиренс ок.70 см) .


Прав был ЗАК - ничто не ново под луной. Именно так был устроен катамаран "Гуляльный-1" В.И. Феденюка (1990-91г). поищу фотку - где-то была. Почему эта концепция не пошла - не знаю, но "Гуляльный-2"-1997г. был уже без жилых баллонов. (Может Евгений знает? - ему там ближе)
Всему свой срок, бессмертья нет, И этот серый небосвод
Когда-нибудь изменит цвет На голубой, и час придет,
И попрощаться в этот час, Когда б ни пробил он, поверь,
Не будет времени у нас, Мы попрощаемся теперь. ((C))

Анархист

  • Сообщений: 736
  • Уважуха: +30/-30
  • Всем привет!
!
« Ответ #10 : 21 Ноября, 2006, 02:35:51 »
Если кто помнит была "Касатка", тримаран, В центральный корпус можно было входит не нагибаясь. И совсем не большие аутригеры! Лодка была весьма адекватная, но собиралась очень долго.
Яков "Анархист" Гольдин

Антон

  • Сообщений: 115
  • Уважуха: +6/-5
  • Тип: СибКат-19
Re: Катамаран или тримаран
« Ответ #11 : 19 Января, 2008, 03:33:42 »
А что скажете на счет утверждений (не меньше трех таких уже слышал) о том, что наличие (отсутствие) палатки на катамаране на его скорость не влияет никак? Во всяком случае существенно. Гиганты, о которых было сказано выше - ВО КАКИЕ палатки несут, и ничего!
Из любого положения есть выход.

kun

  • Сообщений: 1044
  • Уважуха: +55/-16
Re: Катамаран или тримаран
« Ответ #12 : 19 Января, 2008, 05:22:09 »
Соотнеси паразитную парусность и парусность.
Если взять Ветер и 2 чела, паразитная парусность от 3 до 5 кв.м. (пусть 3)
10/3 = 3.33
Взять монстра с 25-30 кв парусности, то же соотношение даст возможность иметь уже 9 кв.м. паразитной парусности, из которых сам кат, в худшем случае половина а остальное можно на палатку и т.д.

Вобщем, чем больше парусов тем больше возможности нести всяческие обвесы дез существенных потерь хода.

Примерно так если не вдаваться в подробности.

Алекс М560

  • Сообщений: 5273
  • Уважуха: +280/-76
  • и нас тянет речка как чертенят сани
  • Тип: Ветер
  • Номер: М 560
Re: Катамаран или тримаран
« Ответ #13 : 19 Января, 2008, 15:03:46 »
В целом - согласен, только отношение 10/3 = 3.33 - это вы, батенька, оптимист. Обмерная площадь парусов - это одно, а рассчет паразитного сопротивления - совсем-совсем другое. По-моему, надо в числителе брать не абсолютную площадь парусов, а площадь проекции на ветер. На полных курсах они боле-мене близки, но на полных и палатку, и экипаж можно смело в актив парусности плюсовать. А на острых - площадь парусов вырождается в весьма малые величины... а палатки и прочее барахло - остаются при своих.
Капитализм есть воровская власть плюс скотинизация всей страны.

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Re: Катамаран или тримаран
« Ответ #14 : 19 Января, 2008, 15:31:35 »
А на острых - площадь парусов вырождается в весьма малые величины...

Это категорически неверное утверждение! На острых курсах паруса работают ка крыло с небольшим (10-20 град.) углом атаки, и при не самом худшем аэродинамическом качестве развивают подъемную силу в 2-3 раза большую, чем на полных, при чем участвует в процессе вся площадь паруса. Так что даже проекция этих сил по курсу оказывается не меньше. Все это описывается характеристикой, называемой Поляра паруса.
А с палатками и прочими обвесами - все верно! Чем больше лодка и больше ее парусность, тем больше можно себе позволить. Хотя, конечно, палатка серъезно влияет на лавировочные характеристики и скорость на острых курсах.

alex67

  • Сообщений: 597
  • Уважуха: +34/-46
  • aleks 67
  • Название: GOLD FISH
  • Тип: trimaran
  • Номер: CM21
Re: Катамаран или тримаран
« Ответ #15 : 30 Ноября, 2011, 17:33:53 »
я свой трим собираю максимум 20 минут включая перекуры и крен зависит от цели использования трима турпоход или гонка

Ber

  • Сообщений: 2951
  • Уважуха: +92/-39
  • Название: Granma
  • Тип: Бармалей-2013, Alpiro-18
  • Номер: РЯ-7, РЯ-2
Re: Катамаран или тримаран
« Ответ #16 : 30 Ноября, 2011, 19:43:32 »
я свой трим собираю максимум 20 минут включая перекуры и крен зависит от цели использования трима турпоход или гонка

Фото можно, интересуют меня тримараны, последнее время.
"Всему на свете истинную цену  отменно знает время — лишь оно  сметает шелуху, сдувает пену, и сцеживает в амфоры вино." И. Губерман (с)

Просто ТУРИСТ

  • Сообщений: 3444
  • Уважуха: +130/-145
  • Название: АТАКА
Re: Катамаран или тримаран
« Ответ #17 : 30 Ноября, 2011, 20:55:17 »
http://gik.fordak.ru/index.php?topic=6002.0  и тута все про заморские тримараны http://smalltrimarans.com/blog/
« Последнее редактирование: 30 Ноября, 2011, 20:57:30 от Просто ТУРИСТ »
Клятвы данные в штормовую погоду,очень быстро забываются в тихую.Погоду и Родину, не выбирают.