f Металл для рамы
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Металл для рамы  (Прочитано 12035 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Kirjala

  • Сообщений: 1770
  • Уважуха: +76/-245
  • Название: Мурман
  • Тип: Самострой
  • Номер: СП 104
Re: Металл для рамы
« Ответ #10 : 11 Апреля, 2016, 21:54:47 »
Добрый день.

Перед очередной инвестицией в судно, решил все таки уточнить мнение уважаемых участников форума.

Небольшая вводная: строим катамаран, по схеме довольно похоже на конструкцию Олега из темы "ВаряК" ( http://gik.fordak.ru/index.php?topic=8647.0 ).
Поплавки Мастеркатовские, крепление стрингеров на шнуровке, парусное вооружение от Альбатроса, шверты и рули дорабатываются от безымянных швертботов (по случаю приобретены в Питере).

Сейчас вплотную подошли к приобретению труб для рамы.

По проекту должно быть 4 стрингера, 4 поперечены.

На стрингеры, как я думаю, может подойти ад31т, но есть вариант взять 1561, который декларируют как аналог АМГ6. (предполагается  40x2)
На поперечены в идеале взять д16т, но цена немного кусается. Поэтому сейчас ищется 1561/АМГ6 подходящего диаметра. (предполагается 50x2, есть сомнения, не мало ли)

Т.е. получается, что "рейтинг" материала для труб примерно такой:
д16т
АМГ6 / 1561
ад31

Так? Или есть еще какие то сплавы, которые, в целом, тоже можно использовать?

Ну, и раз уж собрался написать, задам еще пару вопросов.
Подскажите, какой металл лучше на мачту, и нужно ли центральную балку делать толще поперечин?

Всем заранее огромное спасибо.






АМГ вроде бы дороже Д16Т.

Kirjala

  • Сообщений: 1770
  • Уважуха: +76/-245
  • Название: Мурман
  • Тип: Самострой
  • Номер: СП 104
Re: Металл для рамы
« Ответ #11 : 11 Апреля, 2016, 21:57:50 »
А на море, не ужели анодированный д-16 выживает?
И неанодированный АМГ тоже выживет. У меня кормовая балка и транцевые трубы из АМГ 5, по солёной воде прошли больше 5000 км и никаких проблем с ними. Выглядят как новенькие.

fram_64

  • Сообщений: 130
  • Уважуха: +8/-1
  • Название: "за дона Педро!"
  • Тип: к/х им. Формулы 670
Re: Металл для рамы
« Ответ #12 : 11 Апреля, 2016, 22:55:54 »
имхо, АД31Т и АМг6 действительно очень сильно отличаются пределом кратковременной прочности, но так ли данная характеристика важна для рамы? конструктивно данный параметр в раме можно компенсировать наличием хорошего паука... согласитесь, предел кратковременной прочности у стали, значительно выше чем любого алюминиевого сплава...
а вот предел текучести для остаточной деформации, а это то, как балки сопротивляются изгибу, у данных сплавов различается ни столь радикально...
сравните сами...
конечно в плане механических характеристик альтернативу Д16Т найти сложно

     Сортамент    Размер    Напр.    sв         sT        d5      y    KCU    Термообр.
        -    мм    -                  МПа         МПа          %    %    кДж / м2    -

АД31   Трубы                       180         120         10              Закалка и искуственное старение
АМг6   Трубы                       315         145         15                       
Д16   Трубы                        390-420    255-275       10               

sв   - Предел кратковременной прочности , [МПа]
sT   - Предел пропорциональности (предел текучести для остаточной деформации), [МПа]

источник http://www.splav-kharkov.com/simil2_class.php?type_id=11


 
« Последнее редактирование: 11 Апреля, 2016, 23:00:59 от fram_64 »
...чтоб взрослым было нам завидовать нельзя,
чтоб можно было нам завидовать мальчишкам...
                                                  А.Городницкий

Kirjala

  • Сообщений: 1770
  • Уважуха: +76/-245
  • Название: Мурман
  • Тип: Самострой
  • Номер: СП 104
Re: Металл для рамы
« Ответ #13 : 11 Апреля, 2016, 23:04:48 »
имхо, АД31Т и АМг6 действительно очень сильно отличаются пределом кратковременной прочности, но так ли данная характеристика важна для рамы? конструктивно данный параметр в раме можно компенсировать наличием хорошего паука... согласитесь, предел кратковременной прочности у стали, значительно выше чем любого алюминиевого сплава...
а вот предел текучести для остаточной деформации, а это то, как балки сопротивляются изгибу, у данных сплавов различается ни столь радикально...
сравните сами...
конечно в плане механических характеристик альтернативу Д16Т найти сложно

     Сортамент    Размер    Напр.    sв         sT        d5      y    KCU    Термообр.
        -    мм    -                  МПа         МПа          %    %    кДж / м2    -

АД31   Трубы                       180         120         10              Закалка и искуственное старение
АМг6   Трубы                       315         145         15                       
Д16   Трубы                        390-420    255-275       10               

sв   - Предел кратковременной прочности , [МПа]
sT   - Предел пропорциональности (предел текучести для остаточной деформации), [МПа]

источник http://www.splav-kharkov.com/simil2_class.php?type_id=11


 
1,5 раза это по вашему мнению очень сильно? Очень сильно - это разница должна быть как минимум на порядок. А 1.5 раза - это почти равны :)

fram_64

  • Сообщений: 130
  • Уважуха: +8/-1
  • Название: "за дона Педро!"
  • Тип: к/х им. Формулы 670
Re: Металл для рамы
« Ответ #14 : 11 Апреля, 2016, 23:13:38 »
имхо, АД31Т и АМг6 действительно очень сильно отличаются пределом кратковременной прочности,
1,5 раза это по вашему мнению очень сильно? Очень сильно - это разница должна быть как минимум на порядок. А 1.5 раза - это почти равны :)
ну, тогда уж sT   - Предел пропорциональности (предел текучести для остаточной деформации), [МПа] - вообще практически равен... ;)
АД31  - 120МПа       
АМг6  -  145МПа 

тогда чего упираться в АМг6???
« Последнее редактирование: 11 Апреля, 2016, 23:17:23 от fram_64 »
...чтоб взрослым было нам завидовать нельзя,
чтоб можно было нам завидовать мальчишкам...
                                                  А.Городницкий

Kirjala

  • Сообщений: 1770
  • Уважуха: +76/-245
  • Название: Мурман
  • Тип: Самострой
  • Номер: СП 104
Re: Металл для рамы
« Ответ #15 : 11 Апреля, 2016, 23:15:41 »
Я вкурсе. Это для АД 31Т1.
http://nfmetall.ru/articles/31.html

fram_64

  • Сообщений: 130
  • Уважуха: +8/-1
  • Название: "за дона Педро!"
  • Тип: к/х им. Формулы 670
Re: Металл для рамы
« Ответ #16 : 11 Апреля, 2016, 23:27:42 »
есть еще возможность приобретения АД35 в варианте Т5

по сертификату соответствия
sв - 231-247 МПа
sT - 195-216  МПа


« Последнее редактирование: 11 Апреля, 2016, 23:29:37 от fram_64 »
...чтоб взрослым было нам завидовать нельзя,
чтоб можно было нам завидовать мальчишкам...
                                                  А.Городницкий

balvardo

  • Сообщений: 20
  • Уважуха: +1/-0
  • Название: Батон
  • Тип: Альбатрос
Re: Металл для рамы
« Ответ #17 : 12 Апреля, 2016, 01:10:27 »
По габаритам:

Я собственно и приводил ссылку на ВаряК, так там именно наши габариты: стрингеры 4000, поперечены 2400.

По цене д16 все-таки довольно сильно кусается.

Поперечина из д16т (50х2) — выходит 1200 руб.
Из АМГ6/1561 (50х2) — 600 руб.

Ну, как бы в 2 раза.

Д31 для поперечин как бы не очень рассматривается, хотя видится мне, взять помордастее, типа 60x2,5, может оно и нормально будет.

fram_64

  • Сообщений: 130
  • Уважуха: +8/-1
  • Название: "за дона Педро!"
  • Тип: к/х им. Формулы 670
Re: Металл для рамы
« Ответ #18 : 19 Апреля, 2016, 01:04:58 »
По габаритам:
Я собственно и приводил ссылку на ВаряК, так там именно наши габариты: стрингеры 4000, поперечены 2400.
По цене д16 все-таки довольно сильно кусается.
Поперечина из д16т (50х2) — выходит 1200 руб.
Из АМГ6/1561 (50х2) — 600 руб.
Ну, как бы в 2 раза.
Д31 для поперечин как бы не очень рассматривается, хотя видится мне, взять помордастее, типа 60x2,5, может оно и нормально будет.
в Алроса труба 6082Т5 55х2 - 191 руб/м, 60х2 - 209 руб/м...


« Последнее редактирование: 19 Апреля, 2016, 01:08:14 от fram_64 »
...чтоб взрослым было нам завидовать нельзя,
чтоб можно было нам завидовать мальчишкам...
                                                  А.Городницкий

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 2104
  • Уважуха: +129/-28
Re: Металл для рамы
« Ответ #19 : 24 Апреля, 2016, 20:58:28 »
Присоединюсь к обсуждению.
Начали собирать Гандвик и обнаружили что половина балок подлежит срочной замене из за коррозии.
В нашем случае в балках стыкуются трубы из д16т. Несмотря на нормальную анодировку и промывание после морей, в стыках случилась коррозия. В результате, продукты коррозии разорвали внешнюю трубу.
Поэтому обращаю внимание, что для морской лодки так лучше не делать.
Следующие Гандвики после нашего Антон построил по другой технологии, и там этой проблемы нет.

Начал разбираться с трубами. Старые балки 68х1.5 справлялись с нагрузкой. Теперь нужны новые эквивалентные по прочности старым, но с внешним диаметром 65 и такие, чтобы не заржавели стразу в море.
Значит либо нержавейка, либо алюминиевый сплав, мало подверженный коррозии.

Из доступного может быть нержавейка или ад31т. Написал в экселе формулу для сравнения.
Нержавейка, скорее всего типа aisi 304. Опасаюсь, что в море могут появиться некрасивые, но не опасные, рыжие следы коррозии.

Если сравнивать по пределу прочности на разрыв, то получается
ад31т 65х3 чуть слабее, чем д16т 68х1.5
Нержавейка 65х1,5 немного крепче, чем д16т 68х1.5

Если сравнивать по пределу текучести (0.2) нержавейка слабее. По весу, трубы из нержавейки со стенкой 1.5 получатся тяжелее, чем алюминиевые со стенкой 3.
Правильно я понимаю, что условно-пластилиновый сплав ад31т подойдет для балок лучше, чем первая попавшаяся нержавеющая сталь?