f Расчет управляемого шверта
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Расчет управляемого шверта  (Прочитано 17971 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

ЗАК

  • Сообщений: 3684
  • Уважуха: +330/-121
  • Андрей Зворыкин М54
Re: Расчет управляемого шверта
« Ответ #10 : 29 Января, 2015, 21:04:23 »
В прицепе калькулятор на базе свободно распространяемой программы ТаблеПро Жмулевского. Все, не относящееся к Су пока скрыл для удобства, открыть можете сами.

В таблице два раздела - "Модель" и "Шверт".
Значения углов и Су в разделе "Модель" набиты из атласа. В столбце "Cy_" раздела "Шверт" расчетные значения Су по приближенной формуле, приведенной выше, в столбце "а" для шверта пересчитанные на заданное удлинение углы атаки.

Сейчас там пересчет углов атаки на удлинение L=2. Чтобы пересчитать на другое удлинение, надо изменить значения в столбце "L". Делается это так: жмем на "Таблица" в строке инструмкентов, и видим картинку 2. Выбираем поле "L", жмем изменить, видим картинку 3. Изменяем значение в поле "формула" и жмем педаль.


« Последнее редактирование: 29 Января, 2015, 21:19:05 от ЗАК »
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

Дымыч

  • Сообщений: 723
  • Уважуха: +31/-9
  • Название: "Вольный"
  • Тип: был "Ветер"
  • Номер: СП-145
Re: Расчет управляемого шверта
« Ответ #11 : 29 Января, 2015, 21:32:01 »
Круто.
Не совсем понял как влияет удлинение на уровень влияния угла атаки?
Удлинение влияет, вроде как, на относительную долю концевых потерь в общих.
А влияние угла атаки, большее или меньшин, всегда было характеристикой профиля.

Серж

  • Сообщений: 7715
  • Уважуха: +351/-351
  • Сергей Мирошник
  • Тип: самострой
  • Номер: М115
Re: Расчет управляемого шверта
« Ответ #12 : 29 Января, 2015, 21:41:07 »
Сдается мне, что правильная прокладка (а у Якуненко она правильная), дает на порядок больше, чем шверт с перестраиваемым углом атаки. И вообще, зачем вы заморочились с изменением угла атаки шверта ? Нужно на шверте делать закрылок, он по площади меньше, корежить его будет проще, а эффект больше :)

ЗАК

  • Сообщений: 3684
  • Уважуха: +330/-121
  • Андрей Зворыкин М54
Re: Расчет управляемого шверта
« Ответ #13 : 29 Января, 2015, 21:45:20 »
...
При всём уважении прокоментирую:
1. Ваш алгоритм повторяет мой.
Дымыч, на момент написания Вами этого текста, ни Вы, ни я алгоритма расчета шверта катамарана не изложили и делить нам нечего :)
Что касается расчета Су и Сх, то это не есть расчет шверта катамарана, а только необходимый инструмент. То, что я реализовал для расчета Су и Сх, это не моё изобретение и не ваше, и опять делить нечего.

2. В отличие от моделирования обтекания шверта по кретериям подобия(изложенных в Вашем подходе) прямое численное моделирование обтекания(тем более в области незжимаемой жидкости) дает возможность учесть концевые потери и потери учитывающие прохождение шверта через разделение фаз. ...
Это замечательно, но у меня нет программных средств для моделирования обтекания и денег на них тоже нет. А вот "потери учитывающие прохождение шверта через разделение фаз" - это очень интересно.
Пока, для шверта, пересекающего границу вода-воздух, я поступал в соотв. со справочником по малотоннажному судостроению - умножал геометрическое удлинение на 0.8. Это мне не очень нравится.
« Последнее редактирование: 29 Января, 2015, 22:29:53 от ЗАК »
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

ЗАК

  • Сообщений: 3684
  • Уважуха: +330/-121
  • Андрей Зворыкин М54
Re: Расчет управляемого шверта
« Ответ #14 : 29 Января, 2015, 21:57:00 »
Круто.
Не совсем понял как влияет удлинение на уровень влияния угла атаки?
Удлинение влияет, вроде как, на относительную долю концевых потерь в общих.
А влияние угла атаки, большее или меньшин, всегда было характеристикой профиля.
Дымыч, я фигачил по книге Кравца, ее можно скачать в тырнете. Не переписывать же мне текст оттуда сюда.
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

Дымыч

  • Сообщений: 723
  • Уважуха: +31/-9
  • Название: "Вольный"
  • Тип: был "Ветер"
  • Номер: СП-145
Re: Расчет управляемого шверта
« Ответ #15 : 29 Января, 2015, 22:50:54 »
Сдается мне, что правильная прокладка (а у Якуненко она правильная), дает на порядок больше, чем шверт с перестраиваемым углом атаки. И вообще, зачем вы заморочились с изменением угла атаки шверта ? Нужно на шверте делать закрылок, он по площади меньше, корежить его будет проще, а эффект больше :)
Не закрылок, а шверт изменяемой геометрии! Мечта;)
Про прокладку не поспоришь, но науку надо двигать... интересно же

Дымыч

  • Сообщений: 723
  • Уважуха: +31/-9
  • Название: "Вольный"
  • Тип: был "Ветер"
  • Номер: СП-145
Re: Расчет управляемого шверта
« Ответ #16 : 29 Января, 2015, 22:55:01 »
2 ЗАК
Я ни чего делить не хочу!
Может позже поделиться, это да...
А пока с интересом почитаю... потом посчитаю...потом потестю ;D

Ёж

  • Сообщений: 3205
  • Уважуха: +123/-92
  • Тяжелая байдарка пр. "Амдерма"
  • Название: Севпростор
Re: Расчет управляемого шверта
« Ответ #17 : 29 Января, 2015, 23:22:52 »
А в чем смысл? .....

когда лодка идет с дрейфом, то она идет не по прямой в ДП, а как бы боком скулой вперед. И получается, что увеличивается лобовое сопротивление.
И чтобы полностью уменьшит влияние дрейфа или этого лобового сопротивления, нужно уваливаться до этого момента. за счет этого увеличивается лавировочный угол.  Умный шверт дает возможность изменяя угол атаки до исчезновения дрейфа без уваливания. Понятно в определнных моментах. Нельзя себя за волосы вытащить из болота.
Ну так ведь повернутый шверт точно так же будет тормозить)) Коли боковое сопротивление надувастика тут вообще в рассчет не берется, то почему бы тогда не повернуть шверт вместе с лодкой?

Это можно упростить. Вот, например, корпус в форме полусферы, а в середке - шверт. Какая ему разница, как он идет? К нему даже понятие лавировочного угла неприменимо.
« Последнее редактирование: 29 Января, 2015, 23:24:48 от Ёж »
Мы сыны батрацкие, мы за Новый Мир! Щорс под красным знаменем - красный командир! www.sevprostor.ru

Серж

  • Сообщений: 7715
  • Уважуха: +351/-351
  • Сергей Мирошник
  • Тип: самострой
  • Номер: М115
Re: Расчет управляемого шверта
« Ответ #18 : 29 Января, 2015, 23:46:20 »
А в чем смысл? .....

когда лодка идет с дрейфом, то она идет не по прямой в ДП, а как бы боком скулой вперед. И получается, что увеличивается лобовое сопротивление.
И чтобы полностью уменьшит влияние дрейфа или этого лобового сопротивления, нужно уваливаться до этого момента. за счет этого увеличивается лавировочный угол.  Умный шверт дает возможность изменяя угол атаки до исчезновения дрейфа без уваливания. Понятно в определнных моментах. Нельзя себя за волосы вытащить из болота.
Ну так ведь повернутый шверт точно так же будет тормозить)) Коли боковое сопротивление надувастика тут вообще в рассчет не берется, то почему бы тогда не повернуть шверт вместе с лодкой?

Это можно упростить. Вот, например, корпус в форме полусферы, а в середке - шверт. Какая ему разница, как он идет? К нему даже понятие лавировочного угла неприменимо.

Еж, так твой плавучий кондом ходил. Ты можешь эту тему не читать :)

Анекдот в тему:

В советские времена лекция в деревенском клубе.
Лектор:
- вот череп Ярослава Мудрого в 5-летнем возрасте, видны мощные надбровные дуги, широкий лоб и все задатки мудрого правителя.
- вот череп Ярослава Мудрого в 16-летнем возрасте...

Вопрос из зала - а разве могут у одного человека быть два черепа ?

-А кто вы ?
- Дачник.
- Вот и идите к себе на дачу, а это лекция для колхозников.

Эта лекция для дачников :)

ЗАК

  • Сообщений: 3684
  • Уважуха: +330/-121
  • Андрей Зворыкин М54
Re: Расчет управляемого шверта
« Ответ #19 : 29 Января, 2015, 23:52:26 »
Теперь про пересчет табличных значений к-та лобового сопротивления Сх на фактическое удлинение крыла и получение общей приближенной формулы для работы с NACA 0012 без таблиц.

К-т лобового сопротивления представляется в виде суммы двух к-то - индуктивного сопротивления Сxi и профильного Схр. Индуктивное сопротивление называется так видимо потому, что индуцируется подъемной силой и напрямую от нее зависит. Если на крыло не действует подъемная сила (для симм. крыла - при нулевом угле атаки), то нет и индуктивного сопротивления. Профильное же сопротивление есть при любом угле атаки, но тоже от него зависит. Сxi зависит от Су и удлинения, а Схр от удлинения не зависит и его пересчитывать на удлинение крыла не надо [Кравец].

В атласе Для разных углов атаки приведены значения Сх и Схр. Значения Схi  получаем, как разность Сxi=Cx-Cxp. Затем, пересчитав Cxi на удлинение крыла, добавим Схр взад и получим пересчитанный на удлинение крыла к-т Сх.

Согласно Кравцу, пересчет таблицы выглядит так:
 
      Сxi(Cy,L) = Cxi(Cy,L0)-D   , где L0 - удлинение модели, D - поправка;
      D=(Ki(L0)/L0 - Ki(L)/L)*Cy^2   
      Ki=(1+d(L))/pi   .

Осталось определить функцию d(L). Для этого я воспользовался графиком из Кравца (в прицепе), обозначение "d" использую вместо малой дельты у Кравца. На нем видно, что при удлинении от 5 и ниже зависимость практически линейная. Сграбив и увеличив график, сколол координаты для L=3 и L=5 экранным дигитайзером и посчитал к-ты уравнения прямой. Получилось
      d(L)=0.0105*L+0.0099
(Аналогичным образом выполнялся пересчет угла атаки для Су, использовалась кривая "тау" с того же графика)

Результат пересчета в столбцах Сxi и Сх калькуляторной таблицы.

Для работы без таблицы используется формула Сxi(Cy,L) = Ki*Cy^2/L = (1+d(L))* Су^2 / pi / L = (0.0105*L+1.0099) *Cy^2/ pi / L  . Результат в столбце "Схi_" калькуляторной таблицы.

Чтобы найти Схр без таблиц, по данным таблицы подогнал империческую формулу Схр(а) = 0.00651+0.3379*a^2.2  (угол атаки а здесь в радианах). На линейном участке Сy(a) c тем же успехом можно расчитать
Схр(Су)=0.00651+0.0181**Cy^2.2  . Результат в столбце "Схр_" таблицы. Общий Сх шверта, как сумма Сxi и Схр, расч. по приведенным формулам, в столбце "Сх_" таблицы.
« Последнее редактирование: 30 Января, 2015, 00:34:16 от ЗАК »
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"