f Как уменьшить крутку грота, когда мачта деревянная?
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Как уменьшить крутку грота, когда мачта деревянная?  (Прочитано 6449 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

nub

  • Сообщений: 16
  • Уважуха: +0/-0
На своем швертботе с деревянной мачтой и гиком я хочу поставить оттяжку гика.
Есть опасение, что деревянная мачта может не выдержать, если крепить оттяжку к низу мачты. Появится сильный изгибающий момент внизу мачты от треугольника, образованного мачтой гиком и оттяжкой.

Есть вариант крепить оттяжку к палубе, рядом со степсом под осью вращения гика, ось вращения гика придется отодвинуть от мачты, все равно этот узел сейчас требует ремонта.
Тогда вроде никаких дополнительных изгибающих моментов на мачте при этом не появится?

А есть ли какие-нибудь альтернативные способы уменьшить крутку паруса без оттяжки гика?

Спасибо!

Pailot

  • Сообщений: 167
  • Уважуха: +4/-3
Есть, это погон гика-шкота, закрепленный на палубе. Но оттяжка будет на порядок дешевле.

Анархист

  • Сообщений: 738
  • Уважуха: +30/-30
  • Всем привет!
!
« Ответ #2 : 08 Июня, 2006, 09:06:39 »
Любая оттяжка гика будет искривлять мачту... Точнее парус будет давить, на уишбонах такого девайса нет- мачта и так получает изгиб. Так что, крепите где удобней. Лучше к шпору- меньше мешает при перемещениях.
Яков "Анархист" Гольдин

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4142
  • Уважуха: +221/-155
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
все правильно, (+)
« Ответ #3 : 08 Июня, 2006, 13:05:38 »
Если закрепить не на мачте а рядом с ней, изгибающего момента от упора гика это не уменьшит, просто усилие будут идти еще и через килевой брус или что там будет куда закреплена оттяжка.
Вообще-то оттяжка была сначала для фордака придумана чтобы гик не задирался (кстати тут ее погон не вполне заменит, если он не на 180 град, а близкий к такому погонище это уж не на швертбот  :)  На острых курсах оттяжка работает меньше, может быть слабой.
И c этой точки зрения интерес в закреплении не на мачте у шпора а отступя немного от мачты в ДП imho может быть  :!:
Тогда при гике близком к ДП оттяжка может болтаться, а чем дальше от ДП гик - тем ее сильнее натянет.
Григорий Шмерлинг

Александр Еременко

  • Сообщений: 1227
  • Уважуха: +55/-48
  • "Одиссей"
  • Название: "Одиссей"
  • Тип: с/п
  • Номер: 17
Re: все правильно, (+)
« Ответ #4 : 08 Июня, 2006, 20:50:41 »
Цитата: "ГШ"

И c этой точки зрения интерес в закреплении не на мачте у шпора а отступя немного от мачты в ДП imho может быть  :!:
Тогда при гике близком к ДП оттяжка может болтаться, а чем дальше от ДП гик - тем ее сильнее натянет.

Ага, и оттяжка будет работать дублером гика-шкота...
Реально при классическом бермуде от нее (оттяжки) и изгибающей нагрузки на мачту не уйти. Именно натянутая задняя шкаторина удерживает парус от крутки, но она же и гнет мачту.
Ну или, как уже писали, широкий погон (но в этом случае мачту гнет, нагрузка от шкота).
А. Еременко

Анархист

  • Сообщений: 738
  • Уважуха: +30/-30
  • Всем привет!
!
« Ответ #5 : 09 Июня, 2006, 08:21:05 »
Ну извените, тогда придёться делать салазки с рельсом полукругом! Могёт и поможет обойтись без оттяжки!
Яков "Анархист" Гольдин

Буй

  • Сообщений: 58
  • Уважуха: +1/-3
Крутка грота
« Ответ #6 : 09 Июня, 2006, 10:23:07 »
Где-то в популярной литературе - у Перегудова или Кужеля есть глава- силовые рамы. С точки зрения особенно разборных и надувных судов рассматриваются отдельно силовые рамы-мачты, корпуса, и т.д. На надувном особенно видно- как только какие веревочки от паруса привязываешь к корпусу - корпус корежит.
Швертбот конечно не надувное судно, но факт, что нагрузки от мачты и паруса удут вредно влиять на корпус. Поэтому считаю, что с проблемами мачты нужно разбираться только в рамках мачтово- парусной силовой рамы.

PS. Я так думаю все классическое на флоте редко меняется не потому, что мыслей новых нет, а потому, что практичность и надежность проверена веками.

Птичковод

  • Сообщений: 3819
  • Уважуха: +135/-174
  • Сергей Мягков
  • Название: "Солнечный Ветер"
  • Тип: Ветер
  • Номер: М497
Re: Крутка грота
« Ответ #7 : 09 Июня, 2006, 10:49:35 »
Цитата: "Буй"
...считаю, что с проблемами мачты нужно разбираться только в рамках мачтово- парусной силовой рамы.

А что, есть проблемы? :lol: У Вертов, Тайфунов, Симб для выбранного для этих лодок типа вооружение в рамках заданных критериев эффективность/цена/качество исполнения всё обстоит достаточно неплохо и мне кажется, что лучше наврядли получится. Или существует другое мнение? Хотелось бы выслушать аргументы.

Цитата: "Буй"
PS. Я так думаю все классическое на флоте редко меняется не потому, что мыслей новых нет, а потому, что практичность и надежность проверена веками.

У надутых "веками" - это наврядли, но и про нас можно смело говорить, что технические решения, опробованные ещё в прошлом веке, находят подтверждение своей жизнеспособности и в наши дни  :wink:  Что, впрочем, не отменяет поиска нового (см. посты Ильи-одИн в Таверне :) ).
Сергей Мягков

Буй

  • Сообщений: 58
  • Уважуха: +1/-3
Re: Крутка грота
« Ответ #8 : 09 Июня, 2006, 12:09:59 »
(А что, есть проблемы?)

Я как раз проблем не вижу, но вот человек в начале темы спрашивает - не стоит ли перенести крепление оттяжки гика с низа мачты на палубу.

nub

  • Сообщений: 16
  • Уважуха: +0/-0
Re: Крутка грота
« Ответ #9 : 09 Июня, 2006, 14:21:18 »
Цитата: "Буй"
Поэтому считаю, что с проблемами мачты нужно разбираться только в рамках мачтово- парусной силовой рамы.


У меня схема крепления мачты такая:
Погон степса стоит на палубе впереди кокпита. Погон степса самая высокая часть палубы. Мачта крепится к погону через шарнир и раскрепляется 3-мя вантами на высоте 2/3 своей длины. Длина мачты 520 см. Она несет бермудский грот  площадью ~ 6 кв.м. и стаксель 2.8 кв.м.
Мачта с ликпазом. Материал мачты ель. Она была склеена из двух брусков пустотелой. Пустотелость уменьшает объем древесины примерно на 20 %.  Максимальный диаметр мачты 70 мм без учета ликпаза.  Диаметр уменьшается в обоих направлениях и составляет примерно 40 мм внизу и 40 наверху. Больше всего я боюсь за нижнюю часть, т.к. там заканчивается ликпаз  и мачта кажется очень тонкой внизу, став квадратной в сечении  40Х40 мм. Может быть, 45х45 в месте, где заканчивается ликпаз.


Может быть, мои опасения напрасны, и эта нижняя часть на самом деле никогда не будет сильно нагружена, ни оттяжкой гика, ни трапецией, а верхняя часть мачты все мои издевательства выдержит, включая привязывание трапеции к месту крепления вант?