f Модернизация аккумулятора шуруповерта.
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Модернизация аккумулятора шуруповерта.  (Прочитано 4702 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Serge37

  • Сообщений: 375
  • Уважуха: +27/-4
  • Название: Кузьмич
  • Тип: Альбатрос
  • Номер: М517
   Случилось так, что у сослуживца деградировал аккумулятор в шуруповерте. Аккумулятор Ni-Cd 12В 1,5А/ч. Он стал очень быстро заряжаться и еще быстрей разряжаться, короче, потерял емкость. Промер напряжений на отдельных банках показал, что все банки (10 шт.) находятся в одинаково плачевном состоянии - равномерно потеряли емкость, хотя и не потекли. Т.е. ремонт батареи путем замены одной или нескольких банок бесполезен, пришлось бы менять все банки.
   На глаза попался аккумулятор от неисправного ноутбука. В нем шесть Li-Ion элементов 18650 3,7В 2400мА/ч, соединенных параллельно-последовательно, по два параллельно и эти группы последовательно (2+2+2). На одной группе напряжение было 2,9В (еще живые!), на остальных двух 2,65В и 2,54В (полуживые или даже скорей всего мертвые). Li-Ion элементы очень не любят разряд ниже 2,9В, но в некоторых случаях их удается оживить. Для этого их необходимо зарядить малым током (меньше 0,1С) до напряжения 3В, а потом уже заряжать как обычно.
   Так и сделали. Элементы ожили. Естественно они потеряли часть своей емкости, но для пробы вполне сгодятся. Подключили эту батарею к шуруповерту - крутит чуть медленнее (напряжения на родном заряженном под завязку 13,6В а на экспериментальном максимум 4,2*3=12,6В), но саморезы загоняет на ура!
   Дальше встал вопрос как эту батарею заряжать. Городить контроллер заряда с балансированием не хотелось, а штатный от ноутбука не компоновался в корпус, да и не факт, что удалось бы его заставить работать. Поэтому решено было сделать проще.
   Для работы шуруповерта использовать схему 2+2+2, а во время заряда коммутировать все шесть элементов параллельно. Естественно и в этом случае необходим контроллер, поскольку Li-Ion не терпят перезаряда и переразряда. Но в дальнейшем планируется использовать элементы с защитой (со встроенным контроллером).
   Теперь необходимо было решить, как осуществлять эту перекоммутацию. Самое простое, это использовать четыре совмещенных переключателя (1 на 2). Но токи там под 10А и такой переключатель должен быть внушительных габаритов, да и просто не было такого под рукой. Сделали проще. Всю коммутацию реализовали при помощи разъема. Для работы в разъем вставляется заглушка, а для зарядки используется специальный кабель. В качестве разъема подошел разъем питания от материнской платы. Благо неисправных плат и блоков питания у нас изобилие. Для обеспечения нагрузки по току каждую цепь коммутации провели с дублированием (по два контакта разъема на каждую цепь). Лишние контакты разъема просто отпилили. В качестве токоограничевуешего резистора R1 использовали дроссель из компьютерного БП. Его активное сопротивление 1 - 1,5 Ом, точнее измерить дешевым тестером не удалось, да и в последствии он будет заменен на нормальный мощный резистор, номинал которого еще будет уточняться. С этим дросселем вместо резистора, ток заряда составил около 3А, что в пересчете на отдельно взятый элемент составляет 0,5А. Для пробной эксплуатации хватит, а в последствии планируется поставить три резистора, по одному на каждую группу элементов. В качестве контроллера заряда пока выступают глаза. Периодически подходишь и смотришь - не превысило ли напряжение на элементах 4,2В. В дальнейшем, когда будут использованы элементы с защитой, все станет проще. В параллель с резистором ставится светодиод с токоограничением, и когда он погаснет - заряд окончен.
   Предполагается в будущем использовать элементы емкостью 3000мА/ч, что увеличит емкость батареи в ЧЕТЫРЕ раза, по сравнению с родным.
P.S. Сегодня сослуживец увозит сей девайс на дачу. По результатам натурных испытаний отпишусь.
« Последнее редактирование: 21 Августа, 2015, 16:16:10 от Serge37 »

bserg2

  • Сообщений: 1327
  • Уважуха: +92/-41
  • Тип: катамаран
Re: Модернизация аккумулятора шуруповерта.
« Ответ #1 : 21 Августа, 2015, 17:01:15 »
сгорит дача.
сослуживец поставит на зарядку и тут позвонили по телефону, яичница сгорела, гости приехали и т д.
ба-бах.


Serge37

  • Сообщений: 375
  • Уважуха: +27/-4
  • Название: Кузьмич
  • Тип: Альбатрос
  • Номер: М517
Re: Модернизация аккумулятора шуруповерта.
« Ответ #2 : 21 Августа, 2015, 17:15:43 »
Не, не сгорит. Ему на даче заряжать не чем. Заряжаем пока на работе под пристальным присмотром. Потом автоматизируем.

Serge37

  • Сообщений: 375
  • Уважуха: +27/-4
  • Название: Кузьмич
  • Тип: Альбатрос
  • Номер: М517
Re: Модернизация аккумулятора шуруповерта.
« Ответ #3 : 24 Августа, 2015, 18:19:35 »
Сослуживец крутил два дня саморезы. Извел примерно 60 шт. Просверлил кучу отверстий. Аккумулятор и не подумал разрядиться.

Snick

  • Сообщений: 834
  • Уважуха: +47/-24
  • Название: ВЕКТОР
  • Тип: ПРОСТОР-М
  • Номер: MF 2
Re: Модернизация аккумулятора шуруповерта.
« Ответ #4 : 24 Августа, 2015, 20:04:38 »
... и не подумал разрядиться.
Уже больше года, аналогично, использую три элемента от ноута. Элементы, по сути, неживые - остаточная емкость около 1 Ач.. Но! Хватает их на ого-го.
И еще, ОСОБЕННЫЙ КАЙФ - вынуть шуруповёрт из бокса, нажать на спуск и насладиться наличием заряда в инструменте.
ЗЫ. Трижды заряжал без балансировки - всю батарею (ёмкость элементов не сильно отличается), после решил перебдеть и впаял балансировочный разъём.
Заряжаю через "Turnigy ACCUCELL".
ЗЗЫ. To All. Опыт общения с литием имею достаточный, поэтому лично для меня страшилки не пишите.
Когда впервые за туманами запахло огнем
Он стоял за околицей и видел свой дом
Картошку в огороде и луг у реки
Он вытер слезу и сжал кулаки

Серж

  • Сообщений: 7715
  • Уважуха: +351/-351
  • Сергей Мирошник
  • Тип: самострой
  • Номер: М115
Re: Модернизация аккумулятора шуруповерта.
« Ответ #5 : 24 Августа, 2015, 20:08:29 »
Так литий-ион по сравнению с липо практически безопасный.

Serge37

  • Сообщений: 375
  • Уважуха: +27/-4
  • Название: Кузьмич
  • Тип: Альбатрос
  • Номер: М517
Re: Модернизация аккумулятора шуруповерта.
« Ответ #6 : 25 Августа, 2015, 11:33:03 »
Сегодня замерил напряжение на отдельных группах. Оно составило 3,9  3,88  и 3,88 вольта.
Т.е. :
1. элементы имеют практически одинаковую емкость;
2. за два дня работы они практически не разрядились.

Ni-Cd аккумулятор такого бы не сдюжил.  :D

Pu®Ген

  • Сообщений: 1580
  • Уважуха: +47/-14
  • Название: Йолка
  • Тип: L&K sk
  • Номер: E-16
Re: Модернизация аккумулятора шуруповерта.
« Ответ #7 : 02 Сентября, 2015, 20:19:10 »
Установить внутрь контроллер заряда http://www.zapas-m.ru/shop/CID_45.html
http://www.zapas-m.ru/UserFiles/Image/reviews/replacement-ni-mh-battery-screwdriver-to-li-ion.php
Задумался собрать батарею из li ion к солнечной батарее, добавить только пару стабилизаторов на заряд и на выход, для совместимости с электроникой.
Дохлых аккумуляторов от ноутбуков чт-то накопилось :)
Гирлянда из солнечной 19 вольтовой батареи, повер-банка (который не тянул автопилот), зарядника типа imax b6 и аккумулятора от упса меня утомила ))

Ещё смотрю на аккумуляторный насос, что-то зарядки хватает на один раз накачать баллоны катамарана, тоже надо на литий перевести.
« Последнее редактирование: 02 Сентября, 2015, 20:33:00 от Pu®Ген »

Pu®Ген

  • Сообщений: 1580
  • Уважуха: +47/-14
  • Название: Йолка
  • Тип: L&K sk
  • Номер: E-16
Re: Модернизация аккумулятора шуруповерта.
« Ответ #8 : 10 Сентября, 2015, 14:20:45 »
Добрался до насоса.



Родного свинцового аккумулятора 12 В * 1,2 Ач хватало только один раз накачать и сдуть катамаран.
Взял 18650 банки от мертвого ноутбучного аккумулятора, соединил 3S.
Включил, проработали 20 минут, по ощущениям не сильно упала производительность. При этом на 2-х банках под нагрузкой 3,2 вольта, на одной 2,5. Видимо одна из причин замены всего аккумулятора.
Сейчас найду ещё исправную банку и повторю, хотя за один раз на столько включать не буду, аккумуляторы прилично нагрелись за 20 минут.