f Магадан-Охотск 2015. Авария
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Магадан-Охотск 2015. Авария  (Прочитано 13028 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

thn

  • Сообщений: 69
  • Уважуха: +10/-0
  • Тип: Простор
Магадан-Охотск 2015. Авария
« : 07 Января, 2016, 19:08:34 »
Доброго нового года всем. Я автор и шкипер катамарана, потерпевшего крушение в районе Охотска 2015.07.24.
Прежде всего, необходимо сказать, что я категорически не хотел предавать дело огласке ни в какой форме, так как это - полностью моя неудача, над неудачами надо работать молча. И рот раскрывать только когда доведенный до ума кат пройдет выбранный маршрут до конца и матчасть не вызовет нареканий, то есть будет результат. Предвосхищая спорное мнение "мы тут языком на диване за пивом чешем, не щадя себя и клавиатур, чтобы родилась истина", сообщу, что люди, мнение которых я уважаю, получили в персональной переписке мои иногда очень многочисленные вопросы и все любезно мне ответили на них, за что им спасибо. Второе, что препятствует широкому обсуждению аварии до устранения причин и достижения результата - мое общение с подрядчиками, (людьми, известными здесь) опыт и профессионализм которых может быть скомпроментирован, подчеркну, абсолютно без всяких оснований на это. Еще раз повторю, чтобы поставить точку - опытом надо делиться, когда он есть и он положителен, то есть когда есть результат. У меня - нет и поэтому я молчал. Мой товарищ по своему желанию и вразрез с моим мнением выложил историю в публичное освещение - его право, благо человек весьма уважаем, в том числе и мной. Так или иначе я вынужден реагировать, так как читать большинство довольно умозрительных, а зачастую и откровенно глупых пассажей относительно своего детища откровенно тоскливо. Далее, прошу не подвергать сомнению опыт коллектива и соответствие его маршруту. Как сказал stariy60: "выживать обучены" иначе, все кончилось бы гораздо печальнее. На этом с лирической частью закончу. Эта часть декларативна, обсуждению не подлежит, не трудитесь превращать ее в бесконечный унылый флуд, моя просьба.

Теперь по конструкции.
Кат проектировал и изготавливал сам с активным участием одного из весьма уважаемых производителей. Именно его участие сделало раму такой живучей и нечувствительной даже к таким вот авариям, какая случилась у нас. Также отмечу высокое качество изготовления баллонов также более чем опытным производителем. Причины аварии напишу ниже, сначала отвечу на вопросы, которые накопились по конструкции, судя по обсуждению.
1. Стрингер (совокупность свободно вращающихся относительно друг друга на втулках отрезков труб Д16Т 50х2 без единого отверстия, зажатых между шпангоутами) помещен _полностью_ в дублированном кармане баллона, небольшие перерывы в кармане только под шпангоуты. Оторвать баллон от стрингера нереально, авария это показала. Когда я наполовину под водой отрезал заваленный галькой баллон от стрингера, чтобы вытащить раму, обратил на это внимание, так сказать, с пристрастием.
2. Тросовая ферма, обращаю внимание, состоит не из двух, а из трех тросов, что делает ее в совокупности с надутым балоном заведомо жестче двутрубного стрингера той же весовой категории. Опять же продолжительный ход на двухметровой волне семиметрового ката общим весом более 850 кг это показал.
3. Тросы 5 мм 1х19, наконечники из AISI316 обжаты на оборудовании, имеющем сертификат Ллойда, кроме одного звена, о котором позже.
4. Все узлы (законцовки, шпангоуты, рулевая, швертовая, соединения) AISI316/AISI304, конструкционно-технологические решения проверены реальным опытом.
5. В общей топологической схеме несущих элементов выбран некий баланс между жесткостью и луноходностью с минимизацией жестких заделок. Диагональную и плоскостную жесткоть дает пирамида, крепление шпангоутов к поперечинам усилено подкосами.
6. Поперечин 5шт. Материал поперечин и балок пирамиды - труба Д16Т 60х2. Число отверстий минимизировано. Нет ни одного отверстия без усиления (втулка и обечайка или точеный толстостенный наконечник).
7. Карманы тросов клеились "по месту" с учетом кривизны тросов в рабочем положении для минимизации нагрузки на края карманов.
8. Материал балонов - Виниплан 6575, 850 гр/квм. Размер балона: длина 7000 мм, диаметр 610 мм, объем 1.7 кубм.

Теперь об аварии.
Цитирую самого себя в переписке с производителем узлов, поэтому немного другой язык, прошу прощения.

"Стартовали из Магадана с намерением дойти до Николаевска. Состав - 6 человек, два катамарана. Один из них обсуждаемый и второй из старых балонов (тот же материал и производитель, размеры 6000хd500, изначально под простор). Второй катамаран правда обладал низкой жесткостью, слабой мореходностью, малой скоростью и крутизной курса к ветру в бейдевинд и неудовлетворительной обитаемостью, но тем не менее около 80-100 км по генеральному курсу мы за день делали. Наш катамаран (назвали Малышка Мю или просто Мю) вел себя весьма хорошо, скорость, остойчивость, жесткость, управляемость, обитаемость и комфорт - все в общем нормально. Единственное, что работало неудовлетворительно - подшипник закрутки стакселя, но стакселем почти не пользовались, что не сильно обременяло. Шли несколько дней.

За мысом Лисянского горы отошли вглубь материка и начались ровные берега без бухт, представлявшие из себя галечные косы с длинными лагунами внутри. В лагуны впадают многочисленные речки. Лагуны имеют сообщение с морем в виде промывов с барами, постоянно меняющих свое местоположение, об этой местной особенности мы к сожалению не знали, когда я готовил навигационное обеспечение, просохатил этот момент. Галечные косы открытые, ровные, в них постоянно, даже в штиль бьет накат. Чуть раздувает, накат преврящается в хороший океанский прибой, швартоваться в который на груженом судне нет возможности, поэтому от промывов мы зависели в плане постановки на ночь. На ночь останавливаться приходилось, так как второй катамаран не имел возможности круглосуточного хода. Утром 24 июля вышли в море в один из таких промывов, в который накануне зашли вечером на ночевку. Заходили в штиль и в отлив, было спокойно, выходили в ветер 12 узлов (здесь и далее ветер указывается достаточно точно, я имел с собой анемометр, указываю здесь и далее среднюю цифру, на порывах ветер был сильнее) и ближе к приливу, удивились встречным валам, на которых пришлось попрыгать на выходе, где течение сталкивается с приливом. Пошли как всегда вдоль берега, ветер 12 узлов, волна 1.5-2 метра, нам нормально, второй катамаран колбасило изрядно, рулился вроде нормально, но ход сильно потерял. Через несколько часов хода ветер усилился до 16 узлов, волна пошла больше 2 м. На втором кате сломалась уже починенная один раз рулевая и заглох мотор (бензин магаданский оказался очень грязным, регулярно приходилось чистить фильтры), на такой волне на маленьком кате разбирать мотор и доставать фильтр не решились, решили заходить под парусами в ближайший промыв на починку. Благо ветер бакштаг почти вдоль берега, чуть отвально. Обозначенный на генштабовской карте промыв не нашли - он переместился. Шли вдоль берега пока не втретили ближайший. Обсуждаемый кат пошел первым. При попытке захода в этот промыв, на баре мы и потерпели аварию. Валы там стояли очень большие, нам "повезло" - данный промыв такой оказался, да еще пик прилива. В моря картины этих валов не видно, поэтому влетели мы в очень неприятное место, где волна метров 5-6 высотой закручивается в серфовую трубу. Вот такая дура нас догнала, подняла корму, воткнула носами в воду и накрыла сверху (как метко написал шкипер Чапаева: "как будто в тебя кинули аквариумом"). И тут лопнул _ВЕРЕВОЧНЫЙ ТАЛРЕП_ на носу тросовой фермы правого балона. После этого через пару секунд лопнула носовая секция правого балона и еще через полминуты средняя секция правого балона. Нас колбасит в здоровенных волнах на мелководье, волны все закручивающиеся. Мотор работает. Ветер проносит нас мимо промыва, мотора хватает только держать носы перпендикулярно волнам. Лопается талреп на носу левого балона и лопается вслед за ним носовая секция левого балона. Идем на трех секциях из шести, почти под водой. Мотор хонда - из под воды почти не виден, но работает. Уходим всем экипажем на левый борт для откренки и я принимаю решение швартоваться в прибой. Прибой мощный, но деваться некуда. Ловим момент, втыкаемя в носами в берег, спрыгиваем, дергаем вдвоем (третий на руле) 850 кг на берег и начинается цирк на несколько часов. Отрезаем вещи, канистры с топливом, снимаем мотор, рулевую - все по макушку в воде. Пока шли к берегу, я успел по рации описать ситуацию второму кату и предупредить об опасности. Тут им сильно помог сплавной опыт, будучи предупрежденными, как потом сказал шкипер второго ката: "работаем, как в пороге". Обошли бар, и удачно зашли вдоль берега внутрь лагуны, зашвартовались с другой стороны галечной косы от нас и дальше помогали нам. Катамаран сначала сильно колбасило и стаскивало в море, втроем (пока еще втроем) еле удавалось его удерживать, потом помогло то, что в правый совсем рваный балон набило гальки, сложенный шверт тоже зарылся в гальку  и более менее кат встал на месте, только колбасило его сильно. Весь хабар вытащили, ушел только джетбойл для кипятка и ремнабор - единственные две вещи, не привязанные на момент аварии. Палатка к сожалению сильно порвалась, пришлось ее остатки срезать, палуба была целой, где могли, отстегнули пряжки, где не могли (под водой), я отрезал их ножом. Вшестером сгребли гальку с палубы, которой туда уже намыло несколько сотен килограмм и вытащили палубу. Дальше все говорят мне: "надо отрезать правый балон, без этого не вытащим". У меня рука долго не поднималась, потом пошел в воду. Пока резал, те, кто не отвернулся, говорят лицо у тебя было выразительное ;) Балон отдали морю.

Итог - _ЦЕЛАЯ РАМА ПРАКТИЧЕСКИ БЕЗ ЕДИНОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ_, за исключением чуть погнутой хребтовой балки в том месте, где она опиралась на сложенный шверт. Практически весь кат давил на нее весом и она чуть изогнулась в форме задней кромки шверта. Рама разобралась как новая - без единой заклинки, ни одной мелкой детали не потеряно, весь рангоут, такелаж - все целое. Катамаран, не спустив флага, на ровном киле стоял на берегу. Палуба также (сетка и способ крепления и приклейки все) выдержали. Потери - палатка, виниплан плотностью 300 гр/квм конечно недостаточной прочностью для таких историй обладает, правый балон ушел в море, левый балон, хоть я принципиально и притащил в Москву, пригоден только на заплатки (так я написал тогда, сейчас после изучения - балон вполне ремонтопригоден, что подтвердил производитель балонов), в прибое еще лопнула средняя секция и он имеет две дыры по 20 см длиной каждая. Мы встали на дневку, ветер усилился до 20 узлов, море тоже раскачивалось все сильнее и прибой стал к вечеру совсем зверским. Дождались хорошей погоды, Мю разобрали, погрузили на второй кат и отправили его с двумя человеками экипажа в Охотск, сами пошли в Охотск пешком. Это отдельная история - дождь, ветер, болота, медведи, переправы через реки и тд ;)

Так как все это безобразие ушло много времени, которого у нас и так было в обрез, в Николаевск мы уже не успевали, да и идти на одном кате такого качества не решились. Поэтому трое вылетели из Охотска через Хабаровск в Москву, а трое пошли на оставшемся кате обратно в Магадан. Все закончилось хорошо, все живы, здоровы, довольны, не обосрались, только Мю жаль почти как живую.

Теперь об причинах аварии, установленных по первичной информации в процессе аварии, после нее, анализа катамарана в базе и консультаций с производителями узлов и баллонов:

1. Материал баллонов, немецкая ткань Mehler Valmex 7325 Arctic Life Raft Heavy по прочности неудовлетворителен для данных баллонов.
2. Веревочные талрепы - чисто моя вина, использованная веревка хоть и кевларовая, была всего 4 мм, по 6 оборотов. Она просто перетерлась, этого я не учел, когда прикидывал необходимую прочность талрепа.
3. Осмотр показал, что балоны лопались по шпангоутам. Балоны под шпангоутами не были усилены - также моя вина, производитель баллонов на это указывал.

Две последние причины осознавались мной до поездки, но были явно недооценены и явились следствием спешки при постройке в условиях фиксированных сроков похода на Дальний Восток. Кто-то высказал справедливый довод против однострингерно-тросовой схемы: большее число потенциально опасных элементов, разрушение каждого из которых приводит к полной потере функциональности продольной балки в целом. В нашем случае это не совсем справедливо, так как заложенная в раму прочность не дала продольным балкам потерять целостность и жесткость даже после потери натяжения тросов. Нам удалось не потерять ход, ограниченно управляться и дойти до берега. При этом рама в целом потеряла жесткость незначительно, я специально обращал на это свое внимание. Также очевидно, что запас прочности рамы также вполне удовлетворителен, что показало почти полное отсутствие повреждений элементов рамы (единственно повреждение связано со швертом). Уверен, что при наличии дублирования ненапряженными слоями мест под шпангоуты и тросы, а также выбора соответствующего габаритам и условиям эксплуатации материала баллонов, они сохранили бы целостность и лопнувший правый талреп стал бы мелким досадным недоразумением. Однако в нашем случае имел место почти одновременный выход из строя сразу четырех элементов, два из которых, балоны - ключевые. Таким образом, причина аварии - не системный недостаток однострингерно-тросовой схемы или общее несоответствие катамарана/команды маршруту, а три вполне конкретных грубых недоработки в постройке, исправлению которых препятствий нет. Обращу внимание - сам процесс проектирования и постройки - отдельное удовольствие, не менее важное, чем собственно эксплуатация. А походы в таких условиях и с такими эксцессами для нас далеко не новость, все привыкли получать и от этого удовольствие, поэтому весь коллектив беконечно далек от нытья в стиле "как страшно", "как тяжело" и прочих. Катамаран будет модернизирован и выйдет в море.

PS Отдельно любителям забить осиновый кол в мой катарман: забейте его себе сами знаете куда, товарищи матросы, извините за грубость. Несколько лет бессонных ночей, сломанного мозга, пролитый пот и жизнь этим проектом дают мне моральное право один раз нагрубить.

PPS Отдельная просьба модератору. Понимая, что свалил в кучу несколько разных тем, которые по правилам Форума должны быть разнесены в соответствующие тематики, прошу все же оставить мой пост единым хотя некоторое время, пока большинство не ознакомится с ним именно в едином виде. Мне кажется так будет правильнее. Если это невозможно, приму как есть.

С уважением, Олег

EMayd

  • Сообщений: 3338
  • Уважуха: +224/-169
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R
Re: Магадан-Охотск 2015. Авария
« Ответ #1 : 07 Января, 2016, 19:18:30 »
Кто-нибудь, дайте ссылку на т.х. Mehler Valmex 7325 Arctic Life Raft Heavy.
Не могу нигде  найти.

Ёж

  • Сообщений: 3167
  • Уважуха: +126/-96
  • Тяжелая байдарка пр. "Амдерма"
  • Название: Севпростор
Re: Магадан-Охотск 2015. Авария
« Ответ #2 : 07 Января, 2016, 19:41:21 »
А когда будет про пеший переход до Охотска?

Блин, очередная крутейшая история. Давай продолжение и фотки!))
Везучий чайник www.sevprostor.ru

Максим Мальков

  • Сообщений: 1634
  • Уважуха: +179/-69
  • СП 1
  • Название: Мазай-трим
  • Тип: Тримаран
  • Номер: СП-1
Re: Магадан-Охотск 2015. Авария
« Ответ #3 : 07 Января, 2016, 19:47:07 »
Почему баллоны лопались именно под шпангоутами,нижние концы шпангоутов проткнули баллон?Ткань не выдержала разрывной нагрузки от давления?
« Последнее редактирование: 07 Января, 2016, 21:56:42 от Максим Мальков »
Делаю тримараны, разные,обращайтесь.

romantik

  • Сообщений: 684
  • Уважуха: +58/-18
  • www.romantik.net.ua
  • Название: Метелик
  • Тип: катамаран
  • Номер: Х19
Re: Магадан-Охотск 2015. Авария
« Ответ #4 : 07 Января, 2016, 20:01:42 »
Почему баллоны лопались именно под шпангоутами?Получается что ткань не выдержала разрывной нагрузки от давления?
Я считаю, что ткань вполне подходила для спокойной эксплуатации. Но тут были ударные нагрузки. Прикиньте, гружёный кат бросить с некой высоты/волны углом на берег. И при этом кат не сложился по диагонали...
С уважением,
Олег Хамидулин

Максим Мальков

  • Сообщений: 1634
  • Уважуха: +179/-69
  • СП 1
  • Название: Мазай-трим
  • Тип: Тримаран
  • Номер: СП-1
Re: Магадан-Охотск 2015. Авария
« Ответ #5 : 07 Января, 2016, 20:30:13 »
Кат не бился о дно,все произошло на глубине,как я понял.
Делаю тримараны, разные,обращайтесь.

Laquardamak

  • Сообщений: 1363
  • Уважуха: +43/-70
Re: Магадан-Охотск 2015. Авария
« Ответ #6 : 07 Января, 2016, 20:37:02 »
Кто-нибудь, дайте ссылку на т.х. Mehler Valmex 7325 Arctic Life Raft Heavy.
Не могу нигде  найти.
Редко заказывают, потому и не публикуется в каталогах.
Проще позвонить или написать на мыло.
Они всегда учтиво и по делу отвечают.
Mehler Texnologies GmbH
Rheinstrasse 11 · D-41836 Hückelhoven
Edelzeller Strasse 44 · D-36043 Fulda
Tel. +49 (0) 2433 459 0 · Fax +49 (0) 2433 459 151
info@mehler-texnologies.com
www.mehler-texnologies.com

Просто ТУРИСТ

  • Сообщений: 2911
  • Уважуха: +131/-148
  • Название: АТАКА
Re: Магадан-Охотск 2015. Авария
« Ответ #7 : 07 Января, 2016, 20:37:44 »
Так же  очень хочу услышать подробности пешего перехода ! Сколько километров реально прошли , что взяли с собой из снаряги , обувь , палатка , спальники ?
Клятвы данные в штормовую погоду,очень быстро забываются в тихую.Погоду и Родину, не выбирают.

romantik

  • Сообщений: 684
  • Уважуха: +58/-18
  • www.romantik.net.ua
  • Название: Метелик
  • Тип: катамаран
  • Номер: Х19
Re: Магадан-Охотск 2015. Авария
« Ответ #8 : 07 Января, 2016, 20:47:41 »
Кат не бился о дно,все произошло на глубине,как я понял.
Да, похоже так (перечитал...) Но характер нагружение от этого почти не меняется.
С уважением,
Олег Хамидулин

EMayd

  • Сообщений: 3338
  • Уважуха: +224/-169
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R
Re: Магадан-Охотск 2015. Авария
« Ответ #9 : 07 Января, 2016, 21:02:14 »
Цитировать
2. Веревочные талрепы - чисто моя вина, использованная веревка хоть и кевларовая, была всего 4 мм, по 6 оборотов. Она просто перетерлась, этого я не учел, когда прикидывал необходимую прочность талрепа.

Можете дать ссылку на верёвку? Был ли кевлар в оплётке?
Какой был трос на баллоне?