f Как проходить шлюзы?
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Как проходить шлюзы?  (Прочитано 9379 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Ёж

  • Сообщений: 3167
  • Уважуха: +126/-96
  • Тяжелая байдарка пр. "Амдерма"
  • Название: Севпростор
Как проходить шлюзы?
« : 14 Июня, 2015, 20:45:54 »
Насколько я знаю, некоторые тут у нас иногда балуются прохождением по различным рекам вроде Свири. Вот к ним у меня вопрос, т.к. на форуме КиЯ никто вразумительно на него ответить не смог. Каков порядок прохождения шлюзов? Как это делается? Вот прямо по пунктам распишите, пожалуйста, весь регламент.

Я, если что, тоже собираюсь пройти Свирь, а потом - Северо-Двинский канал, и там тоже есть шлюзы, которых я дико боюсь)
Везучий чайник www.sevprostor.ru

CB

  • Сообщений: 1904
  • Уважуха: +69/-22
Re: Как проходить шлюзы?
« Ответ #1 : 14 Июня, 2015, 21:24:05 »
См. https://yadi.sk/i/fmYubgDpemC88
Презентация к семинару УПТК, про шлюзы там в конце.
Сейчас недоступно, но обещают вскоре починить.
Дополнительно:
Иногда (на Каме с "Рюриком" так было) требуют подойти в диспетчерскую с документами.
На платных шлюзах (канал им.Москвы) вроде бы как надо предварительно договор заключать.
« Последнее редактирование: 14 Июня, 2015, 21:27:23 от CB »

Ёж

  • Сообщений: 3167
  • Уважуха: +126/-96
  • Тяжелая байдарка пр. "Амдерма"
  • Название: Севпростор
Re: Как проходить шлюзы?
« Ответ #2 : 14 Июня, 2015, 21:44:34 »
А на обычных - просто сель-поехаль? Я ради этого речную рацию покупать собрался.

Может Хазацкий сюда заглянет и все объяснит.
Везучий чайник www.sevprostor.ru

CB

  • Сообщений: 1904
  • Уважуха: +69/-22
Re: Как проходить шлюзы?
« Ответ #3 : 14 Июня, 2015, 23:12:25 »
А на обычных - просто сель-поехаль? Я ради этого речную рацию покупать собрался.
Да, докладываешь о себе по радио и выполняешь команды диспетчера.
Без радио проблематично.

CB

  • Сообщений: 1904
  • Уважуха: +69/-22
Re: Как проходить шлюзы?
« Ответ #4 : 14 Июня, 2015, 23:55:40 »
Сейчас недоступно, но обещают вскоре починить.
Починили, можно смотреть.

Ёж

  • Сообщений: 3167
  • Уважуха: +126/-96
  • Тяжелая байдарка пр. "Амдерма"
  • Название: Севпростор
Re: Как проходить шлюзы?
« Ответ #5 : 15 Июня, 2015, 00:00:23 »
Сейчас недоступно, но обещают вскоре починить.
Починили, можно смотреть.
Ну вот у меня в руках речная радиостанция, например (морская ведь не катит?). И что с ней делать? Меня регламент связи интересует. Простым понятным человеческим языком, желательно от того, кто недавно делал это на практике.
Везучий чайник www.sevprostor.ru

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1957
  • Уважуха: +120/-24
Re: Как проходить шлюзы?
« Ответ #6 : 15 Июня, 2015, 00:25:21 »
А на обычных - просто сель-поехаль? Я ради этого речную рацию покупать собрался.
Может Хазацкий сюда заглянет и все объяснит.

Именно так. Просто сел и поехал. На Свири не нужен ни договор ни деньги.
В Северодвинском канале все тоже самое, но не так страшно, потому что шлюзы маленькие.
Как сейчас проходится "Вытегорский ужас", между Свирью и северодвинским каналом, не знаю.

В прошлом году проходили Свирь туда и обратно. Туда шлюзовались на буксире у яхты Апостол Андрей, которую случайно встретили. Обратно, сами.
Нас пропускают с попутными судами или одних, если шлюз ждет очереное судно с противоположной от нас стороны.
Начинаем общаться за 2-3 км, уже в прямой видимости, чтобы нас было лучше слышно.
Слушаем вызовы и переговоры с другими судами. На самом деле могут пригласить в любой момент. Поэтому ждать лучше недалеко, и в полной готовности. Мы ожидали на якоре или ткнувшись носом в берег. На рейде или в непосредственной близости у шлюза, если есть удобное место. Могут пригласить встать у швартовочной стенки перед шлюзом. Если в камеру приглашают только один теплоход, то мы с ним точно поместимся, и если нас не вызвали, то лучше напомнить о себе. Перед шлюзованием нас спрашивали информацию о судне и капитане. Государственный номер, длину, осадку, высоту, ФИО капитана.
Лучше иметь пару отпорных крюков, как минимум один, чтобы подтянуться к рыму или оттолкнуться.  Кстати накидывать чалку придется с бокового поплавка, почти с уровня воды. Рым запросто может оказаться в двух метрах над головой, или прямо перед носом, как повезет. Если рым слишком высоко, можно забросить чалку при помощи крюка, а можно сообщить об этом диспетчеру и попроситься зачалиться к другому рыму. На Свири все рымы были удобные и не заедали. В северодвинском канале нет подвижных рымов. Нужно держаться за дыры в стенах или отдавать чалки работникам шлюза.
У нас чалки - две длинные веревки, привязанные в носу и идущие вдоль борта. Веревка оборачивается вокруг рыма и другой ее конец держится в руке.

Вот информация скопированная с какого-то форума.

Цитировать
Советы по шлюзованию для новичков.
 На полное пособие не претендую.

 1. Ожидая шлюзования, не стойте, где не велено. Лучше спросите у диспетчера, где ожидать. Рация всегда на приеме. Строго соблюдайте порядок захода в шлюз. Не крутитесь перед пароходами.

 2. Заранее приготовьте швартовы, кранцы, отпорники, спасжилеты. Как только получите указание, каким бортом швартоваться, заводите швартовы, вешайте кранцы.

 3. Кранцев много не бывает, вывешивайте все, что есть. Однако, кранец - последний аргумент. Доводить до касания кранцем стенки не нужно.

 4. Следите за светофором. Если диспетчер говорит "заходите", а горит красный - лучше переспросите.

 5. Следите за кормой впереди идущего (стоящего) парохода. Его тоже болтает и он подрабатывает винтами. Особенно опасен толкач с двумя гружеными баржами - очень длинный, и без подруливающих носовых машин. Чтобы двинуть состав боком он довольно сильно крутит, перекладывая рули. Не стесняйтесь попросить его "пожалеть маленького". Буруны за кормой парохода - сигнал для вас "ощетиниться".

 6. Ошвартовавшись, старайтесь удерживать лодку параллельно стенке с зазором около метра. Течения постоянно будут или крутить лодку или протаскивать.

 7. Если вас шлюзуют в одиночку, проситесь швартоваться ближе к середине камеры. Там меньше болтает.

 8. Не торопитесь заходить и выходить. Пусть лучше вас подгоняют, чем размазывают по стенке.

 9. Не идите в шлюзе самым малым ходом. Чем больше ход, тем лучше управляется лодка. Оптимальный вариант (при возможности) - подъехать к своему рыму с хорошим ходом и осадить реверсом. Если будете доползать самым малым - отожмет стенки.

 10. Отдавать швартовы надо, когда корма последнего выходящего парохода будет проходить ворота. Отходите от стенки, сразу давайте средний ход и идите посередине камеры.

 11. При прохождении каскада шлюзов, как правило сохраняется порядок и расстановка судов. Но лучше запросить подтверждения.

 12. Вызывая шлюз при подходе не забудьте поздороваться, а покидая - поблагодарить диспетчера за шлюзование.

 13. Если вас швартуют не к стенке, а к борту другого маломера, то швартовка, и сохранение матчасти - ваша обязанность. Только не пытайтесь переходить на борт другой яхты - держитесь руками, пока у вас не примут швартов.

 14. Если вместе с вами шлюзуется маломер без рации - правило хорошего тона вести переговоры и за него.

Типовой диалог с диспетчером при шлюзовании яхты "Зайчик" в шлюзе № 25.

 З. Шлюз 25 яхте Зайчик.
 Д. Слушаю, 25-й.
 З. Доброе утро! Яхта Зайчик, договор № 368, подхожу к вам снизу.
 Д. Доброе утро. Яхта, сейчас камера наполняется. Становитесь у стенки, ожидайте. в 11 часов подойдет теплоход "Тургенев", за ним Окский, с ними вы пойдете.
 .................... слушаем переговоры с судами и наблюдаем их подход.
 Д. Яхта, 25-му.
 З. Яхта Зайчик на связи.
 Д. Заходите за Окским-17, правый борт, 7-й рым.
 З. Принял. Правый, 7-й. Тут подошла мотолодка ММЮ 24-35, без связи, просит разрешения на шлюзование.
 ...................с этого момента все указания, касающиеся мотолодки вы передаете на нее голосом.
 Д. Мотолодке правый борт 8-й рым.
 ............. заходим, швартуемся.
 З. Шлюз 25. Яхта Зайчик, мотолодка ошвартованы к шлюзованию готовы.
 Д. Понятно...
 .......... ворота закрываются.
 Д. Тургенев, Окский-17, яхты. Наполняю камеру, следите за швартовами.
 З. Яхта Зайчик, понял.
 Д. Навстречу вам будут Добролюбов, СТ-231 с единичкой и Волго-Дон-1427 у стенки.
 ...................... камера наполнена, ворота открыты, выходим.
 З. 25-й шлюз, яхта Зайчик. Спасибо за шлюзование, до свидания.
 Д. Всего доброго.
.



CB

  • Сообщений: 1904
  • Уважуха: +69/-22
Re: Как проходить шлюзы?
« Ответ #7 : 15 Июня, 2015, 00:29:05 »
Ну вот у меня в руках речная радиостанция, например (морская ведь не катит?). И что с ней делать? Меня регламент связи интересует. Простым понятным человеческим языком, желательно от того, кто недавно делал это на практике.
Сложно посмотреть?

Скопировал из той презентации:

Прохождение шлюзов
- При приближении к шлюзу связываемся с
диспетчером, сообщаем о себе (название яхты
и направление следования) и запрашиваем
порядок дальнейших действий.
- По запросу диспетчера сообщаем
регистрационные данные судна и сообщаем о
готовности к шлюзованию.
- Ожидаем шлюзования у стенки, к берегу не
подходим.
- По команде диспетчера в указанном порядке малым
ходом заходим в камеру и без дополнительного
маневрирования швартуемся к указанному рыму. Мотор
не глушим. Докладываем диспетчеру.
- Заводим 2 швартова на серьгу с носа и
кормы,одерживаем судно на расстоянии от стенки.
Нужно быть готовым в любой момент отдать швартовы.
- После шлюзования по команде диспетчера в том же
порядке выходим из камеры. Докладываем диспетчеру
и благодарим за шлюзование.

Там и картинки есть. Позывной шлюза смотрим в лоции.
« Последнее редактирование: 15 Июня, 2015, 00:31:14 от CB »

Ёж

  • Сообщений: 3167
  • Уважуха: +126/-96
  • Тяжелая байдарка пр. "Амдерма"
  • Название: Севпростор
Re: Как проходить шлюзы?
« Ответ #8 : 15 Июня, 2015, 00:41:25 »
А на обычных - просто сель-поехаль? Я ради этого речную рацию покупать собрался.
Может Хазацкий сюда заглянет и все объяснит.

Именно так. Просто сел и поехал. На Свири не нужен ни договор ни деньги.
В Северодвинском канале все тоже самое, но не так страшно, потому что шлюзы маленькие.
Как сейчас проходится "Вытегорский ужас", между Свирью и северодвинским каналом, не знаю.

В прошлом году проходили Свирь туда и обратно. Туда шлюзовались на буксире у яхты Апостол Андрей, которую случайно встретили. Обратно, сами.
Нас пропускают с попутными судами или одних, если шлюз ждет очереное судно с противоположной от нас стороны.
Начинаем общаться за 2-3 км, уже в прямой видимости, чтобы нас было лучше слышно.
Слушаем вызовы и переговоры с другими судами. На самом деле могут пригласить в любой момент. Поэтому ждать лучше недалеко, и в полной готовности. Мы ожидали на якоре или ткнувшись носом в берег. На рейде или в непосредственной близости у шлюза, если есть удобное место. Могут пригласить встать у швартовочной стенки перед шлюзом. Если в камеру приглашают только один теплоход, то мы с ним точно поместимся, и если нас не вызвали, то лучше напомнить о себе. Перед шлюзованием нас спрашивали информацию о судне и капитане. Государственный номер, длину, осадку, высоту, ФИО капитана.
Лучше иметь пару отпорных крюков, как минимум один, чтобы подтянуться к рыму или оттолкнуться.  Кстати накидывать чалку придется с бокового поплавка, почти с уровня воды. Рым запросто может оказаться в двух метрах над головой, или прямо перед носом, как повезет. Если рым слишком высоко, можно забросить чалку при помощи крюка, а можно сообщить об этом диспетчеру и попроситься зачалиться к другому рыму. На Свири все рымы были удобные и не заедали. В северодвинском канале нет подвижных рымов. Нужно держаться за дыры в стенах или отдавать чалки работникам шлюза.
У нас чалки - две длинные веревки, привязанные в носу и идущие вдоль борта. Веревка оборачивается вокруг рыма и другой ее конец держится в руке.
О, спасибо. А в чем заключается Вытегорский Ужас? Я аж напрягся))

И на Свири правда все так стремно - сильное течение, колебания уровня воды, встать негде?
Везучий чайник www.sevprostor.ru

Ван Йок

  • Сообщений: 1455
  • Уважуха: +126/-153
Re: Как проходить шлюзы?
« Ответ #9 : 15 Июня, 2015, 01:36:53 »
В идеале надо иметь сотовый номер(в смысле номер сотового телефона) диспетчера (естественно в открытом доступе он не валяется и поэтому ценен). Подползаешь к шлюзам, звонишь на номер или вызываешь по рации:
- Яхта "судно ежа", подошел снизу, стою у дамбы, отшлюзуйте меня пожалуйста, прием.
Ответ, варианты "ты кто такой? у вас оплачено? какой номер договора? отшлюзую со следующей баржой, через три часа подойдет... заходите в камеру"

Цена оплаты за наши суда - копейки, Морев прошел ~30 шлюзов за 1900 рублей. Поэтому с попутным судном шлюзуют сплошь и рядом бесплатно.
Но очень желательно заключить предварительно договор о прохождении всего канала, это поможет

В общем на даннном конкретном шлюзе диспетчер царь и бог (он имеет право позвать вас к себе и проверить наличие навигационных карт, например), но царь и бог сменяется раз в сутки.
Будь с ними очень вежлив (и слегка заискивающь), не забудь поблагодарить после шлюзовки (репутация идет впереди тебя, ея тоже надо зарабатывать) - и все получится
« Последнее редактирование: 15 Июня, 2015, 01:41:29 от Ван Йок »