f Авария при отходе в накат. Индонезия, Суматра, Pulau Tuangku
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Авария при отходе в накат. Индонезия, Суматра, Pulau Tuangku  (Прочитано 3962 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

bserg2

  • Сообщений: 1331
  • Уважуха: +92/-41
  • Тип: катамаран
карта для наглядности

У нас был комбинированный поход река-море.  До момента аварии прошли 280км по реке Алас, 60км по морю до архипелага Баньяк и намотали по островам архипелага порядка 200км.
Катамаран чисто моторный, размеры 6.3 на 2.5, рама плоская по типу сплавного, алюминиевая, мотор 3.5 двухтактный.  Экипаж 6 человек в т ч трое без опыта.
Погода - все время штиль.
О том что на внешней (юго-западной) стороне острова будет большой накат я знал, шли туда сознательно, т к надоело плавать по внутренним закрытым островам архипелага, хотелось "моря".
Остальная команда, даже те, кто со мной раньше ходили, с большим накатом ранее не сталкивались, кроме случая когда выходили из реки в море, там были валы до 3х метров, мы через них шли, но там все было видно сильно заранее.
У меня опыт был, в т ч в 2013г на Филиппинах на западном берегу о Палаван, когда при причаливании в накат почти перевернулись и 4 человека из пяти смыло с катамарана.
Когда зашли за северный мыс о.Туанку увидели сильный накат, исключающий возможность причалить,  на мысу останки разбитого большого корабля.
Места возможных стоянок были определены заранее - это большая песчаная бухта, прикрытая от наката большим островом Bangkaru  или следующая за ней узкая глубокая бухта.
Встали в большой бухте в левой (северной) части. Накат присутствовал, но был значительно ослаблен, по сравнению с тем что видели на мысу и после. Катались на накате на пенках и большом надувном круге.
Затем у нас в планах было посетить соседний остров Bangkaru и постоять день или два на нём, но у нас были недостаточны резервы воды.  Во время прогулок по бухте были найдены несколько ручьёв, один из которых тёк бодро и вода была холодная. Было решено пополнить аварийные запасы воды из ручья. У нас были таблетки для обеззараживания (акватабс) плюс в последствии планировалось эту воду перекипятить.
Для набора воды мы перечалились примерно с километр к другому краю бухты. При причаливании были небольшие проблемы (начали серфить с наката и чуть не развернулись боком под него) и было отмечено что здесь накат здесь значительней.
Взяли 80л воды.
Про отходе немного замешкались и поймали волну-убийцу порядка 4м причём в самой её неприятной фазе, когда завитушка присутствует но обрушения ещё не началось.
Катамаран стоял носами строго на волну, имел скорость под вёслами, и набирал скорость под мотором.
Когда я увидел что идёт большая волна, остановиться и дать задний ход было уже поздно - было уже глубоко, я дал полный газ в надежде пробить волну.
Пробить не получилось, катамаран полез вверх носами до вертикального состояния. Я понял что дело плохо и попытался заглушить мотор, но тут на меня сверху прилетел Женя со своими 100кг.
Я не помню как попал в воду, очевидцы говорят с сальто через голову. В воде услышал звук работающего мотора, закрыл голову руками. Потом услышал что мотор заглох.
Вынырнул, впереди увидел кат на ровном киле, носами всё так же стоял к волнам, на кате 2 человека из шести, остальные в воде, и идёт вторая большая волна. Попытался нырнуть, насколько это возможно в спасжилете, и уйти вбок чтобы не попасть под кат. Второй волной вынесло к берегу по пояс, катамаран тоже был у берега, на вид целый. В воде плавали вещи.
Зачалили катамаран, собрали вещи.
Из потерь 2 кепки и промочили в солёной воде фотоаппарат.
У катамарана сломаны все 4 продолины  каждая в 3-4местах, и одна поперечина в центре, осколки продолин пробили в 3х местах внешнюю оболочку, но внутренние камеры целы (баллоны 2х слойные)
На носу был привязан большой надувной круг Ф1.5м в надутом состоянии, у него вырвало ручку, за которую был привязан и он сдулся.  Возможно он тоже сыграл свою роль в том что не смогли пробить верхнюю часть волны, а может и нет.
Человек, который прилетел на меня сидел на баллоне спиной к баджеровской надувной сидушке и был закреплён коленным упором из плетёной верёвки. Верёвка порвалась а сидушка лопнула.
Перед отходом баллоны были накачаны до нормального рабочего давления, но не до каменного состояния, т к потом  на воде на солнце они ещё раздуваются.
Возможно, если баллоны были бы накачаны до максимума продолины остались бы целы,  но возможно тогда шансов перевернуться через корму было бы больше.
Удержавшиеся на катамаране люди говорят что катамаран встал свечкой вертикально и потом сполз по рушащейся волне назад.
Ремонт занял 1 день.
Все продолины и 1 поперечина были заменены на деревянные, конструкция баллонов это позволяла.
Узлы соединения продолин Ф36х1.5 с поперечинами ф55х1.5  -  радиусная шайба из полицеталя, в середине болт М8, поверх скрутка из верёвки - не пострадал ни один, все продолины сломались вне узлов соединения с поперечинами.

Выводы простые: против лома нет приёма, к накату надо относиться серьёзно и не зевать. Или применять другие методы, чтобы не ходить на него в лоб.
Например при отходе после ремонта мы провели катамаран вдоль берега 500м где начинала сказываться тень другого острова.
После аварии долго изучали накат, пришли к выводу что в этом месте большие волны-убийцы приходят безсистемно.
А мы тогда при отходе дождались когда пройдёт серия больших волн и пошли в уверенности что она сразу не повторится.

Какие-нибудь фото выложу немного позже, у меня их ещё нет, только приехал.



Евгений

  • Сообщений: 4454
  • Уважуха: +177/-68
Спасибо за тему!  Может быть ее перенести уже в существующую как раз по этой теме? Чтобы такой опыт не пропал.

CB

  • Сообщений: 2094
  • Уважуха: +69/-21
Потом услышал что мотор заглох.
Заглох, залитый водой, или из-за сорванного шнура аварийной остановки?
Происшествие на моторе сказалось (был ли гидроудар)?

bserg2

  • Сообщений: 1331
  • Уважуха: +92/-41
  • Тип: катамаран
мотор заглох залитый водой. корма катамарана на свечке ушла под воду.
гидроудара не было, по крайней мере ничего не сломалось. мотор продули и завели.


Шестипалый

  • Сообщений: 314
  • Уважуха: +26/-9
  • Михаил Коломейчук. Москва
  • Название: шестипалый
Д-а-а!!
Ничего, кроме пожеланий с таким не сталкиваться пока говорить не буду
НУ, НЕ СТАЛКИВААЙТЕСЬ...
Я понимаю , что прибойная волна  имеет энергию, превышающую , вообще, всё...
Ну... Удачи вам, коли суётесь в такие обстоятельства..

bserg2

  • Сообщений: 1331
  • Уважуха: +92/-41
  • Тип: катамаран
Причём тут суётесь? Эт так вообще надо сидеть дома и никуда не соваться.
Мы знали что там накат (вообще глобально на внешней стороне островов), там гнёзда серферов на этом острове на южном мысу и на других более южных островах.
Мы заранее, ещё дома наметили места стоянок закрытых от наката, и по факту наметили правильно. 
Мы на предыдущей стоянке в километре от места аварии простояли больше суток, была полудневка, несколько раз выходили на пустом катамаране, в т ч ночью за рыбой.
Всё было нормально.
Главная ошибка в том что за время стояния в этой бухте расслабились. Перечалились за водой на километр, подумаешь километр!, бухта та же.
Причём заметили что накат там сильнее, но не придали должного значения. В этом считаю основная ошибка. Расслабились.
Причём не только я но и весь экипаж, т к если бы отошли чётко по моей команде, то бы вышли нормально. А так протормозили секунд 10 лишних,которых не хватило.
Дальше просто "повезло" словить волну максимальную из возможных.
На предыдущей стоянке я смотрел за накатом.  Серия из больших волн приходила примерно раз в 10-12 минут. Причём если она прошла, то следующая будет не раньше чем через 10 мин.
А тут всё изменилось, а мы не обратили должного внимания (подумаешь километр).
Мы подождали большую серию (она помогла стащить груженый катамаран в воду) и спокойно пошли. А сразу вслед за ней пришла ещё бОльшая волна.

Причём это всё только чистый накат.  Ветровой волны вообще не было, на море штиль.
Погода у нас была по инричу, получали каждый день или чаще.
В прогнозе могли различать ветровую волну и накат, их величину и направление.

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4082
  • Уважуха: +203/-142
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
Вот что интересно: камерные баллоны выручили! Причем, максимально жестокое повреждение: разрыв сломанными трубами. Бескамерным был бы полный пшик с серьезным ремонтом в лучшем случае, а может и лодка осталась бы в прибое. А вот при постепенном протирании Кулик пишет - пришел к выводу что бескамерные лучше.
Ну а сам по себе выход или подход в сильный накат... против лома пожалуй нет надежного приема, повезет проскочить между большими гребнями или нет. Только искать место потише.

Григорий Шмерлинг

bserg2

  • Сообщений: 1331
  • Уважуха: +92/-41
  • Тип: катамаран
Вот что интересно: камерные баллоны выручили! Причем, максимально жестокое повреждение: разрыв сломанными трубами. Бескамерным был бы полный пшик с серьезным ремонтом в лучшем случае, а может и лодка осталась бы в прибое.

тоже думал об этом. но! мы были совсем близко у берега. двумя большими волнами катамаран фактически выкинуло на берег.
если бы катамаран продолжал колбаситься в волнах, то внутренние баллоны были бы однозначно пробиты острыми краями труб.
да, ремонт однокамерных в этом случае был бы в разы сложнее, т к пробои были внутри карманов стрингеров.

В этом походе столкнулись с ремонтом камерного баллона когда были на реке. Закупались в городе Kutacane (он довольно большой по местным меркам, население наверное больше 50000), но белых туристов там бывает очень немного.
толпы детей, скачущие по катамарану, им интересно подёргать за всё,  не уследили - они вырвали сосок у баллона, пришлось чиниться. чинились под мостом, на мосту образовалась километровая пробка.

Евгений Антонов (боцман)

  • Неоспоримый, как приказ, Закат шепнет: "Je t'aime." Затем Пройдет и он, всему свой час.
  • Сообщений: 6941
  • Уважуха: +157/-120
  • Прощайте все. Спасибо всем...
  • Название: Лямбда
  • Тип: Hobie 17 sport
  • Номер: ХА-23-К
в самой её неприятной фазе, когда завитушка присутствует но обрушения ещё не началось.

то есть она была еще не отвесная? там что  глубоко уже было?
Как думаешь, если бы без хода ( просто как поплавок) перевалили бы?  Проблему вызвало столкновение в лоб на ходу?
Всему свой срок, бессмертья нет, И этот серый небосвод
Когда-нибудь изменит цвет На голубой, и час придет,
И попрощаться в этот час, Когда б ни пробил он, поверь,
Не будет времени у нас, Мы попрощаемся теперь. ((C))

MaxZZZ

  • Сообщений: 1816
  • Уважуха: +110/-49
  • Максим Зотов
  • Название: Бригадир
  • Тип: катамаран тип Бармалей 2009
  • Номер: М 845
1) Может,  в данной ситуации вообще продольные трубы не нужны? Катамаран тогда как змея  перетек бы за гребень волны и за него зацепился...
2) "Острые края труб" - а если бы трубы были не из  Д16Т, а  из более тяжелого, но мягкого АМГ?
3) Насчет волн прибойных - для многих не секрет, что часто достаточно отойти  пару десятков метров в сторону - и там гребни будут не такими обрушивающимися, и сами волны меньше... На банках волны подскакивают, а потом  раглаживаются...
4) Еще и такие эффекты есть , типа отбойного течения от берега:
http://www.adme.ru/svoboda-puteshestviya/chto-takoe-otbojnoe-techenie-ili-kak-ne-utonut-v-vode-955110/
« Последнее редактирование: 25 Января, 2016, 14:56:57 от MaxZZZ »
Цель не мотивирует, если при ее достижении не меняется стиль жизни

MaxZZZ

  • Сообщений: 1816
  • Уважуха: +110/-49
  • Максим Зотов
  • Название: Бригадир
  • Тип: катамаран тип Бармалей 2009
  • Номер: М 845
в самой её неприятной фазе, когда завитушка присутствует но обрушения ещё не началось.

то есть она была еще не отвесная? там что  глубоко уже было?
Как думаешь, если бы без хода ( просто как поплавок) перевалили бы?  Проблему вызвало столкновение в лоб на ходу?

Так их ударило закрутившимся гребнем, как я понял... Тут свой ход не так важен, да и не набрали они его особо, скорее всего.
Цель не мотивирует, если при ее достижении не меняется стиль жизни

podvodnic73

  • Сергей Живайкин
  • Сообщений: 1209
  • Уважуха: +117/-33
  • www.omnomad.com
  • Название: Котя
  • Тип: Простор
...
4) Еще и такие эффекты есть , типа отбойного течения от берега:
http://www.adme.ru/svoboda-puteshestviya/chto-takoe-otbojnoe-techenie-ili-kak-ne-utonut-v-vode-955110/
Вот уж в каком месте, в океанском приливе, полная... опа ;)
http://omnomad.com/nash-magazin-tovarov-i-uslug - недорогие закрутки и регулируемые транцы
http://omnomad.com/tag/katamaran - о моём катамаране
http://vk.com/public62458049 - группа в ВК

bserg2

  • Сообщений: 1331
  • Уважуха: +92/-41
  • Тип: катамаран

то есть она была еще не отвесная? там что  глубоко уже было?
Как думаешь, если бы без хода ( просто как поплавок) перевалили бы?  Проблему вызвало столкновение в лоб на ходу?

насколько помню как раз отвесная.  и очень высокая, перевалить совсем без шансов.
мне самому интересно, чтобы было, если бы не заводили мотор, а шли на веслах или были бы совсем без хода.
думаю продолины остались бы целы.
с другой стороны киляться в прибое на груженом 6-метровом катамаране идея не самая правильная, а без скорости шанс кильнуться имхо был много выше.

bserg2

  • Сообщений: 1331
  • Уважуха: +92/-41
  • Тип: катамаран
1) Может,  в данной ситуации вообще продольные трубы не нужны? Катамаран тогда как змея  перетек бы за гребень волны и за него зацепился...
2) "Острые края труб" - а если бы трубы были не из  Д16Т, а  из более тяжелого, но мягкого АМГ?
3) Насчет волн прибойных - для многих не секрет, что часто достаточно отойти  пару десятков метров в сторону - и там гребни будут не такими обрушивающимися, и сами волны меньше... На банках волны подскакивают, а потом  раглаживаются...
4) Еще и такие эффекты есть , типа отбойного течения от берега:
http://www.adme.ru/svoboda-puteshestviya/chto-takoe-otbojnoe-techenie-ili-kak-ne-utonut-v-vode-955110/

1. в такой как у меня конструкции стрингера за жесткость не отвечают. за жесткость отвечают только баллоны, которые и так не жесткие.  стрингера - элементы крепления баллонов к раме и элементы крепления поперечин.
2. они бы сминались в узлах крепления поперечин.
3. ну в нашем случае это оказалось именно так, только отойти надо было 500м.  где-то придётся отойти 5-10км.
4. да, рипы я видел и их боюсь.

Ёж

  • Сообщений: 3205
  • Уважуха: +123/-92
  • Тяжелая байдарка пр. "Амдерма"
  • Название: Севпростор
Собственно поэтому я и являюсь сторонником длинных и острых носов с малой плавучестью. Чтобы лодка не свечку делала, а по возможности зарывалась.
Мы сыны батрацкие, мы за Новый Мир! Щорс под красным знаменем - красный командир! www.sevprostor.ru

Евгений Антонов (боцман)

  • Неоспоримый, как приказ, Закат шепнет: "Je t'aime." Затем Пройдет и он, всему свой час.
  • Сообщений: 6941
  • Уважуха: +157/-120
  • Прощайте все. Спасибо всем...
  • Название: Лямбда
  • Тип: Hobie 17 sport
  • Номер: ХА-23-К
жаль - не было постоянно работающей гоупро ...  кино бы зачетное вышло
Всему свой срок, бессмертья нет, И этот серый небосвод
Когда-нибудь изменит цвет На голубой, и час придет,
И попрощаться в этот час, Когда б ни пробил он, поверь,
Не будет времени у нас, Мы попрощаемся теперь. ((C))

podvodnic73

  • Сергей Живайкин
  • Сообщений: 1209
  • Уважуха: +117/-33
  • www.omnomad.com
  • Название: Котя
  • Тип: Простор
Собственно поэтому я и являюсь сторонником длинных и острых носов с малой плавучестью. Чтобы лодка не свечку делала, а по возможности зарывалась.
Если даже волна была в половину меньше, чем ее описывает bserg2, то поймав приливную волну или еще хуже отливную, в той фазе, в которую угодил его кат, шансы пробить ее равны нулю, хоть на каких баллонах. Разве что чудо случится. И ему и его товарищам, сказочно повезло, что катамаран именно не врезался в эту самую волну, а всплыл на нее.
И насколько я понимаю, слова bserg2 "Когда я увидел что идёт большая волна, остановиться и дать задний ход было уже поздно - было уже глубоко, я дал полный газ в надежде пробить волну."  правильнее понимать так - "один ... делать все равно больше нечего, а вдруг чудо да случится" :)
Вполне понятно, что с его имеющимся опытом, это было единственное правильное решение, хоть и без шансов на успех.

"Выводы простые: против лома нет приёма, к накату надо относиться серьёзно и не зевать. Или применять другие методы, чтобы не ходить на него в лоб." - как раз для ярых сторонников всевозможных видов баллонов ;D
« Последнее редактирование: 25 Января, 2016, 17:12:48 от podvodnic73 »
http://omnomad.com/nash-magazin-tovarov-i-uslug - недорогие закрутки и регулируемые транцы
http://omnomad.com/tag/katamaran - о моём катамаране
http://vk.com/public62458049 - группа в ВК

Ёж

  • Сообщений: 3205
  • Уважуха: +123/-92
  • Тяжелая байдарка пр. "Амдерма"
  • Название: Севпростор
Так у меня была похожая фигня этой осенью, я ж где-то писал уже. Из Варзуги выходили с отливом при свежем ветре и сильном накате. Т.е. попытались прорваться через сулой, возникающий в этой фазе отлива. Неудачно)) Но вообще без потерь. Там, конечно, 4 метров не было, но лодка полностью втыкалась в волны и ее полностью накрывало водой. Ну, метра 2-3 было - тоже такие стены воды с завитками. При этом она не получала значительных дифферентов. Не смыло даже тузик, лежавший на балках. Тут эффект, как мне кажется, заключен в том, что лодка всплывает не носом, а где-то ближе к миделю - т.е. на дыбы не встает.

Я тогда просто в первой же волне, естественно, промок с головы до ног, тут же дико замерз и пересрался, и мы повернули назад. Наташка тоже хотела это снять, но очень вовремя нырнула в каюту и захлопнула люк)) Иначе, внутри все тоже мокрое было бы. Кокпит - тот вообще до самых рундуков был полон) Ну а в случае с надувным катом в теплом море тут нужно было бы просто все очень хорошо крепить к раме, включая экипаж.
« Последнее редактирование: 25 Января, 2016, 17:49:21 от Ёж »
Мы сыны батрацкие, мы за Новый Мир! Щорс под красным знаменем - красный командир! www.sevprostor.ru

Ёж

  • Сообщений: 3205
  • Уважуха: +123/-92
  • Тяжелая байдарка пр. "Амдерма"
  • Название: Севпростор
Не, против лома, и в самом деле, приема не существует. Однако, никогда нельзя исключать того, что где-то когда-то ты влетишь в подобную жопу.
Мы сыны батрацкие, мы за Новый Мир! Щорс под красным знаменем - красный командир! www.sevprostor.ru

EMayd

  • Сообщений: 4073
  • Уважуха: +219/-166
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R
Из инфы по Канаде




Ёж

  • Сообщений: 3205
  • Уважуха: +123/-92
  • Тяжелая байдарка пр. "Амдерма"
  • Название: Севпростор
Да-да, очень правильная картинка. Из таких заливов с узким устьем выходить надо только на приливе. А с дуру и хрен сломать можно))
« Последнее редактирование: 25 Января, 2016, 18:21:14 от Ёж »
Мы сыны батрацкие, мы за Новый Мир! Щорс под красным знаменем - красный командир! www.sevprostor.ru

bserg2

  • Сообщений: 1331
  • Уважуха: +92/-41
  • Тип: катамаран
И насколько я понимаю, слова bserg2 "Когда я увидел что идёт большая волна, остановиться и дать задний ход было уже поздно - было уже глубоко, я дал полный газ в надежде пробить волну."  правильнее понимать так - "один ... делать все равно больше нечего, а вдруг чудо да случится" :)

совершенно верно, и ещё сплавной опыт подсказывал что на большие валы лучше идти со скоростью, потому что если без скорости и так понятно что будет.
носы у меня кстати длинные и острые, насколько это конечно применимо к надувной двухслойной конструкции.
жалко камеры включенной не было (на борту она была).  вообще на катамаране надо завести видеорегистратор, и черный ящик :)

Velsky

  • Администратор
  • Сообщений: 3908
  • Уважуха: +166/-82
  • Тип: Микро
  • Номер: RUS 35

bserg2

  • Сообщений: 1331
  • Уважуха: +92/-41
  • Тип: катамаран