f Уход к берегу в штормовую погоду, выбор убежища
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Уход к берегу в штормовую погоду, выбор убежища  (Прочитано 2439 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Илья МГУ

  • Сообщений: 3778
  • Уважуха: +292/-106
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
В свое время прикидывал возможность похода на "Ветре" вдоль побережья Сахалина. Отказался - убежищ нет, а в устья малых речек в свежую погоду не зайти из-за прибойной волны.
Чуть офф, но на эту реплику хочу ответить.
Шкериться в устьях небольших рек, в т.ч. при навальном ветре, это огромный недооценённый ресурс. Начиная с 2011 года (Курилы) на Котоярви он активно используется. Несмотря на ужасный вид прибоя на баре реки, всё вовсе не так уж плохо. К этому году отработали  методику до автоматизма.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

CB

  • Сообщений: 2094
  • Уважуха: +69/-21
К этому году отработали  методику до автоматизма.
А нельзя в какой-либо теме описать эту методику?

Илья МГУ

  • Сообщений: 3778
  • Уважуха: +292/-106
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
К этому году отработали  методику до автоматизма.
А нельзя в какой-либо теме описать эту методику?

Немножко есть в отчёте по Курилам, см. Парамушир, Камчатка: http://yachta-kotoyarvi.narod.ru/
Сейчас пишу отчёт по Охотке, там подряд будут кадры с заходом.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

CB

  • Сообщений: 2094
  • Уважуха: +69/-21
Немножко есть в отчёте по Курилам, см. Парамушир, Камчатка: http://yachta-kotoyarvi.narod.ru/
Посмотрел. Похоже, такая методика не везде применима - при мелком баре можно на нем сесть корпусом и быть разбитым волнами. В Тазовской губе фарватер для захода в речки часто идет вдоль берега (в "лоб" - непроходимая мель), бортом к волне.

Кулик

  • Сообщений: 1754
  • Уважуха: +155/-114
  • Тип: SibCat
  • Номер: Нс-4
Немножко есть в отчёте по Курилам, см. Парамушир, Камчатка: http://yachta-kotoyarvi.narod.ru/
Посмотрел. Похоже, такая методика не везде применима - при мелком баре можно на нем сесть корпусом и быть разбитым волнами. В Тазовской губе фарватер для захода в речки часто идет вдоль берега (в "лоб" - непроходимая мель), бортом к волне.
   Я полностью согласен с Ильей Л. - заход через бар не так страшен как думается, но судно должно быть к этому готово (как минимум - надежно дублированное дно поплавков).  Уже в 2006 году, в Индийском Океане, поняв это (т.е., что судно наше легко выдерживает удар о риф...) - мы обнаглели до такой степени, что ходили через риф напрямую в атолы - просто из лени обходить !  Проблема была в выходе из устья реки, когда надо было преодолеть и бар и зачастую встречный ветер и высокую встречную волну. Наши суда очень легкие и даже мои "гигантские" катамараны ставило на дыбы, разворачивало лагом и сбрасывало обратно в реку.  Здесь надо реально оценивать  мощность мотора, возможности своей лодки, свои навыки опыт и умения.  Но благоприятной погоды, чтобы вновь выйти в море можно дождаться!!!  А вот когда в море уже безнадега по каким-то причинам и ситуация уже зашкаливает от "очень хреново" к  "3,14...цу" - совершенно реально выбирать проход через бар!  ...только лодочки надо делать понадежнее!

ВРан

  • Moderator
  • Сообщений: 1469
  • Уважуха: +123/-106
  • М625 "Негордый"
К этому году отработали  методику до автоматизма.
А нельзя в какой-либо теме описать эту методику?
Немножко есть в отчёте по Курилам, см. Парамушир, Камчатка: http://yachta-kotoyarvi.narod.ru/
Посмотрел. Похоже, такая методика не везде применима - при мелком баре можно на нем сесть корпусом и быть разбитым волнами. В Тазовской губе фарватер для захода в речки часто идет вдоль берега (в "лоб" - непроходимая мель), бортом к волне.
Каждая лодка - несколько своя специфика. В Обской и др. мелких местах, на легком катамаране параллельный основной береговой линии бар - проходится при тщательном его просмотре - обязательно есть промоины с достаточной глубиной.
Мы обычно становились метрах в 200-300 с наветра от линии бурунов. Там убирали лишнюю парусину (если слишком колбасило). А заодно - присматривали проход. На волне метра полтора-два, обычно хорошо видно место, где гребни менее пенные и более гладкие. После линии бара - обычно глубина. Если там еще и устье речки - дальше вообще без проблем, проходится на тихое место. В совсем жестких (для нас, т.е. небольшого катамарана) условиях, шли или на рифах, или (один раз) - вообще на стакселе; все равно, скорость была на гребне более 20 км/час. В процессе всего движения к берегу - обязательно один участник (т.н. тактический рулевой, он же стрелок-радист") смотрит "заднюю полусферу", чтобы оттуда не привалила неожиданность. Предупреждает рулевого; он же (или другие участники) готов после прохождения основных гребней подрулить веслом, чтобы лодку лагом не поставило. Все. Первый раз страшненько выглядит, потом привыкаешь.
...Обычно, места для остановки присматриваются заранее, еще ДО похода; на переходе просто выбирается либо одно, либо другое, либо третье.
...Ну Обские-Тазовские (а также большие мелкие пространства Тазовской, БМ, Баренцева - Печорская губа, Тиманский берег) - там легким катамаранам возможно выброситься на песок во многих местах. С тяжелыми лодками сложнее. Т.е. - устья рек. Ну, думаю, и Илья заранее имеет несколько вариантов выбора стоянки.  Примерно так (или еще тщательнее) и с легкими жесткокорпусными готовиться нужно.
...А тактика прохождения баров, морских порогов придумана и отработана много веков назад. Ничего особо нового.
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб - https://www.youtube.com/user/VadimVRan

Ван Йок

  • Сообщений: 1571
  • Уважуха: +116/-147
Полезно также перед прохождением "колбашения на баре" слегка (или не слегка) отклонить перо руля из вертикального положения назад.
Возможен чисто вертикальный удар о дно, когда возможность отклонения руля назад не сработает и коробку или перо разломает.

Вообще, для "идеального походного катамарана" полезно было бы иметь откидывающуюся коробку руля, в которую вертикально сверху вставлялось бы перо руля.
Это позволило бы осуществить как откидку при наезде на препятствие, так и вертикальный подъем пера при "насаживании" на препятствие.

« Последнее редактирование: 03 Января, 2016, 20:30:51 от Ван Йок »

ВРан

  • Moderator
  • Сообщений: 1469
  • Уважуха: +123/-106
  • М625 "Негордый"
На катамаране - только "слегка". Иначе - на 20+ км/час в режиме серфинга рулится весьма с трудом.
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб - https://www.youtube.com/user/VadimVRan

ВРан

  • Moderator
  • Сообщений: 1469
  • Уважуха: +123/-106
  • М625 "Негордый"
Предыдущее "слегка отклонить" относилось - к процессу ПОДХОДа к берегу.
При отходе - полезно сильнее отклонять, опять же, при проходе гребней и толчеи, скорость зачастую близка к нулю; приподнятым рулем есть возможность в случчего нетяжелую лодку штевнем на волну быстрее поставить.
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб - https://www.youtube.com/user/VadimVRan

Евгений Антонов (боцман)

  • Неоспоримый, как приказ, Закат шепнет: "Je t'aime." Затем Пройдет и он, всему свой час.
  • Сообщений: 6941
  • Уважуха: +157/-120
  • Прощайте все. Спасибо всем...
  • Название: Лямбда
  • Тип: Hobie 17 sport
  • Номер: ХА-23-К
ну так поделитесь вашими секретами...  лично я не знаю как это делать.  рули если будут в рабочем состоянии - их сломает о дно, если "слегка приподнято" перо - его сломает просто о воду на серфинге (было у меня пару раз) или румпеля сломает....  если рули убрать - приведёт поставит лагом и заколбасит.  Как заходить? грот убирать?
Всему свой срок, бессмертья нет, И этот серый небосвод
Когда-нибудь изменит цвет На голубой, и час придет,
И попрощаться в этот час, Когда б ни пробил он, поверь,
Не будет времени у нас, Мы попрощаемся теперь. ((C))

CB

  • Сообщений: 2094
  • Уважуха: +69/-21
Полезно также перед прохождением "колбашения на баре" слегка (или не слегка) отклонить перо руля из вертикального положения назад.
Для нашей "Девы" - нереально.
1.) Рулежка при горизонтальном положении руля требует больших усилий и чревато, как минимум, потерей управляемости, как максимум - поломкой.
2.) При перекладке горизонтального руля на борт он задевает за винт мотора (стараюсь всегда подходить к берегу под мотором, чтобы иметь возможность вернуться и повторно подойти).
2.) Осадка рулем у нас - почти метр, и при прохождении бара лучше вообще его поднять и рулить мотором.
Цитировать
Возможен чисто вертикальный удар о дно, когда возможность отклонения руля назад не сработает и коробку или перо разломает.
Да, дважды (в 13 и 15гг) получали такой удар, результат - поломка приваренной к коробке верхней оси руля (причем не сразу, а через некоторое время).
Цитировать
Вообще, для "идеального походного катамарана" полезно было бы иметь откидывающуюся коробку руля, в которую вертикально сверху вставлялось бы перо руля.
Это позволило бы осуществить как откидку при наезде на препятствие, так и вертикальный подъем пера при "насаживании" на препятствие.
Тоже подумываю о такой конструкции с двумя коробками (как раз сейчас надо менять рулевую коробку и румпель, чинить перо руля). Только сложновато получается, и не для "вертикальный подъем пера при "насаживании" на препятствие", а для того, чтобы заранее, при подходе к мелководью, уменьшить осадку рулем до осадки корпусом. Как при этом лодка будет управляться - еще тот вопрос.

ВРан

  • Moderator
  • Сообщений: 1469
  • Уважуха: +123/-106
  • М625 "Негордый"
Когда совсем сильно вдувает - рифиться или менять на штормовой. Мы первый раз на стакселе это делали, при 6 б и 2+ м волны. Потом просто рифились. От лодки зависит. Руль - наклон - тоже индивидуально. У меня нормально рулится при 20+ км/ч, при отклонении пера от вертикали градусов на 7-10, этого достаточно на подход. При отходе - часто гр. на 30-40 отклоняем. Помогает изрядно.
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб - https://www.youtube.com/user/VadimVRan

Ван Йок

  • Сообщений: 1571
  • Уважуха: +116/-147
ну так поделитесь вашими секретами...  лично я не знаю как это делать.  рули если будут в рабочем состоянии - их сломает о дно, если "слегка приподнято" перо - его сломает просто о воду на серфинге (было у меня пару раз) или румпеля сломает.... 

На Вадимовском тайфуне довелось проехать с десяток километров по мелям-разливам между островов в дельте Енисея.
Глубина сантиметров 40 (но стабильная) и ветер метров 10 (у нас тогда с палубы сковородку сдуло :) ) Но волны нет (в силу мелководья).
Вот там пришлось поднять руль горизонтально и шверт поднять тоже. Усилие на румпеле было килограмм 30-40 по ощущениям, жутко приводилось.

Но ничего не сломалось, однако.
наверно у вас просто слабый рулевой узел ?

Евгений Антонов (боцман)

  • Неоспоримый, как приказ, Закат шепнет: "Je t'aime." Затем Пройдет и он, всему свой час.
  • Сообщений: 6941
  • Уважуха: +157/-120
  • Прощайте все. Спасибо всем...
  • Название: Лямбда
  • Тип: Hobie 17 sport
  • Номер: ХА-23-К
Усилие на румпеле было килограмм 30-40 по ощущениям, жутко приводилось.

Но ничего не сломалось, однако.

наверно у вас просто слабый рулевой узел ?

 ;D ::) :'(

тут Евгений про фазы луны недавно писал.... и про благословение свыше.... 
Всему свой срок, бессмертья нет, И этот серый небосвод
Когда-нибудь изменит цвет На голубой, и час придет,
И попрощаться в этот час, Когда б ни пробил он, поверь,
Не будет времени у нас, Мы попрощаемся теперь. ((C))

ВРан

  • Moderator
  • Сообщений: 1469
  • Уважуха: +123/-106
  • М625 "Негордый"
;D ::) :'(
тут Евгений про фазы луны недавно писал.... и про благословение свыше.... 
Ну да... не сильно помешали в свое время... но сковородку-то все же сдуло ;) ;D
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб - https://www.youtube.com/user/VadimVRan

Ёж

  • Сообщений: 3205
  • Уважуха: +123/-92
  • Тяжелая байдарка пр. "Амдерма"
  • Название: Севпростор
Ну а че? Если глубина позволяет - то становишься кормой на волну, и идешь - хоть под мотором, хоть под парусом. Сразу за кошками, как правило, уже можно совершенно спокойно вставать на якорь. Но это в полярных морях, где армагеддец не особо страшный. А вот как в южных - даже боюсь себе представить))

Было пара случаев на кате в Печорском и Баренцевом морях - вставали непосредственно над отмелью. Т.е. на баре волна ломается, и большие волны далеко не закатываются по малой глубине. Главное не забывать, что на баре волна преломляется и потом может не совпадать по направлению с ветром. Но это вопрос решаемый)) Но вообще желательно заранее прикидывать все убежища, которые будут доступны на переходе. И главное - не ссать)) Ибо по полной воде доступно устье практически любой говнотечки - т.е. желательно планировать все так, чтобы в неопределенных ситуациях середина перехода приходилась как раз на полную воду.
Мы сыны батрацкие, мы за Новый Мир! Щорс под красным знаменем - красный командир! www.sevprostor.ru

Илья МГУ

  • Сообщений: 3778
  • Уважуха: +292/-106
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Похоже, такая методика не везде применима - при мелком баре можно на нем сесть корпусом и быть разбитым волнами. В Тазовской губе фарватер для захода в речки часто идет вдоль берега (в "лоб" - непроходимая мель), бортом к волне.

Всё гораздо хуже :) ВСЕ мелкие речки впадают в море под углом. За всю свою практику я встретил только одно исключение, но там скорее не речка, а промоина в озерцо (Новая Земля 2013г).
Поэтому, то что Вы видели в Тазовской губе, это не исключение, а норма жизни. И в такие речки мы заходим. Мало того, очень часто бывает, что река промывает новое русло и огибает бар  с другой стороны, а не как описано в лоциях или указано на картах. Поэтому при такой швартовке 90% успеха, это правильная разведка.
 Перед заходом в реку мы обязательно делаем проход вдоль берега на предельно малой глубине. Если не поняли фарватер с первого прохода, повторяем ещё и ещё до полной ясности. Частенько, при этом уже получаем пару оплеух навальной волной. Один человек при этом стоит на эхолоте и постоянно транслирует голосом глубину. Бывает, что фарватера как такового и не видно, он угадывается лишь по характерной структуре волн.

Заход в реку на парусах мы не практикуем, только мотор. Его заранее необходимо поднять максимально высоко, не обращая внимание на периодический подсос воздуха. С камбуза убирается весь хлам (иначе будет на полу), на рули садятся два человека. Договариваемся, кто из рулевых командует. Второй рулевой выполняет роль бустера. При отбитых рулях усилие на румпелях может доходить до 80 кг, т.е. одному есть риск не справиться. Дальше - на исходную позицию и БАНЗАЙ!!!

Тема отдельно диссертации - определение направления фарватера по характеру волн. Выглядит это примерно так:
 Общая прибойная волна особенно высока как раз на перемычке, отделяющей бар от русла. Там она ломается, и чем ближе к устью, тем сильнее. Туда соваться не надо, там всегда мель по щиколотку. На самом же русле волна резко снижается и приобретает вид сулойной. Обычно, этот сулойчик от реки уходит довольно далеко в море под острым углом к коренному берегу. Самое главное - русло всегда проходит вплотную к коренному берегу, который обычно приглуб.
Если мотор вытягивает, можно заходить прямо по сулою. Если нет, то проще подойти перпендикулярно берегу и перепрыгнуть бар вплотную к сулою. Бояться камней не надо, их там мало или вовсе нет. Реки всегда вымывают кучу песка и создают мягкую подстилку в своём русле.

Зачем всё это надо? В очень многих местах, русла мелких рек являются единственным возможным убежищем. Причём, убежищем очень надёжным при любых штормах, да ещё и с пресной водой. После успешного захода в реку всегда чувствуешь себя спасённым :)

Разумеется, для осуществления такого манёвра требуются некоторые обязательные условия.
 Входить лучше всего, когда в реке поглубже и не сильно сносит течением, т.е. вторая половина прилива. Мы заходили и с точностью до наоборот, но это не всегда возможно (в этом году у нас один раз не получилось).
Лодка должна быть крепкой, особенно по части рулевого устройства. Имхо:  это требование обязательно для любого морского судна. Я делал рули Котоярви под девизом " без особого труда должны пахать гальку и песок, и с некоторым трудом - гранит". На фото - Котоярви, стоящий на 4-х точках, два носа и два руля которые в большую воду забыли поднять. Лодка больше двух тонн в грузу, команда не корме.

« Последнее редактирование: 03 Января, 2016, 23:59:24 от Илья МГУ »
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Евгений Антонов (боцман)

  • Неоспоримый, как приказ, Закат шепнет: "Je t'aime." Затем Пройдет и он, всему свой час.
  • Сообщений: 6941
  • Уважуха: +157/-120
  • Прощайте все. Спасибо всем...
  • Название: Лямбда
  • Тип: Hobie 17 sport
  • Номер: ХА-23-К
ясно. значит никаких оригинальных  советов не будет.
Цитировать
на исходную позицию и БАНЗАЙ!!!
это мы все умеем.

я думал есть хитрость какая...  к примеру носом на волну задним ходом  или на плавучкм якоре.. или еще как
Всему свой срок, бессмертья нет, И этот серый небосвод
Когда-нибудь изменит цвет На голубой, и час придет,
И попрощаться в этот час, Когда б ни пробил он, поверь,
Не будет времени у нас, Мы попрощаемся теперь. ((C))

Ёж

  • Сообщений: 3205
  • Уважуха: +123/-92
  • Тяжелая байдарка пр. "Амдерма"
  • Название: Севпростор
к примеру носом на волну задним ходом  или на плавучкм якоре.. или еще как

Я так пробовал однажды. Правда, не на плавучем, а на обычном - хотел за кошку стравиться. Но у меня ничего не получилось))

А вообще, надежное якорное устройство не менее важно, чем руль. Я понимаю, что пример не совсем удачный и адекватный данной теме, но не далее чем этим летом встрял на Ладоге. Я писал об этом в теме про свою лодку. Ветер около 15м/с, и практически никакой защиты. Волна - метр, максимум полтора. Нормально простояли на якоре 2 дня. А вообще, у берега волны всегда меньше, чем вдали от него. И если якоря позволяют - то вполне можно стоять вообще где угодно. Я лично, начиная с этого года - встаю на одном якоре, а второй - просто бросаю под лодку и вываливаю за борт всю его веревку. Это гарантирует то, что при обрыве веревки основного якоря, лодка повиснет на запасном и никуда не денется. На катамаране я до этого еще не додумался, и как-то раз во время такой открытой штормовой стоянки был выкинут на пляж на Баренцевом - об этом я тоже тут писал. После этого нам неделю пришлось ждать погоды, валяясь на песке. А с правильно отданными якорями мы могли бы свалить оттуда хоть на следующий день в более комфортное место..
« Последнее редактирование: 04 Января, 2016, 02:40:45 от Ёж »
Мы сыны батрацкие, мы за Новый Мир! Щорс под красным знаменем - красный командир! www.sevprostor.ru

Ёж

  • Сообщений: 3205
  • Уважуха: +123/-92
  • Тяжелая байдарка пр. "Амдерма"
  • Название: Севпростор
Кстати тема-то важная, на самом деле)) И все мои самые ужасные фобии связаны именно с ней)

Я, конечно, не претендую на истину, но сам предпочитаю ходить по возможности дальше от берега. Смысл тут в том, что если раздувает откуда угодно, но не от берега, то всегда существует возможность с максимальным комфортом пойти полным курсом в сторону этого самого берега, и если к нему приближаешься с большого расстояния - то перед тобой лежит довольно большой его отрезок, на котором, скорее всего, найдется хорошее местечко. Лишь бы карты были. Ну а если раздувает с берега, то тогда не разгоняет большой волны, и тоже всегда есть возможность тихонечко подползти поближе и продолжить переход.
Мы сыны батрацкие, мы за Новый Мир! Щорс под красным знаменем - красный командир! www.sevprostor.ru