f Жесткая закрутка парусов
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Жесткая закрутка парусов  (Прочитано 41488 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

ЗАК

  • Сообщений: 3507
  • Уважуха: +347/-139
  • Андрей Зворыкин М54
Жесткая закрутка парусов
« Ответ #10 : 01 Августа, 2006, 00:47:37 »
Маленько недоделал (вороток, дренажные дыры в мачт. втулке, штатные болты собачки), но конструкцию уже видать.

На общей оси вращаются мачта (мачтовая втулка) и вилка гика. Ось снизу заканчивается верхней вилкой карданова шарнира, сверху - шариком.
На мачтовой втулке уст. перекидная собачка с упором, которая засобачивает мачту от проворота в одну (на выбор) сторону отн. гика.

Материалы - капролон, дюраль(оксидир).
« Последнее редактирование: 09 Декабря, 2007, 00:46:40 от ЗАК »
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4145
  • Уважуха: +223/-156
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
закрутка в мачту
« Ответ #11 : 30 Августа, 2006, 18:48:55 »
вид на яхте
Григорий Шмерлинг

ЗАК

  • Сообщений: 3507
  • Уважуха: +347/-139
  • Андрей Зворыкин М54
Re: Жесткая закрутка парусов
« Ответ #12 : 25 Ноября, 2008, 05:02:23 »
Итак, вооружение с закруткой грота на мачту изготовлено и первично испытано. Работает.

Естессно, раскрепление мачты топовое, мачта вращающаяся. Внизу и вверху - подшипники скольжения. Фото нижнего узла есть выше, а верхний не снимал и привожу рисунок.

Ось с фланцем стальные, мама подшипника (вставка в мачту) - капролоновая. Из-за 6-ти дренажных каналов она похожа на револьверный барабан. Сверху к фланцу привинчен грибок из капролона, а к нему - шестиухая оковка крепления такелажа. Диаметр оси в рабочей части - 13мм, сверху ось проточена до 10-ти мм и там нарезана резьба для крепления громоотвода, антенны, фонаря, или черт знает чего еще.
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

ЗАК

  • Сообщений: 3507
  • Уважуха: +347/-139
  • Андрей Зворыкин М54
Re: Жесткая закрутка парусов
« Ответ #13 : 26 Ноября, 2008, 00:55:53 »
Механизм закручивания стакселя на штагпирс довольно прост. А с закруткой грота на мачту интересностей побольше.

Совершенно необходим топанант гика. Он сделан регулиремым по длине. Специфика в том, что топенант никаким своим местом не должен быть прикреплен к вращающейся мачте, иначе станет на нее наматываться. Отсюда - невозможность проводки, аналогичной фалу паруса. Единственным приемлемым решением я нашел следующее: коренной конец топенанта закреплен на неподвижной топовой оковке (предыдушее сообщение), далее топенант через стационарный блок на ноке гика входит внутрь гика и выходит из него примерно в полуметре от коренного конца. Там на расст. 0.3 - 0.4 м друг от друга на гике установлены две утки. Ходовой конец топенанта может быть задан за любую из них, а длинный хвост набрасывается шлагами на обе, как на мотавило (от слова "мотать").
Верхняя часть топенанта  - стальной трос, нижняя - синтетический.

При рифлении стакселя с сильно задранным шкотовым углом направление тяги шкота остается приелемым при любой степени закручивания. На гроте же, хоть шкотовый угол и приподнят над перпендикуляром к мачте (чтоб ликовка нижней шкаторины не наматывалась сама на себя), однако недостаточно для сохранения приемлемого направления тяги шкота, если он исходит из точки на ноке гика. Проводить грота-шкот чрез каретку на гике, управляемую специальной снастью не хотелось как раз чтобы этой снасти и операций с ней не плодить.
Найденное решение представляется простым и удачным. По гику свободно бегает ничем специально не управляемая каретка. За нее задан коренной конец грота-шкота, далее он идет через блочек на шкотовом углу грота, оттуда через блок на ноке гика, далее поверх гика насквозь через каретку к коренному концу гика, где стоит пара отнесенных друг от друга уток, образующих мотавило.

Ветвь грота-шкота от каретки до шкотового угла всегда образует прямой угол с гиком... В общем, см. картинку.

P.S. Когда закручена бо'льшая часть грота, вышеупомянутая перпендикулярность делается вредна, угол паруса слишком вниз тянет. Чтоб этого не было, на гике установлен упор (примерно в середине гика по длине), ограничивающий скатывание каретки к мачте.
« Последнее редактирование: 26 Ноября, 2008, 01:30:23 от ЗАК »
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Re: Жесткая закрутка парусов
« Ответ #14 : 26 Ноября, 2008, 15:09:45 »
Андрей, привет!
Класно ты все придумал, но проводка шкота закручиваемого грота на круизных лодках решается чуть иначе:
Шкот закрепляется коренным концом за обушок на каретке, а ходовой проходит через блок, установленный также на каретке, а затем уже к ноку гика. Равнодействующая сил при такой проводке обеспечивает более-менее правильный угол тяги шкота, не изменяющийся при рифление.
Обычно каретка действительно имеет ограничение (упор) по ходу вперед на расстояние примерно 60-70% длины гика от нока, что соответствует минимальной площади зарифленного паруса (20-25% от полной). При дальнейшем закручивании тяга шкота идет уже «не под тем углом», что и не важно. Зато при постановке (т.е. при «раскручивании») натяжение шкота «эффективно» раскручивает парус, а не тянет вниз за заднюю шкаторину. 
« Последнее редактирование: 26 Ноября, 2008, 17:31:17 от Беликов Александр »

ЗАК

  • Сообщений: 3507
  • Уважуха: +347/-139
  • Андрей Зворыкин М54
Re: Жесткая закрутка парусов
« Ответ #15 : 26 Ноября, 2008, 18:23:39 »
Привет!

Оказываеца, самоустанавливающаяся каретка на гике закрутошного грота дано придумана! Но насс это не огорчает, отнюдь.

Саша, можно будет попробовать и так, как у людей, всего-то делов блок к каретке привязать. Очевидное премущество - уменьшение усилия при раскручивании благодаря "правильным" (параллельным) двум лопарям тали, тянущей шкотовый угол. Но отсюда и недостаток - увеличение длинны вытягиваемого при раскручивании ходового конца шкота и увеличение времени на его заматывание,  а главное - разматывание, когда приспичит зарифиться. При нынешней проводке усилие при раскруивании хоть и велико, но не запредельно и острой необходимости в его уменьшении нет. Это усилие обусловлено не тем, что тянет куда не надо (у нас с этим все нормально), а необходимостью преодолевать трение в радиально-упорных подшипниках скольжения при сильном осевом сжатии мачты такелажем (на штагпирсе этого нет).
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Re: Жесткая закрутка парусов
« Ответ #16 : 26 Ноября, 2008, 20:11:05 »
Оказываеца, самоустанавливающаяся каретка на гике закрутошного грота дано придумана! Но насс это не огорчает, отнюдь.

Но отсюда и недостаток - увеличение длинны вытягиваемого при раскручивании ходового конца шкота и увеличение времени на его заматывание,  а главное - разматывание, когда приспичит зарифиться.

Да уж! Ничто не ново под луной.

А вот с проблемой "зарифиться" я чего-то не понял. Я-то думал, что скорость (значит и время) сматывания паруса опрелеляется, при прочих равных, отношением длины окружности мачты и длины нижней шкаторины. Да и само удлинение шкота составляет те саме оставшиеся 30-40% длины гика, т.е. от полу-  до метра.
Если проблем с подклиниванием каретки, которую тянут не туда, нет, и в дальнейшем не предвидится, то и переделывать ничего не стоит. Но возможность установить блок я все же предусмотрел бы. Хотя бы для того, чтобы не понодобилось.

ЗАК

  • Сообщений: 3507
  • Уважуха: +347/-139
  • Андрей Зворыкин М54
Re: Жесткая закрутка парусов
« Ответ #17 : 26 Ноября, 2008, 22:29:30 »
Время рифления определяется тем, что ты написал, а еще добавочкой на отдачу шкота. В данной конструкции свободный хвост шкота намотан на утки и чем он длинней, тем дольше его разматывать.

Возможность прицепить блок есть, ничего специально делать не надо.
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

ЗАК

  • Сообщений: 3507
  • Уважуха: +347/-139
  • Андрей Зворыкин М54
Re: Жесткая закрутка парусов
« Ответ #18 : 27 Ноября, 2008, 21:36:07 »
Вот как выглядит наша проводка в натуре. Мне нравится, тянет куда надо.

На последнем снимке вороток для закручивания. Можно крутить и без него, прям за мачту (сил хватает), но так не кошерно. Отверстия в капролоновой вставке ниже воротка - это выходы Г-образных сливных каналов (в торец напрямую каналы выводить бесполезно, там очень малый зазор). Стопорящая от раскрутки собачка, идея которой заимствована у домкрата Казла, находится с другой стороны мачты и ее не видно.
« Последнее редактирование: 27 Ноября, 2008, 23:45:41 от ЗАК »
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

ЗАК

  • Сообщений: 3507
  • Уважуха: +347/-139
  • Андрей Зворыкин М54
Re: Жесткая закрутка парусов
« Ответ #19 : 28 Ноября, 2008, 22:47:13 »
Закрутка стакселя принципиально устроена очень просто. Есть обычный тросовый штаг и на него надета свободновращающаяся труба с ликпазом через пластиковые бобышки в концах трубы и стыке (стыках) секций. Трос из трубы не вынимается, а имеет запас по длинне на расстыковку секций. После расстыковки все хожяйство складывается.
Верхняя бобышка имеет воронкообразный выход отверстия под трос с радиусом скругления 13 диаметров троса (для троса 7х7). Эта величина скругления взята из справочника для случая многократного изгибания троса.

В нижней части на трубу установлены круглые щеки, образующие вместе с самой трубой катушку для шкентеля закрутки. От сваливания шлагов шкентеля с катушки она помещена в кастрюльку с прорезью для выхода шкентеля. Коренной конец его выходит через дырку в верхней щеке катушки и там вяжется узел, чтоб обратно не уехал.

Такая штуковина была установлена на катамаране Бармалей, где доселе и стоит. Нынешняя конструкция несколько улучшена - блокирована возможность осевого перемещения вала закрутки относительно троса и не надо заботиться о фиксации кастрюльки от вращения. Нижний конец устройства фиксируется в вершине трехточечного подштагового шпрюйта, тросы которого заданы за две несколько отнесенных друг от друга такелажных скобы, нацепленных на ось закрутки плотно, бех люфтов. Это полностю фиксирует положение оси закрутки и скрепленной с ней кастрюли, в т.ч. от проворота.

Конструкция мне нравится тем, что в ней нет подшипников качения и она просто не умеет клинить.
« Последнее редактирование: 28 Ноября, 2008, 22:54:28 от ЗАК »
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"