f Косилка-мотовесло как исключительно Альбатросный мотор(+)
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Косилка-мотовесло как исключительно Альбатросный мотор(+)  (Прочитано 16120 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Илья_Розанов

  • Сообщений: 27
  • Уважуха: +1/-0
  • Тип: Альбатрос
Всем здравствовать!
Вместе с Сергеем Лямцевым, считая его "учителем" в данном вопросе, использую косилку-мотовесло на своем Альбатросе более 3х лет. Пришел к убеждению, что:
1) На любой другой катамаран устанавливать такое нет необходимости, если есть деньги на подвесной мотор (ПЛМ) обычной конфигурации.
2) Именно косилко-весло является для Альбатроса оптимальным двигателем, в силу конструктивных особенностей того и другого.

пишу это для того, чтобы те, кто собирается мастерить подобное, сэкономили время и нервы на этапе НАДО/НЕ НАДО и "что взять и что из этого можно получить".

Почему именно косилко-весло удобно на Альбатросе:
Потому что мы сидим В кокпите или НА нём. Представьте что надо дернуть заводилку ПЛМ. Получится как раз в сторону задней части обвеса кокпита, не размахнуться. А плоскость стартера косилки вертикальна или около того, я сижу справа, мотор слева (левого вращения) - очень удобно.
Потому что любой транец кроме штатного - при всем уважении к рукоделию например Петра Воробьева - на Альбатросе как на корове седло, не говоря уже о громоздкости девайса. А штатный транец хил и неудобен - это многим очевидно, и еще надо чтобы он был, у меня вот не было никогда.
А косилка не требует транца, тем и хороша - просто 2 "уха" из уголка, прикрепленные к балке №5 болтами М6 насквозь. 2 ответных уха на мотораме, и штырь/шпилька для соединения - всё. Ограничивать погружение и поднимать мотор удобно за веревку, привязанную к верхней трубе кокпита. У Лямцева просто веревка, у меня таль с блоком и крючком.

Какой мотор брать и что из этого удастся получить :
Сразу скажу - берите помощнее.
Первый у меня был 1,7 л.с. В общем, в штиль он греб весьма уверенно. Но однажды случилась неудача, и пришлось довериться этому мотору против ветра 10м/с. Он не подвел, вытащил нас против ветра. Больше 2х часов непрерывной работы. Но скорость была 2-3 км/ч.
Так что он вновь стал газонокосилкой, а для гребли был приобретен той же фирмы помощнее - 3,2 л.с. Вот он уже обеспечивает уверенный ход против ветра. Ну 5 км/ч получите точно. Сейчас в продаже есть косилки фирмы "Carver" 3,8 л.с. - ИМХО то что надо.
Из этого удастся получить гребной мотор, тянущий примерно как ПЛМ 2-2,5л.с., весящий примерно половину веса такого ПЛМ, и стоящий 0,5-0,6 его цены. Но надо будет кое-чего сделать руками. Сразу скажу - оборудования сложнее тисков и дрели не понадобится, скорее всего пригодятся вытяжные заклепки и их клещи. Далее каждый решает для себя, стоит или не стоит заморачиваться.

Какова общая конструкция :
Простая. И чем проще - тем лучше.
Нижний конец вала надо  удалить совсем, а оставшееся через втулку надставить куском шпильки М8. На шпильке гайками и контргайками (а также термоусадкой, кернением, кто как умеет) закрепить подшипник от самоката 8х22. Причем так, чтобы гайки, находящиеся от подшипника в сторону мотора, ни при каких обстоятельствах не откручивались, а с другой стороны - можно было открутить. Подшипник будет воспринимать упор винта. Для передачи упора на трубу надо внутрь нее выше подшипника загнать и зафиксировать (заклепками, винтиками) упорную втулку, а ниже подшипника, чтобы он не вываливался - запорную. Всё. Как показал опыт этого лета, разбитый подшипник заменяется за 1 час на коленке, в случае применения заклепок желательно иметь дрель для высверливания. Лямцев, кстати, установил аж ТРИ подшипника! Утверждает, что это повышает надежность. Спорить не берусь.
Никакой герметизации в конструкции не надо, даже не думайте. Подшипник проще менять раз в сезон, стоит он 70р. Или меньше, кто как найдет.
Двигатель надо будет подвесить в мотораме. На данный момент применяем конструкцию в виде 5ти угольника (как "домик с крышей)". В "острие" крепится небольшая площадка, через которую прямо за трубу (штангу) мотор крепится к мотораме сантехнической опорой для труб (хомут на стойке). Кроме этого надо сделать 2-4 растяжки (например из перфорированной оцинкованной ленты, продается в магазине) от мотора на раму. Хотя бы 2 из них должны идти на "скаты крыши" домика. Мне этого показалось мало, и я соорудил 2 "опоры двигателя" из подвесок радиатора жигулей, такие шестигранные резинки с торчащими в стороны болтиками М5. Вибрация на катамаран конечно передается, но терпимо. На корпусе двигателя всегда есть какие-то резьбовые отверстия, куда можно "привязаться". Сама рама из алюминиевого уголка, купленного в ЛМ, от 30х1,5 до 50х3. У меня что-то среднее.
Винт можно сделать 2мя способами - из относительно толстой полосы дюраля или нержи (3+ мм) , выточив узкие шейки около ступицы и по ним скрутив лопасти (Лямцев), либо взять пластиковую втулку, и в ней сделать пропилы под нужным углом, в которые вставить предварительно изогнутые лопасти, затем лопасти фиксируются сквозным сверлением и длинными болтиками М3 (Розанов). Случаев поломки винтов не известно, Лямцев ходит 7 сезонов, Розанов - 3, при этом были и водоросли, и удары об камни, и цепляние дна - ничего не случается.
Последнее, чуть не забыл - надо разобрать сцепление мотора косы и заменить там пружину на гораздо более мягкую. Иначе - проскальзывает. Мне удачно подошли 2 маленькие пружины задних колодок от 2108, продаются в любом автомагазе.

Расход топлива, надежность, плюсы :
У меня - 1л/1час при скорости 7-8 км/ч.
Надежность такая - при испытаниях я случайно упал в воду вместе с мотором.
Вылил топливо, отжал поролон воздушного фильтра, выкрутил свечу, просушил ее на газовой горелке. Несколько раз подёргал мотор, свечным отверстием вниз. Собрал, залил - мотор завелся с третьего рывка.
Не существует проблем с охлаждением водой ввиду отсутствия такового.
Ремонтопригодность высокая. Вес маленький, устройство компактно, трубу с винтом вожу в упаковке Альбатроса внутри стрингера.
При попадании в траву не надо глушить мотор. Надо поднять винт из воды за веревку и порезче газануть - трава улетает. Можно грести по самому мелководью, приподнимая мотор из воды, и даже полупогруженным винтом.

Минусы :
Их немного но они есть.
Шум и еще раз шум. Моя косилка шумит очень сильно. Переделал глушитель. Первый вариант получился псевдо-прямоточным, всё равно очень шумит. Эксперименты продолжаются.
Низкий КПД винта, работающего на оборотах 6-8 тыс. об/мин
Зато тяга никак не зависит от скорости лодки.
Небольшой запас хода на одном баке. Я освоил заправку на ходу из бутылок, в которые заранее расфасовано топливо.
Вибрация. Нельзя сказать чтобы зубы стучали, но потряхивает. Впрочем, вред здоровью не обнаружен.

Вот пожалуй всё что я хотел сказать.
Готов ответить на вопросы, можно в почту.
Чертежей не привожу специально, потому что каждый сделает так и из того, как ему удобнее. А общая схема довольно проста и понятна.

Дед

  • Сообщений: 4632
  • Уважуха: +209/-244
  • Название: "Нестор Махно"б.альбатрос
  • Тип: Тайм."Непорочное зачатие"
Ну гуру - что тут скажешь... :-\ На вскидку - "...просто 2 "уха" из уголка, прикрепленные к балке №5 болтами М6 насквозь. " - уже не грамотно! Автора прямо распирает от сознания своего величия - уж извините! Прямо истина в последней инстанции. Делайте так а не иначе - кругом грабли! :'( Я - нашёл! - Ньютон, никак не меньше! на самом деле поле "творчества" гораздо ширее (или ширше) ...у меня например коса  крепилась к первой балке и гребла промеж баллонов....воняла и шумела где-то далеко впереди и "выхлоплялась" по трубке под воду... так что не надо  изображать учителя начальной школы:"палочки доджны быть попендикулярны!" Для начала прочитайте всё что  на форуме написано о косах... а там уж  может и не захочется писать свою диссертацию.
« Последнее редактирование: 15 Октября, 2015, 15:21:11 от Дед »
Парус - это свобода!        лень - двигатель прогресса!

Velsky

  • Администратор
  • Сообщений: 3719
  • Уважуха: +168/-83
  • Тип: Микро
  • Номер: RUS 35

АНДРЕЙ-КОТЛАС

  • Сообщений: 2079
  • Уважуха: +78/-97
  • Название: БУСЫЙ, МИСТИКА
  • Тип: Катамаран, ПИКО-ЯХТА
  • Номер: АХ-3
 ;D Честно сказать я так эти косы в гробу видал , Она зараза может и хороша но перестает заводится в самый нужный момент ))))) и нога у меня была фирменнокитайская один хрен мотор лодочный  2 сильный лучше , а еще лучше весла и парус .
Skype: ua1oko Andrey https://vk.com/ua1oko

Peter

  • Сообщений: 1002
  • Уважуха: +82/-22
  • Название: "Авось"
  • Тип: был "Альбатросом"
  • Номер: Мо31
Илья, ну почти уговорил. Пока вода жидкая, утоплю своего японца и за зиму успею сколхозить тарахтелку из косили...
Хочу только вот спросить - ты сам то нормальный ПЛМ на "Альбатросе" юзал или эта твоя "диссертация" чисто умозрительная?
Удачи!

Yarik.72

  • Сообщений: 1022
  • Уважуха: +122/-80
  • Тип: Инзер-2,Альба > Бриз > Янтарь
На самом деле у косилки плюс один, цена. Если делать все самому из купленного по случаю вторсырья это получается реально недорого. Вес для ката уже не так критичен, есть нормальные ПЛМ в районе 8-9кг, та же ямаха двойка.

Илья_Розанов

  • Сообщений: 27
  • Уважуха: +1/-0
  • Тип: Альбатрос
Забавная реакция :) Ну, я ее и ждал.

Нет, дядя Пётр, не буду я юзать ПЛМ на Альбатросе. Скорее всего никогда. Разве что - когда косилка моя накроется - куплю китайский "Карвер" - у них сейчас двухтактная головка ставится на вертикальную трубу с нормальным редуктором внизу и винтом. Т.е. Вроде это подвесник по форм-фактору, но сохранивший простоту и качество косилки. Всё это заводского изготовления.

Надёжность ПЛМ (если сравнивать китай с китаем!) ничем не выше косилочной. Может быть ресурс отличается в пользу ПЛМ, но мне сдается что не сильно. Просто о нем надо помнить.

Крепление "на ушах" оптимально, никакое другое не дает мотору ни нужной свободы (а он должен упруго качаться), ни независимости от рук "моториста".
Вариант с передней балкой я продумывал сам, но отказался, очень неудобно туда к нему ходить-заводить. И на берег не выпрыгнешь с ним.

Выхлоп в воду - это было первое что попробовал. дымовуха - ужас, и совершенно ничего не глушит. Отдельные "выстрелы" да, размазывает, но тихо не становится. А это я могу и иначе сделать.

Обращаю внимание сомневающихся, что на этом сооружении проехал не 20-300м вдоль берега, а километрами. Например Дубна-Шевница (10300м), Шевница-Крапива (около 15км кмк), автостоянка-Лауватсари (около 8км).
Можно делать иначе, тратить силы и время на эксперименты. Но есть один из (!) путей, ведущих в правильном направлении. Я его описал.

Тех у кого УЖЕ ЕСТЬ ПЛМ, я даже не пытаюсь к косилке сагитировать. Это писание для тех и только тех, кто стоит перед выбором.

Что же до паруса - да, парус это прекрасно. Но иногда надо выбраться против ветра из узости, или вообще нет времени на лавировку. Вот тогда - косилка.
А так, при наличии удобного ветра, я трещалку конечно выключаю - под парусом намного приятнее и быстрее иногда.

Илья_Розанов

  • Сообщений: 27
  • Уважуха: +1/-0
  • Тип: Альбатрос
Про 160 страниц
« Ответ #7 : 16 Октября, 2015, 01:13:52 »
я эти страницы читал от и до. Там споры надо/не надо, особенности конструкции, а также быстрый уход в редукторно-болгарочном направлении.

Но это по сути ПЛМ, только сделанный на коленке.
А я написал о форм-факторе именно мотовесла. есть кстати масса лодок, на которых неудобен ПЛМ и удобно мотовесло. 

Yarik.72

  • Сообщений: 1022
  • Уважуха: +122/-80
  • Тип: Инзер-2,Альба > Бриз > Янтарь
Выхлоп в воду - это было первое что попробовал. дымовуха - ужас, и совершенно ничего не глушит. Отдельные "выстрелы" да, размазывает, но тихо не становится.
У ПЛМ нормально глушит. Что-то в консерватории подправить нужно.

Peter

  • Сообщений: 1002
  • Уважуха: +82/-22
  • Название: "Авось"
  • Тип: был "Альбатросом"
  • Номер: Мо31
Значит не юзал ПЛМ и никогда не будешь? А + и - умозрительно? Вот я сроду не ездил на косилках, поэтому считаю, что утверждать, что устрицы вкуснее мидий не могу, не пробовал я мидий! Вот и не берусь обсуждать по п. заявленные тобой + и -, хотя ИМХО многое в твоих умозаключениях не верно.
« Последнее редактирование: 16 Октября, 2015, 10:38:23 от Peter »
Удачи!