f Проблема со стрингерами Тайфуна.
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Проблема со стрингерами Тайфуна.  (Прочитано 16378 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Тёма

  • Сообщений: 320
  • Уважуха: +40/-0
  • Артём Казаков
  • Название: Лакка
  • Тип: Тайфун
  • Номер: М842
Катамаран Тайфун 3М  2012 года, купил новый в 2013 весной.
Прошли на нем  несколько несложных походиков на Волге и Ладоге, и один поход по Белому морю.
Ничего никогда не ломалось, только по своей неловкости сорвали резьбу на болте да дырку в баллоне  заклеивать пришлось.

Недавно неделю с детьми катались в районе Скнятино, и как-то неожиданно сломались нижние стрингера.
Грузили вещи, катамаран на песчаном пляжике на плаву, вдруг громкий щелчок.
Стали проверять, нашли только небольшую трещину на конце среней секции нижнего стрингера.
Наложили сверху тугую марку из веревки и так прошли еще несколько дней.
При разборке катамарана нашли более серьезные проблемы.
Треснули поперек два нижних концевых стрингера, где они проходят внутри шпангоута.
Остальные стрингера на вид вроде целы, но как-то все это очень ненадежно.

Почему сломалось и как можно избежать, не понимаю.
Ударов и столкновений за все время точно не было, из нагрузок были разве что волны на Белом море, но не штормовые.
В морской воде был 2 недели, но следов коррозии практически нет - при сборке был тонкий белый налет, на вкус не соленый.
Конечно, нижний стрингер все время напряжен, а шпангоуты создают на него почти что точечные нагрузки.
Но я не думал, что из-за этого так быстро начнет ломаться.
То ли материал не очень, то ли накопилось усталость, то ли все-таки коррозия -  непонятно.

Через месяц в поход на Онегу, катамаран должен быть в порядке.
По-видимому, лучше заменить все нижние стрингера, раз начало сыпаться.

Позвонил в Тритон - там все плохо, парусная тема у них закрывается совсем.
Нижних стрингеров для Тайфуна в наличии нет и не будет, на заказ изготовить не смогут.

Для самостоятельной починки у меня не хватает навыков, инструментов и материала.
Средние секции стрингера сделаю сам, это двухметровые отрезки трубы 30х1.5 с парой дырок.
А в концевых секциях на концах запрессованы хитрые фрезированные заглушки, они свободно вращаются.
На коленках я так запрессовать точно не смогу.
Разве что отпилить концы старых труб с хитрыми заглушками, и через втулки соединить с новой трубой.
Но что-то я совсем не уверен, что получится достаточно надежно.
И еще непонятно, где взять соединительные втулки для 30х1.5, ни в одном прайсе диаметра 27 не видел.
На родном стрингере не втулки, а труба обжата до этого диаметра, но сам я так не сделаю.

Буду очень благодарен, если посоветуете мастерскую или мастера, которые помогут.

Тёма

  • Сообщений: 320
  • Уважуха: +40/-0
  • Артём Казаков
  • Название: Лакка
  • Тип: Тайфун
  • Номер: М842
Re: Проблема со стрингерами Тайфуна.
« Ответ #1 : 17 Июня, 2015, 16:22:36 »
Фото трещин:

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 2069
  • Уважуха: +128/-27
Re: Проблема со стрингерами Тайфуна.
« Ответ #2 : 17 Июня, 2015, 16:35:59 »
Скорее всего материал попался такой хрупкий.
У нас на тайфуне нижние стрингера были из АМГ, стенка 2 мм. Даже намека на такое не было.
Рекомендую купить такие же трубы взамен. АМГ 5 или 6, только не нагортованный(с индексом Н).
К тому же амг более устойчив к корозии, даже без анодирования.
Соединения наверно можно сделать на втулках с маленькими болтиками. Только болтики придется ставить так, чтобы они головками не порвали баллоны.
В одну часть втулки стригера вклеить на эпоксидке (может быть со стеклотканью, если разница диаметров большая) и добавить несколько вытяжных заклепок. А вторую, просто на болтике М6, при сборке.

Ну я надеюсь, что сейчас конструкторы еще что-нибудь более дельное посоветуют.

Тёма

  • Сообщений: 320
  • Уважуха: +40/-0
  • Артём Казаков
  • Название: Лакка
  • Тип: Тайфун
  • Номер: М842
Re: Проблема со стрингерами Тайфуна.
« Ответ #3 : 17 Июня, 2015, 19:13:25 »
У нас на тайфуне нижние стрингера были из АМГ, стенка 2 мм. Даже намека на такое не было.
Рекомендую купить такие же трубы взамен. АМГ 5 или 6, только не нагортованный(с индексом Н).
Спасибо!

В listmet.ru  в ассортименте написано  "Труба алюминиевая АМГ5 м".
Если я правильно понимаю, индекес "М" означает сплав после отжига (мягкий).
Подходит ли такой материал  для стрингеров, не  слишком ли  мягкий?

У меня на оригинальных стрингерах 30х1.5, какой сплав - не знаю.
При сборке для надевания на концевые болты стрингер приходится натягивать/гнуть со значительным усилием.
Если поставить трубу АМГ со стенкой 2 мм, хватит ли здоровья ее согнуть?

Ber

  • Сообщений: 3055
  • Уважуха: +104/-47
  • Название: Granma
  • Тип: Бармалей-2013, Alpiro-18
  • Номер: РЯ-7, РЯ-2
Re: Проблема со стрингерами Тайфуна.
« Ответ #4 : 17 Июня, 2015, 19:54:44 »
    Думаю можно попробовать набрать у того же Тритона стрингеров от Невы они меньше по диаметру, но должны выдержать. Кстати те которые держат кокпит по диаметру вполне себе толстые и прочные. Места крепления к верхним стрингерам можно срезать вместе с куском старого стрингера, надеть на новый и прикрутить болтом, если диаметр позволяет.
    Думаю что то более толковое, за две недели трудно придумать.
   
"Всему на свете истинную цену  отменно знает время — лишь оно  сметает шелуху, сдувает пену, и сцеживает в амфоры вино." И. Губерман (с)

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 2069
  • Уважуха: +128/-27
Re: Проблема со стрингерами Тайфуна.
« Ответ #5 : 17 Июня, 2015, 19:57:28 »
В listmet.ru  в ассортименте написано  "Труба алюминиевая АМГ5 м".
Если я правильно понимаю, индекес "М" означает сплав после отжига (мягкий).
Подходит ли такой материал  для стрингеров, не  слишком ли  мягкий?

У меня на оригинальных стрингерах 30х1.5, какой сплав - не знаю.
При сборке для надевания на концевые болты стрингер приходится натягивать/гнуть со значительным усилием.
Если поставить трубу АМГ со стенкой 2 мм, хватит ли здоровья ее согнуть?
Мне кажется АМГ5м вполне подойдет. В инете пишут, что у него пределы прочности и текучести, почти такие же как без отжига. Сам я точно не знаю.
Если взять стенку 2 мм, то скорее всего стрингера получатся вечные, по сравнению с другими частями катамарана.

Гнуть стрингера для стыковки у меня получается без проблем, от Ветра до Гандвика. Главное, вставить поровнее и правильно определить направление, куда гнуть, вверх или вниз.
После первой сборки, когда стрингера устоятся по месту, можно приклепать сверху ограничительное колечко, которое бы упиралось в шпангоут и фиксировало бы правильное положение стрингеров.

fast_wolf

  • Сообщений: 48
  • Уважуха: +7/-14
  • Название: Fast Wolf
  • Тип: 001
  • Номер: 001
Re: Проблема со стрингерами Тайфуна.
« Ответ #6 : 17 Июня, 2015, 20:38:13 »
Ну не знаю, у меня два года без проблем живут дюралевые 30х1,5, до этого были 32х1  и ничего с ними не делается. В местах установки шпангоутов усиливающие вставки. Я бы не парился, поставил дюралевую трубу 30х2, стыковки из 26х2. Обязательно усилители в районе шпангоутов. И если ходить по морям, то анодировать. Вертящиеся законцовки симпатичные, но смысла не имеют. Можно их тупо заштифтовать. Кстати, такая завальцовка элементарно делается труборезом с тупым роликом.

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 2069
  • Уважуха: +128/-27
Re: Проблема со стрингерами Тайфуна.
« Ответ #7 : 17 Июня, 2015, 20:49:33 »
Ну не знаю, у меня два года без проблем живут дюралевые 30х1,5, до этого были 32х1  и ничего с ними не делается. В местах установки шпангоутов усиливающие вставки. Я бы не парился, поставил дюралевую трубу 30х2, стыковки из 26х2. Обязательно усилители в районе шпангоутов. И если ходить по морям, то анодировать. Вертящиеся законцовки симпатичные, но смысла не имеют. Можно их тупо заштифтовать. Кстати, такая завальцовка элементарно делается труборезом с тупым роликом.
На Тайфуне большое предварительное натяжение рамы. К тому же эта лодка ходит по морю на большие расстояния. Так что запас не помешает, раз уж был прецедент. Да и анодировать дюраль - дополнительные хлопоты.
По поводу законцовок на шифтах, согласен. Только, тогда важно с углами не ошибиться.

Ber

  • Сообщений: 3055
  • Уважуха: +104/-47
  • Название: Granma
  • Тип: Бармалей-2013, Alpiro-18
  • Номер: РЯ-7, РЯ-2
Re: Проблема со стрингерами Тайфуна.
« Ответ #8 : 17 Июня, 2015, 20:55:48 »
Мне кажется АМГ5м вполне подойдет. В инете пишут, что у него пределы прочности и текучести, почти такие же как без отжига. Сам я точно не знаю.

У меня весь набор АМГ5, честно говоря сильно слабее Д16. Переднюю поперечину заменил потому как погнул.
"Всему на свете истинную цену  отменно знает время — лишь оно  сметает шелуху, сдувает пену, и сцеживает в амфоры вино." И. Губерман (с)

fast_wolf

  • Сообщений: 48
  • Уважуха: +7/-14
  • Название: Fast Wolf
  • Тип: 001
  • Номер: 001
Re: Проблема со стрингерами Тайфуна.
« Ответ #9 : 17 Июня, 2015, 20:56:20 »
Ну не знаю, у меня два года без проблем живут дюралевые 30х1,5, до этого были 32х1  и ничего с ними не делается. В местах установки шпангоутов усиливающие вставки. Я бы не парился, поставил дюралевую трубу 30х2, стыковки из 26х2. Обязательно усилители в районе шпангоутов. И если ходить по морям, то анодировать. Вертящиеся законцовки симпатичные, но смысла не имеют. Можно их тупо заштифтовать. Кстати, такая завальцовка элементарно делается труборезом с тупым роликом.
На Тайфуне большое предварительное натяжение рамы. К тому же эта лодка ходит по морю на большие расстояния. Так что запас не помешает, раз уж был прецедент. Да и анодировать дюраль - дополнительные хлопоты.
По поводу законцовок на шифтах, согласен. Только, тогда важно с углами не ошибиться.

Александр, это Серж с аккаунта любимой девушки по причине бана :) Насчет натяжения не знаю, но стрингера на креплениях от весла Салюта меня всегда умиляли. Так было на Ветре, возможно, на Тайфуне по-другому. Предварительное натяжение рамы работает в сторону сжатия нижних стрингеров, повреждения были бы другими. Конструкция с плавающими по нижним стрингерам шпангоутами странная. Оно, конечно, технологично, но к сопромату никакого отношения не имеет.