f Магадан-Охотск 2015. Авария
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Магадан-Охотск 2015. Авария  (Прочитано 12448 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Кулик

  • Сообщений: 1754
  • Уважуха: +155/-114
  • Тип: SibCat
  • Номер: Нс-4
Re: Магадан-Охотск 2015. Авария
« Ответ #20 : 10 Января, 2016, 16:36:56 »
Олег - не ошибается только тот, кто ни хрена не делает.  У Вас всё нормально! Все живы здоровы, достойно вышли из ситуации.  Здесь всех интересует анализ происшествия, чтобы "по Вашим граблям самим не ходить!" Так, что Вы уже в роли гуру! У меня тоже вопрос - Какова масса собственно лодки?

thn

  • Сообщений: 69
  • Уважуха: +10/-0
  • Тип: Простор
Re: Магадан-Охотск 2015. Авария
« Ответ #21 : 11 Января, 2016, 14:12:33 »
Доброго дня всем! Сорри за задержку. Крестовый перевал закрыли, выбирался домой из Гудаури через Ереван машинами, самолетами, поездами, верблюдами и ослами ;)

Спасибо за добрые слова, не знал, что наш поход так всех заинтересует. Постараюсь потихоньку ответить на все вопросы.

thn

  • Сообщений: 69
  • Уважуха: +10/-0
  • Тип: Простор
Re: Магадан-Охотск 2015. Авария
« Ответ #22 : 11 Января, 2016, 18:40:16 »
Цитировать
Почему баллоны лопались именно под шпангоутами,нижние концы шпангоутов проткнули баллон? Ткань не выдержала разрывной нагрузки от давления?

Баллоны лопались именно под шпангоутами потому, что после того, как лопнул талреп, тросы перестали выполнять функцию рапределения нагрузки. Баллон, натянутый за стрингерный карман палубой, имеет вращающий момент, "выворачивающий" его наружу (увеличивающий развал баллонов). В отсутствие натяжения тросов под действием этого момента баллон стал опираться только на шпангоуты, которые выступили концентраторами нагрузки, так как площадь контакта труб d25, из которых изготовлены рога шпангоутов с баллоном крайне мала. Без усиления и так преднапряженная давлением баллона ткань очень быстро лопнула, что обусловлено в том числе и ударными нагрузками от крутых и достаточно высоких волн на мелководье (глубина на баре в момент прилива по моей грубой оценке около 3 метров). Где именно начала лопаться - сказать не могу, не видел. Но подозреваю, что конечно на торцах рогов шпангоутов, там где на фотографии маленькие продольные разрывы.

https://img-fotki.yandex.ru/get/5625/1243248.5/0_11b271_29764b93_orig
https://img-fotki.yandex.ru/get/9748/1243248.5/0_11b26f_b13daeba_orig

thn

  • Сообщений: 69
  • Уважуха: +10/-0
  • Тип: Простор
Re: Магадан-Охотск 2015. Авария
« Ответ #23 : 11 Января, 2016, 18:43:23 »
Цитировать
Можете дать ссылку на верёвку? Был ли кевлар в оплётке? Какой был трос на баллоне?
Ссылку дать не могу, покупал где-то в европе, не то в Антибе, не то в Ларгсе. Веревка 4мм сердечник кевлар, оплетка - полиэстр черно-желтый.
Трос - нерж d5, куплен в deel.ru, там же обжаты наконечники.

thn

  • Сообщений: 69
  • Уважуха: +10/-0
  • Тип: Простор
Re: Магадан-Охотск 2015. Авария
« Ответ #24 : 11 Января, 2016, 18:52:29 »
Цитировать
и заглянув в даташит кевларовой верёвки, правильно оценит срок её эксплуатации на УФ и потерю прочности при намокании

Laquardamak, извините, но мне кажется это теоретизирование немного ;) Думаю опыт из этого дела простой - тонкой веревке, даже кевларовой там не место. Либо сталь, либо любая веревка но не меньше d6, а лучше d8, если влезет и регулярный осмотр. Мой выбор - стальной талреп. Изначально я его не смог поставить, так как катамаран как таковой существовал только в виде 3d модели в SW и в паре сборочных чертежей Acad, составленных производителем узлов. По этим документам делались сторонними производителями узлы рамы, рулевой и швертовой, баллоны, грот и мной все остальное. Я опасался, что неизбежные корректировки при сборке изменят реальную длину тросов по отношению к проектировочной , а у стального талрепа очень малый ход регулировки. Так что в условиях сжатых сроков я с сделал тросы  длиной (номинал-макс. отклонение) и поставил веревки. Опасения не оправдались, тросы подошли как родные, а вот веревка не выдержала.

thn

  • Сообщений: 69
  • Уважуха: +10/-0
  • Тип: Простор
Re: Магадан-Охотск 2015. Авария
« Ответ #25 : 11 Января, 2016, 18:54:58 »
Цитировать
Я считаю, что ткань вполне подходила для спокойной эксплуатации.
romantik, ваше мнение мне очень важно. Как по вашему, можно ли из аналога этой ткани Vinyplan 6575 попытаться сделать баллоны второй версии? Я пока думаю, что  стоит все-таки делать из более прочной и плотной ткани. Эксплуатация будет естественно неспокойная ;)

Кулик

  • Сообщений: 1754
  • Уважуха: +155/-114
  • Тип: SibCat
  • Номер: Нс-4
Re: Магадан-Охотск 2015. Авария
« Ответ #26 : 11 Января, 2016, 19:15:06 »

Трос - нерж d5, куплен в deel.ru, там же обжаты наконечники.
На такой трос ставят талреп равнопрочный М10.  Я для удобства работы ставлю М12.  У Вас талреп лопнул - это круто (!) и главное с нагрузками всё понятно.  Какой талреп Вы ставили? ...который лопнул и что он замыкал - какую струну? 

Кулик

  • Сообщений: 1754
  • Уважуха: +155/-114
  • Тип: SibCat
  • Номер: Нс-4
Re: Магадан-Охотск 2015. Авария
« Ответ #27 : 11 Января, 2016, 19:25:19 »
Цитировать
Я считаю, что ткань вполне подходила для спокойной эксплуатации.
romantik, ваше мнение мне очень важно. Как по вашему, можно ли из аналога этой ткани Vinyplan 6575 попытаться сделать баллоны второй версии? Я пока думаю, что  стоит все-таки делать из более прочной и плотной ткани. Эксплуатация будет естественно неспокойная ;)
    Я посмотрел на Ващих фото на структуру этой ткани - мне она не нравится.   Про характеристики её я уже писал.  Не экономьте вес - возьмите ту где хлорвинила побольше, Вы ведь не в Крапиве рекорды ставить планируете - а протекторы-подкладки наклейте из тентовки 900 граммовки, если найдете Ferrari 905 (спросите В.У. - он её использовал раньше) - то её используйте.
  И все же ради чего делалаь такая экономия веса?  Сколько кат все же весил?

thn

  • Сообщений: 69
  • Уважуха: +10/-0
  • Тип: Простор
Re: Магадан-Охотск 2015. Авария
« Ответ #28 : 11 Января, 2016, 19:38:31 »
Анатолий Павлович, я там в начале писал, талреп лопнул _веревочный_. То есть несколько оборотов кевларового шнура! Лопнула веревка на верхней струне, если не ошибаюсь, точно сейчас, честно говоря, не помню.

Стальной я буду ставить ему на замену, он действительно М10.
http://deel.ru/shop.nsf/pages/art8275
"8275 Талреп закрытый вилка-обжим на тросе A4 M10/5MM"
« Последнее редактирование: 11 Января, 2016, 20:09:18 от thn »

thn

  • Сообщений: 69
  • Уважуха: +10/-0
  • Тип: Простор
Re: Магадан-Охотск 2015. Авария
« Ответ #29 : 11 Января, 2016, 19:47:30 »
Цитировать
могут вам не очень понравиться

ВРан, любой, даже самый каверзный вопрос не вызовет у меня эмоций. Равно как и комментарии в стиле "дело было в не бобине" - эти нас только адовейше веселят. После НГ соберемся с товарищами, я им с выражением эти комментарии зачитаю и я представляю себе этот бенефис. ;) Раздражение же вызывает лишь додумывание с дивана небылиц и выведение из своих додумываний выводов "космического масштаба и ...". К счастью, пока вы правы, больше конструктива, чем подгонки задачи под ответ в стиле мне не нравится однострингерно-тросовая схема и я буду высасывать из пальца и удобных мне обрывков из ваших цитат липовые обоснования под это мое не нравится.

По существу:
Цитировать
"Как там у вас было со связью с БЗ (Большой землей) и метеообеспечением?"
Был спутниковый телефон на случай Emergency. Рация с антеной на мачте на 16-м канале для Pan pan и Mayday (по факту в тех водах плотность судоходства крайне низка и велик шанс, что в радиусе действия передатчика портативной УКВ радиостанции даже с антенной на мачте вас никто не услышит), так что это скорее средство последнего шанса. В Москве (условно, так как потом она поехала отдыхать в Румынию и вела свои сеансы из замка Дракулы ;)) сидела метеооператор, которая раз в день в заранее оговоренном формате отправляла нам из интернета по SMS на спутниковый телефон прогноз на три дня с временным периодом 12 часов (утро-вечер) с двух источников: http://windguru.cz и http://hmc.meteorf.ru. Для нас это было бесплатно. Схему эту я разработал и протестировал "на берегу". Пример SMS: 23/19/12/20/ne/05/-/0@24/7/8/10/e/05/25/0@24/18/6/10/e/05/80/0@25/7/12/21/sw/06/100/34@25/19/15/25/se/06/95/-@26/7/10/15/s/05/sse/30/0. Формат долго придумывал, еще дольше объяснял оператору. Сначала непонятно, на третий день читал форкасты как Достоевского ;) Товарищи веселились: "шкип читал пейджер, много думал". Прогноз windguru более менее соответствовал действительности, хотя эта акватория на windguru наполняется энтузиастами на общественных началах. hmc.meteorf.ru - это скорее для общего представления развития метеоявлений, проще говоря чтобы понимать, идет ли в Охотку с тропиков спиралька, которая нас заденет крылышком по касательной или нет.
С питанием электроники отдельный вопрос, долгий, но был мной решен в общем успешно. Факап только в спутниковом телефоне, у него оказался нестандартный разъем (поверил товарищу на слово, что "он обычный" по телефону), ни один из трех десятков моих переходников в него впихнуть не удалось. Поэтому спутник берегли очень, к счастью удалось купить к нему перед походом буквально за два дня до выхода с доставкой из Питера новую батарею - была целая операция войскового уровня ;)

Цитировать
Были ли заранее выбраны места стоянок вдоль всего побережья?

Были, но условно. То есть, эти места были выбраны во-первых на случай аварий, чтобы знать, куда вообще двигаться и не тратить время на выбор места. А во-вторых, как реперные точки для соблюдения графика следования, чтобы быстро оценивать насколько опаздываем или опережаем. В реальности в эти точки конечно попадали 50 на 50. В районе Охотска скверная особенность в том, что берега очень гладкие, бухт нет, гор нет, поэтому там и точек не было, должны были идти прямо до Охотска и входить на ночевку в Кухтуй. Хочу предупредить кстати, что соваться в Кухтуй по отливу не стоит - во-первых валы, во-вторых очень мелко и лоций нет, бар меняется постоянно. Мы там срезали штифт на винте на втором катамаране.

Цитировать
Из чего складывались 850 кг в/изм вашего катамарана? вроде три участника, 100 кг топлива, и 70-100 кг снаряжения - это всего 430-450 кг. Т.е. интересует загрузка при выходе, и она же в момент происшествия.

На старте:
250 кг - катамаран с мотором
220 кг - три человека
~150 кг (200л) - топливо (из расчета 0.1 л/км на весь маршрут, так как сроки были очень сжатые и останавливаться в ожидании ветра мы себе позволить не могли)
20 кг - тара под топливо
60 кг - личные вещи
50 кг - инструменты, оборудование навигаци и связи, аккумулятор
~60 кг - еда в двух 120 литровых бочках
20 кг - вода, НЗ

В момент аварии чуть уменьшилось количество еды и топлива

Цитировать
И, плиз, загрузку второго катамарана, при выходе из Магадана, и примерную загрузку в районе Охотска.
~170 кг - катамаран с мотором (точно вес не помню)
220 кг - три человека
~120 кг (~160 литров) - топливо
~10 кг - тара под топливо
60 кг - личные вещи
~20 кг - инструменты, оборудование навигации и связи
~30 кг - еда в двух 65 литровых бочках
~20 кг - вода, НЗ

Опять же в момент аварии чуть уменьшилось количество еды и топлива
« Последнее редактирование: 11 Января, 2016, 20:01:30 от thn »