f Катамаран или тримаран
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Катамаран или тримаран  (Прочитано 21348 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Катамаран или тримаран
« : 07 Октября, 2006, 02:05:39 »
Цитата: "Евгений"
Александр, какое произвел впечатление катамаран после тримарана. На фото приличные волны. а как их "Поло" бы прошла? Появились какие нибудь мнения, решения, советы по выбору судна, его характеристик? И  если задумаете строить новое судно, то теперь какое выберите? Хорошо бы это осветить на форуме "Шантары".

Большой разницы в управлении катамараном и тримараном близких размерений нет, во всяком случае, по сравнению с разницей между однокорпусным судном и многокорпусником. Основное отличие это, пожалуй, наличие бОльшего крена у тримарана.
Приведенные в «Походах и покатушках»  кадры сняты с борта Котоярви при прохождении Святоносского сулоя. Ветер всего от трех до четырех баллов, но волна от 2,5 до 3,5 метров, причем очень крутая, с обрушением. Место это аномальное по волновым условиям, там встречаются Баренцево и Белое моря и, соответственно, Беломорское и Мурманское течения. На Попандополе мы дважды проходили этот сулой, правда при более спокойных обстоятельствах. Хотя в других местах, в частности, в Охотском море, Попандопола попадал в подобную волну. Однако такие условия плавания и для того и для другого судна вряд ли можно считать нормой, это где-то на пределе их возможности.  
А вообще, по мореходным качествам Котоярви и Попандопола, похоже, очень близки. Основные их размерения практически одинаковые и рассчитывались они также примерно на одинаковые условия плавания. Более мощная конструкция Котоярви определяется в полтора раза большей грузоподъемностью (два несущих корпуса катамарана против одного у тримарана) и почти в два раза бОльшим полным водоизмещением.
Собственно, бОльшие нагрузки на узлы моста катамарана по сравнению с тримараном одинаковых водоизмещений и определили выбор типа судна при конструировании Попандополы. В 1994 году я не располагал необходимой технической базой и навыками для постройки «крейсерского» катамарана требуемых характеристик, хотя все предыдущие разборные открытые суда (их было четыре) были катамаранами. Илья же, прежде чем приступить к постройке Котоярви занимался тщательным проектированием, освоил массу технологических операций, создал необходимую базу и подобрал материал. При этом все равно не обошлось без ошибок, которые устранялись еще пару лет.  
При одинаковом уровне конструировании и подборе материалов катамаран должен быть несколько легче тримарана равной грузоподъемности, но при этом нагрузки на элементы моста первого будут в полтора-два раза больше и, следовательно, потребуют более тщательной проработки и изготовления. Так что при выборе типа будущего судна следует, как мне кажется, руководствоваться требуемыми характеристиками и сопоставлять их с техническими возможностями.

Евгений Антонов (боцман)

  • Неоспоримый, как приказ, Закат шепнет: "Je t'aime." Затем Пройдет и он, всему свой час.
  • Сообщений: 6674
  • Уважуха: +157/-121
  • Прощайте все. Спасибо всем...
  • Название: Лямбда
  • Тип: Hobie 17 sport
  • Номер: ХА-23-К
Катамаран или тримаран
« Ответ #1 : 15 Октября, 2006, 10:45:32 »
Еще вопросик:
При проектировании крейсерских многокорпусников камнем преткновения является паразитная парусность рубки (каюты).  В жескокорпусном катамараностроении всячески пытаются уйти от развитых рубок на мосту катамарана, что невозможно для надувного крейсера. Не кажется ли тебе, что тримаранная схема позволяет создать диагональный профиль с меньшей паразитной парусностью, чем на катамаране?
Всему свой срок, бессмертья нет, И этот серый небосвод
Когда-нибудь изменит цвет На голубой, и час придет,
И попрощаться в этот час, Когда б ни пробил он, поверь,
Не будет времени у нас, Мы попрощаемся теперь. ((C))

Анархист

  • Сообщений: 736
  • Уважуха: +30/-30
  • Всем привет!
!
« Ответ #2 : 09 Ноября, 2006, 09:18:22 »
Взять меву, приделать аутригеры, зашить не большой рубкой....
Яков "Анархист" Гольдин

CB

  • Сообщений: 1904
  • Уважуха: +69/-22
Re: !
« Ответ #3 : 09 Ноября, 2006, 17:55:01 »
Цитата: "Анархист"
Взять меву, приделать аутригеры, зашить не большой рубкой....

Нет, взять тримаран "Домино" и добавить к нему рубку. За счет каркасного верха центрального корпуса высоту рубки можно сделать меньше, чем на катамаране. Внутри этого каркаса - проход между койками в каюте.

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Катамаран или тримаран
« Ответ #4 : 10 Ноября, 2006, 01:46:55 »
Это действительно было бы оптимальным решеним, максимально близким к "жестким собратьям". На трамплине в "крыльях" - только спальные места.

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4056
  • Уважуха: +206/-147
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
Катамаран или тримаран
« Ответ #5 : 10 Ноября, 2006, 11:06:49 »
И все это из трубчатого каркаса и натянутых тряпок - не то что оптимально, а просто чудовищно, по-моему...  
следующий шаг просто напрашивается, в плане оптимальности - относительно компактная центральная скорлупа, вся жесткая или с мягкой крышей,  возимая на небольшом прицепе. А для меньшей модели - картопом. И прикрепляемые к ней баллоны. Но даже нарисовать не смог такую штуку толком не то что продумывать детали  :(
Григорий Шмерлинг

CB

  • Сообщений: 1904
  • Уважуха: +69/-22
Катамаран или тримаран
« Ответ #6 : 10 Ноября, 2006, 19:12:21 »
Цитата: "ГШ"
И все это из трубчатого каркаса и натянутых тряпок - не то что оптимально, а просто чудовищно, по-моему...

Если вместе с каркасом и тряпкой использовать демпфирующие надувные элементы между ними, то по прочности такая конструкция явно не будет уступать НЛ и обязана выдержать нагрузку от волн. Тогда будет не "чудовищно".
Цитировать

следующий шаг просто напрашивается, в плане оптимальности - относительно компактная центральная скорлупа, вся жесткая или с мягкой крышей,  возимая на небольшом прицепе.

Давно прикидываю такой вариант - полужесткий (подобно РИБ) секционный центральный корпус и надувные боковые. Материал жесткой части - стеклопластик с пенопластовым наполнителем. Лучшая, чем у чисто надувных конструкций, обитаемость и меньшая парусность корпуса. Просто реализуется центральный шверт. Непотопляемость за счет пенопласта.
А если еще и клиренс (развал аутригеров) сделать регулируемым на ходу, то можно будет, подняв центральный корпус над боковыми, выбираться на берег.

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Катамаран или тримаран
« Ответ #7 : 11 Ноября, 2006, 04:53:35 »
Цитата: "ГШ"
И все это из трубчатого каркаса и натянутых тряпок - не то что оптимально, а просто чудовищно, по-моему...  

Ну конечно же не так. Речь не о возврате к каркасно-тряпочным конструкциям. На надувном баллоне все равно расположена жесткая рама-ферма. Ее можно слегка видоизменить и закрыть с бортов обвесом или надувными же емкостями. Балки крепятся к верхнему поясу фермы, получаем большой клиренс и углубление в центральном корпусе для кокпита (причем самоотливного) и прохода в каюте. Я когда то прорисовывал такую схему - усложнение не глобальное.
А вообще-то последнее время тоже склоняюсь к жестко-разборному или РИБо-подобному  корпусу.

kun

  • Сообщений: 1019
  • Уважуха: +55/-16
Катамаран или тримаран
« Ответ #8 : 11 Ноября, 2006, 15:06:02 »
Цитата: "Беликов Александр"
На надувном баллоне все равно расположена жесткая рама-ферма. Ее можно слегка видоизменить и закрыть с бортов обвесом или надувными же емкостями. Балки крепятся к верхнему поясу фермы, получаем большой клиренс и углубление в центральном корпусе для кокпита (причем самоотливного) и прохода в каюте.


Гы, просто как мои чертежи анонсирует  :D - кат с жилыми баллонами. Именно так и сделано. Баллоны широкие (80 см) но с низкой (20см от втрл) палубой - выше 50 см фальшборта с клюзами, далее мост (клиренс ок.70 см) по расчетам и макетированию - центральная палатка НЕнужна - достаточно натянуть коки над баллонами.

Евгений Антонов (боцман)

  • Неоспоримый, как приказ, Закат шепнет: "Je t'aime." Затем Пройдет и он, всему свой час.
  • Сообщений: 6674
  • Уважуха: +157/-121
  • Прощайте все. Спасибо всем...
  • Название: Лямбда
  • Тип: Hobie 17 sport
  • Номер: ХА-23-К
Катамаран или тримаран
« Ответ #9 : 11 Ноября, 2006, 22:37:41 »
Цитата: "kun"
[Гы, просто как мои чертежи анонсирует  :D - кат с жилыми баллонами. Именно так и сделано. Баллоны широкие (80 см) но с низкой (20см от втрл) палубой - выше 50 см фальшборта с клюзами, далее мост (клиренс ок.70 см) .


Прав был ЗАК - ничто не ново под луной. Именно так был устроен катамаран "Гуляльный-1" В.И. Феденюка (1990-91г). поищу фотку - где-то была. Почему эта концепция не пошла - не знаю, но "Гуляльный-2"-1997г. был уже без жилых баллонов. (Может Евгений знает? - ему там ближе)
Всему свой срок, бессмертья нет, И этот серый небосвод
Когда-нибудь изменит цвет На голубой, и час придет,
И попрощаться в этот час, Когда б ни пробил он, поверь,
Не будет времени у нас, Мы попрощаемся теперь. ((C))