f Полезные штучки в дальнем плавании
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Полезные штучки в дальнем плавании  (Прочитано 10056 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

ВРан

  • Moderator
  • Сообщений: 1466
  • Уважуха: +123/-106
  • М625 "Негордый"
Предлагаю здесь делиться всякими полезными мореплавательными приемами и примочками, а также концепции свои высказывать, вроде того, что лучше "дубляж вант/штагов" или "функциональное увеличение их числа". Ну и, естественно, многие другие, относящиеся к дальним морским плаваниям на разборных судах.


Так мачты=то, не стало! А-образную начал сочинять, для триселя, но это очень долго. Условия не те... Я, оговорился, несколько ранее,  а, потом поправился, но не чётко: Конечно же мечталось о бейдевинде, повернуть носы к волне (а не о галфинде).


Сорри, оба ваших "приключения" соединились в одно. По второму "приключению". Тоже нечто подобное проходил дважды, но мачта не падала.

Цитировать
И тут.. опять ломается правая нога пирамиды! Больших заливающих ударов волн ещё не было, но лодка уже скакала... Заводим мотор, сбрасываем паруса, бросаемся чинить ногу... И тут.. падает мачта! Ох.. Вытаскиваем и подвязываем мачту и такеллаж.. Какие-то немыслимые повреждения- разлетелось фиксируещее колечко в вантпутенсе,  но палец, фиксирующий ванту, остался на месте, верхняя часть ванты отломана от заделки... весь корабль скрипит и ходит ходуном...

От вибрации/ударов, особенно, когда ванты/штаги не до звона набиты, разваленные заделки, пальцы, скобы и заводные кольца - случай нередкий.
Способ предохранения. Из своего последнего отчета, цитаты.
"""...Заведены дублирующие ванты из дайнимы 5 мм.""""
"""!....Разгрузили и положили на борт катамаран, для осмотра и ремонта удлинителя штага (расплелся еще в Лене, от долгого хода против встречной крутой волны и соответствующего раскачивания мачты). Кроме этого неприятного момента, других дефектов не было. Заодно набили ослабшие тросовые талрепы вант и штагов, а также завели дублирующие ванты из 5-мм «дайнимы». Мы предпочитаем перед выходом в море всегда эти страхующие ванты заводить, поскольку бывали уже с нами случаи раздачи основных вант в месте их крепления к вантпутенсам. В моменты не самые для этого подходящие. С тех пор  от вантпутенсов отказались, перейдя на регулировку обычными веревочными талрепами; но допванты заводить не перестали."""""
В других моих отчетах о странствиях "Негордого" тоже есть упоминание о подобных случаях, и о том, насколько спокойнее стало жить в море с этим дублирующим такелажем.
« Последнее редактирование: 21 Января, 2015, 21:14:25 от ВРан »
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб - https://www.youtube.com/user/VadimVRan

Евгений

  • Сообщений: 4451
  • Уважуха: +177/-68
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #1 : 21 Января, 2015, 16:31:05 »
.......
В других моих отчетах о странствиях "Негордого" тоже есть упоминание о подобных случаях, и о том, насколько спокойнее стало жить в море с этим дублирующим такелажем.


это было в более специфической теме

....
Основной стоячий такелаж дублировать. .........
 ...."

Возможно нам надо научиться использовать опыт и других.

EMayd

  • Сообщений: 4067
  • Уважуха: +219/-166
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #2 : 21 Января, 2015, 16:46:06 »
У меня закладные бакштаги используются как страховочные ванты.

ВРан

  • Moderator
  • Сообщений: 1466
  • Уважуха: +123/-106
  • М625 "Негордый"
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #3 : 21 Января, 2015, 17:09:40 »
Возможно нам надо научиться использовать опыт и других.
Ну да. И я о том же. Например, в моем отчете 2009 г.  упоминается о первом моем случае раздачи ванты на ходу.
В отчете 2010 г. - о втором, и о том, как полезно бывает иметь дубляж вант.
В куче материалов форумных и отчетах изложены достаточно эффективные способы борьбы с заливанием мотора волной (мешок ему на голову с затяжкой около дейдвуда). Так что многих трудностей, действительно, можно было избежать, изучив опыт других. Для этого эти другие и пишут, чтобы их опыт/ошибки другими был воспринят.
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб - https://www.youtube.com/user/VadimVRan

Алексей Чв.

  • Сообщений: 505
  • Уважуха: +45/-28
  • Номер: М544
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #4 : 21 Января, 2015, 17:23:57 »
Вот у Евгения, если я правильно помню, пирамида отдельно, а мачта - отдельно. Данный случай показывает обоснованность такой идеи.
Швиштать всех наве-е-ерьх!!!

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 2079
  • Уважуха: +114/-24
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #5 : 21 Января, 2015, 17:36:12 »
По поводу дублирования вант. Как-то это странно. Можно добиться значительно большего эффекта увеличив на 1 мм их диаметр. И поставив хорошие толстые пальцы и стопорные кольца, серьги...
Если уж дублировать, то на другие уровни, чтобы они заодно выполняли полезную работу. Здесь уже опыт интересен опыт, какие уровни вант имеют смысл.
Например, добавить полуванты в самой нагруженной части мачты, особенно полезные на сильном ветру с зарифленным гротом и топовые ванты, полезные для кливера или генакера.

ВРан

  • Moderator
  • Сообщений: 1466
  • Уважуха: +123/-106
  • М625 "Негордый"
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #6 : 21 Января, 2015, 18:15:28 »
По поводу дублирования вант. Как-то это странно. Можно добиться значительно большего эффекта увеличив на 1 мм их диаметр. И поставив хорошие толстые пальцы и стопорные кольца, серьги...
Если уж дублировать, то на другие уровни, чтобы они заодно выполняли полезную работу. Здесь уже опыт интересен опыт, какие уровни вант имеют смысл.
Например, добавить полуванты в самой нагруженной части мачты, особенно полезные на сильном ветру с зарифленным гротом и топовые ванты, полезные для кливера или генакера.

Саша, ну поставишь ты 4 мм вместо 3 (которых достаточно). 5-6 мм ведь не поставишь?. Другие уровни дублировать как бы можно и где-то в чем-то интересно, но иногда не сильно и нужно.
Пальцы/кольца менять на здоровенные тоже можно, но это не достигает нужного страховочного эффекта. У меня давно все заменено, а кольца заводные вообще чуть ли не 2-мм, так все равно я их время от времени выковыриваю (разогнувшиеся), и меняю.
А разгибается это все очень просто. Шкоты, швартовые, якорные концы за них иногда цепляют. И при приложении силушки - разгибают. И с пальцами резьбовыми - тоже похожая история. Раскручиваются иногда, как не затягивай. Вибрация от мотора, удары лодки о короткую волну - все это возможность раскручивания.
А тут, с дубляжем, цена вопроса = цене веревки плюс пять минут на заведение. И живешь себе дальше спокойно.

Вот у Евгения, если я правильно помню, пирамида отдельно, а мачта - отдельно. Данный случай показывает обоснованность такой идеи.
Это у Евгения так (это если вы правильно помните), а у Шестипалого - пирамида и мачта от CK. Несмотря на "обоснованность" сию, Евгений-то как раз дубляж заводит. Разные лодки, разные решения. А с дубляжем решение универсальное, простое  и действенное. Оно никому в путешествии не мешает, ни проводкам, ни шкотам, ни парусам, ни экипажу.
« Последнее редактирование: 21 Января, 2015, 18:19:05 от ВРан »
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб - https://www.youtube.com/user/VadimVRan

Евгений

  • Сообщений: 4451
  • Уважуха: +177/-68
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #7 : 21 Января, 2015, 18:22:40 »
По поводу дублирования вант. Как-то это странно. Можно добиться значительно большего эффекта увеличив на 1 мм их диаметр. И поставив хорошие толстые пальцы и стопорные кольца, серьги...


увеличение диаметра влечет увеличение диаметра коуша. Это увеличивает в размере узел крепления. Возможно не увеличение надо, а качественные узлы , т.е рассчитанные на запредельные нагрузки и сделаны из качественного материала и правильными руками.
Ведь не трос посредине рвется, а огоны летят, путенсы разрываются, и т.д.

Возможно эти посты, которые не касаются непосредственно плаванию надо перекинуть в профильные темы.
А так опять получиться изобретение велосипеда.
Вран уже об этом с 2009г. говорит, а мало кто помнит или вообще читал.
Однозначно надо разбор полетов проводить в одной теме.
Отчеты, описания в другой. Тем более есть же разделы, темы.

CB

  • Сообщений: 2094
  • Уважуха: +69/-21
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #8 : 21 Января, 2015, 19:47:28 »
Если уж дублировать, то на другие уровни, чтобы они заодно выполняли полезную работу. Здесь уже опыт интересен опыт, какие уровни вант имеют смысл.
Например, добавить полуванты в самой нагруженной части мачты, особенно полезные на сильном ветру с зарифленным гротом и топовые ванты, полезные для кливера или генакера.
Поддерживаю - дублирование должно быть функциональным. Не параллельные тросики/веревочки, а совместно работающие различные узлы.
Разносим ванты на передние/задние, верхние/нижние, внешний и внутренний штаги, при наличии ахтерштага - делаем 2 шт, заводим их на корму левого/правого корпусов и т.д.. При обрыве одного тросика - другие удержат мачту.
Насколько я представляю, "большие" круизеры именно так делают.

ВРан

  • Moderator
  • Сообщений: 1466
  • Уважуха: +123/-106
  • М625 "Негордый"
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #9 : 21 Января, 2015, 20:17:23 »
Поддерживаю - дублирование должно быть функциональным. Не параллельные тросики/веревочки, а совместно работающие различные узлы.
Разносим ванты на передние/задние, верхние/нижние, внешний и внутренний штаги, при наличии ахтерштага - делаем 2 шт, заводим их на корму левого/правого корпусов и т.д.. При обрыве одного тросика - другие удержат мачту.
Насколько я представляю, "большие" круизеры именно так делают.
Так то - совсем большие и настолько же неразборные круизеры. На 7-8 метровых этих сложностей в помине нету.Все правильно говорите, в теории. А теперь представьте все это трехмерно, и на своем пароходе. На практике на небольшом (да к тому же разборном) корабле (о времени сборки-разборки не забываем) это скорее приведет к помехам полноценной работе парусов, при смене галса, например. Вам это надо? бакштаги-ахтерштаги раздавать при повороте? или чтобы у вас шкоты/стаксель/генакер/генуя о троса терлись (это в лучшем случае, а еще в не самом худшем - мешали нормальному переходу паруса... можно и дальше продолжить)? зачем эти дополнительные навороты себе устраивать, если и так все работает?
...А тема интересная, чуть подумаю, куда ее утащить.
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб - https://www.youtube.com/user/VadimVRan

CB

  • Сообщений: 2094
  • Уважуха: +69/-21
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #10 : 21 Января, 2015, 21:29:30 »
На практике на небольшом (да к тому же разборном) корабле (о времени сборки-разборки не забываем) это скорее приведет к помехам полноценной работе парусов, при смене галса, например. Вам это надо? бакштаги-ахтерштаги раздавать при повороте? или чтобы у вас шкоты/стаксель/генакер/генуя о троса терлись (это в лучшем случае, а еще в не самом худшем - мешали нормальному переходу паруса... можно и дальше продолжить)? зачем эти дополнительные навороты себе устраивать, если и так все работает?
Зачем? Чтобы уменьшить вероятность потери мачты. И не так уж это и сложно, однако.
У меня на "Крабе" (Тритоновский "Ветер" 05г) ванты и так разнесены - передние/задние + полуванты. В связи с наличием топового кливера поставлены топовые же бакштаги - при необходимости их набиваем/отпускаем. На острых курсах можно их нести одновременно - не мешают.
На "Деве" (микро проекта "Гармония-5.5") штатно стоит ахтерштаг с анапутью внизу. Ничто (кроме лени и финансов) не мешает заменить его двумя тросиками - все равно он к транцу раздваивается. И отдавать  их незачем, грот под ними нормально ходит. Подумываю дополнительные ванты поставить.
Вот внутренний штаг - да, мешает. Но его обычно постоянно и не несут (нижний конец отцепляют), ставят только при необходимости. И штормовой стаксель, например, на нем можно нести.
« Последнее редактирование: 21 Января, 2015, 21:33:27 от CB »

ВРан

  • Moderator
  • Сообщений: 1466
  • Уважуха: +123/-106
  • М625 "Негордый"
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #11 : 21 Января, 2015, 21:53:03 »
Полуванты - они как бы не слишком страхуют мачту, при раздаче основных. Раздается обычно в жестких условиях.
Что на микре ахтерштаг не мешает, это понятно (серпа нет такого по задней шкаторине грота). Мне удивительно, что на вашем "Ветре" бакштаги не мешают. Если только грот без выраженного серпа по задней шкаторине. Сейчас на многих катамаранах, задняя шкаторина у грота строится сильно "выпуклой", как раз в "топовой" его части.
На "Деве" (микро проекта "Гармония-5.5") штатно стоит ахтерштаг с анапутью внизу. Ничто (кроме лени и финансов) не мешает заменить его двумя тросиками - все равно он к транцу раздваивается.
...Ну, дайнима на дубляж тоже не бесплатна. А вот лень, как известно, нередко двигатель прогресса. Я не возражаю против вашего подхода к этому вопросу на небольшом кораблике. Но для себя не вижу смысла усложнять конструкцию, если только из любви к творчеству. На любом корабле найдется достаточно мест, куда голову/руки/средства следует приложить.
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб - https://www.youtube.com/user/VadimVRan

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 2079
  • Уважуха: +114/-24
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #12 : 21 Января, 2015, 22:20:28 »
Полуванты есть очень у многих разборных катамаранов. В сильный ветер они помогают мачте не сломаться и в случае обрыва основной ванты, удерживают мачту от падения.
У большинства походных катамаранов есть передние ванты, которые, хотя мешают генакеру и кливеру, зато сильно уменьшают луноходность и дублируют штаг с точки зрения удержания мачты.
У нас на Гандвике все это есть. Причем толщина вант 5 мм. Весь крепеж тоже не хилый. Почему-то ни разу не гнули колечки. Если уж делать еще одно дублирование, то для генакера, вверх от основных вант.
Но в реальности, мы всегда убираем генакер, если погода такая, что может погнуть мачту.
Если бы с подвеской шверта было все также хорошо... Но там дублирование не поможет. Нужно сразу делать точно и крепко.

ВРан

  • Moderator
  • Сообщений: 1466
  • Уважуха: +123/-106
  • М625 "Негордый"
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #13 : 21 Января, 2015, 23:01:05 »
Как раз я хочу предостеречь от упования на то, что полуванты удержат мачту после раздачи одной из основных. Обычно полуванты ставятся как альтернатива ромбикам (но не всегда). Когда на небольшом корабле есть на мачте ромбованты, то полуванты, в принципе, не сильно и нужны. Мы же не о больших океанских яхтах здесь говорим?
Итак, раздается в жестких условиях основная ванта. Полуванта, конечно, поддержит мачту, но может ее и сломать. Если нет нормального ромба. Дубляж, он работает по-другому. Он ничего не меняет в нагрузках и точках их приложения.
...А от передних вант я избавляться не собираюсь, тут я полностью с тобой согласен. Ну, у меня они кливеру и не мешают. А накеру - мешают, но не сильно. И насчет большей толщины тросов, тоже согласен. Но (даже предположив, что троса я поменял на более толстые, на вантах и штаге), уж столкнувшись пару раз с раздачей, мне легче от нее застраховаться самым простым способом - дублированием. Не настаиваю на поголовном его внедрении ;)
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб - https://www.youtube.com/user/VadimVRan

Шестипалый

  • Сообщений: 314
  • Уважуха: +26/-9
  • Михаил Коломейчук. Москва
  • Название: шестипалый
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #14 : 22 Января, 2015, 02:23:13 »
Лечу два недобука из трёх. Третьему- свечку поставлю. Сдох жпс, который мыс горн обогнул, точки, вот, хотел достать, что б поточнее с рельефом дна привязаться. Гик мой пароль забыл. Три сообщения потерялись...Через меня явно прошёл электромагнитный импульс. У нас атомная война не началась?

Раздробление по темам тоже не радует. Куда писать, теряюсь.
Про ванты- сюда, ладно.
 Ванты на чапаеве 5 мм. Нержа. Заделки суровые. Не огон, а трос, вставленный в трубу, оканчивающийся ухом и завареный. Как на больших.
Вант-путенс не развалился, пропало колечко, палец остался. Фиксирующие колечки в разных местах приобрели яйцевидную форму, их какая-то сила затягивала в нагель. (Ну, это как взять гвоздодёр и начать вытягивать нагель, не сняв колечка.)
Ванта вверху обломана при выходе из заделкию Внятных версий у меня нет. Типа, надломили , когда снимали-ставили мачту. Не знаю.

Шестипалый

  • Сообщений: 314
  • Уважуха: +26/-9
  • Михаил Коломейчук. Москва
  • Название: шестипалый
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #15 : 22 Января, 2015, 02:38:18 »
Как раз я хочу предостеречь от упования на то, что полуванты удержат мачту после раздачи одной из основных. Обычно полуванты ставятся как альтернатива ромбикам (но не всегда). Когда на небольшом корабле есть на мачте ромбованты, то полуванты, в принципе, не сильно и нужны. Мы же не о больших океанских яхтах здесь говорим?
Да, совершенно согласен. Но всё равно хотел поставить. Так, факультативно. Не успел, спешили. Профиль мачты у нас зверский. Он не гнётся никогда, и пузо грота не выберает. Краспицы не нужны.
 Если полуванты удержат мачту при отдаче основных, то всё равно паруса нести нельзя.... А! Ну можно, если генакер фал натянуть, как бакштаг .
Если кто ставит сменные бакштаги, (а постоянные у нас-никак), то ими надо пользоваться почаще. Не могу найти ссылку на пост Эдуарда, его предложение. Но требует обучения и внимания вахтенных. А скажем, ночью в непогоду.. Ну , нефига ночью лавировать:)

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 2079
  • Уважуха: +114/-24
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #16 : 22 Января, 2015, 02:47:09 »
Ванты на чапаеве 5 мм. Нержа. Заделки суровые. Не огон, а трос, вставленный в трубу, оканчивающийся ухом и завареный. Как на больших.
Вант-путенс не развалился, пропало колечко, палец остался. Фиксирующие колечки в разных местах приобрели яйцевидную форму, их какая-то сила затягивала в нагель. (Ну, это как взять гвоздодёр и начать вытягивать нагель, не сняв колечка.)
Ванта вверху обломана при выходе из заделкию Внятных версий у меня нет. Типа, надломили , когда снимали-ставили мачту. Не знаю.
Не понял как устроена заделка. Трубочка с ухом приварена к тросу? Как? Никогда не слышал о такой заделке. Трубочка точно не обжимает трос?
Уже не первый раз вижу сообщения об отдавшихся наконечниках тросов. Может быть это и плохо, что не огон.
На Гандвике все ванты, кроме штага из гибкой нержавейки 7x19. Ленивый огон обжат длинной медной трубочкой. Мне очень нравится, как держится.

А какие троса Шестипалом?  Наверно жесткие 1х19?

Про смятые колечки, выглядит так, как будто они были зацеплены за единственную пластину.  Или что-то странное с углами натяжения. Но может покорежило при аварии?


CB

  • Сообщений: 2094
  • Уважуха: +69/-21
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #17 : 22 Января, 2015, 08:15:02 »
Мне удивительно, что на вашем "Ветре" бакштаги не мешают.
Они идут не к кормовым углам рамы, а примерно на шкотовую балку, даже чуть дальше в нос от нее. Если бакштаг не нужен - распускаем таль внизу и подтягиваем его к кормовым вантам. В набитом  положении получается удобная опора для спины рулевого. Скорее, получились даже не бакштаги, а дополнительные топовые ванты, без которых кливер на острых курсах не работает, и даже толком с закрутки не распускается..
На полных курсах - конечно, мешают, один надо распускать.

EMayd

  • Сообщений: 4067
  • Уважуха: +219/-166
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #18 : 22 Января, 2015, 08:16:15 »
Не могу найти ссылку на пост Эдуарда, его предложение.

В распущенном варианте бакштаги притянуты к ванте эластичным кордом.
Оканчивается бакштаг блоком. На задней балки трамплина ответный блок.
Верёвка талей идет от бакштага до блока на балке, затем опять в блок на бакштаге.
Оканчивается крчком из модифицированного карабина. На крючке сплетена из тонкого репшнура рукоятка.
На блоке на балке чекиль. За него цепляется крючек при выбирании бакштага. Геометрия рукоятки такая, что если за неё (рукоятку) потянуть, то крючек сам отцепится от чекеля.
Всё вымеренно так чтобы не нужно было регулировать, и не было провисающий верёвок.
В верхней точке бакштаги приходят к геннакерному блоку.

Шестипалый

  • Сообщений: 314
  • Уважуха: +26/-9
  • Михаил Коломейчук. Москва
  • Название: шестипалый
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #19 : 22 Января, 2015, 13:05:59 »

[/quote]
Не понял как устроена заделка. Трубочка с ухом приварена к тросу? Как? Никогда не слышал о такой заделке. Трубочка точно не обжимает трос?
Уже не первый раз вижу сообщения об отдавшихся наконечниках тросов. Может быть это и плохо, что не огон.
На Гандвике все ванты, кроме штага из гибкой нержавейки 7x19. Ленивый огон обжат длинной медной трубочкой. Мне очень нравится, как держится.

А какие троса Шестипалом?  Наверно жесткие 1х19?

Про смятые колечки, выглядит так, как будто они были зацеплены за единственную пластину.  Или что-то странное с углами натяжения. Но может покорежило при аварии?
[/quote]

EMayd

  • Сообщений: 4067
  • Уважуха: +219/-166
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #20 : 22 Января, 2015, 13:14:13 »
Я убрал пальцы на вантпутенсах и заменил их на чекели именно из-за опасения, что при неравномерной нагрузке на пластины начинается срез стопорных колец на пальцах.
Неравномерность возникает если нижняя ось крепления не перпендекулярна ванте (при равных пластинах)
« Последнее редактирование: 22 Января, 2015, 13:16:21 от EMayd »

Шестипалый

  • Сообщений: 314
  • Уважуха: +26/-9
  • Михаил Коломейчук. Москва
  • Название: шестипалый
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #21 : 22 Января, 2015, 13:43:29 »

Не понял как устроена заделка. Трубочка с ухом приварена к тросу? Как? Никогда не слышал о такой заделке. Трубочка точно не обжимает трос?
Уже не первый раз вижу сообщения об отдавшихся наконечниках тросов. Может быть это и плохо, что не огон.
На Гандвике все ванты, кроме штага из гибкой нержавейки 7x19. Ленивый огон обжат длинной медной трубочкой. Мне очень нравится, как держится.

А какие троса Шестипалом?  Наверно жесткие 1х19?

Про смятые колечки, выглядит так, как будто они были зацеплены за единственную пластину.  Или что-то странное с углами натяжения. Но может покорежило при аварии?
[/quote]
[/quote]
Одиночный трос проходит через трубочку , ну и конечно, обжат в ней, на выходе из неё заварен. Трубочка заканчивается серьгой. На яхтах такое  наблюдал. Делают в Питере, на какой-то специальной машине, кто не помню. Трос сломан сразу при выходе из трубочки, не по следу от обжимки.
Трос 1х19 5мм. Нержа.
 Ванта была подветренная, без парусов, наветренная цела. Как-то хитро швырнуло...

Нагели с колечками-фиксаторами, как в вантпутенсах, в конструкции используются везде, при соединении поперечного и продольного набора, в кницах. Многие кольца сдеформированы.  Колечки тонковаты, но и усилия, что бы сдеформировать кольцо в яйцо нужны очень большие. Не ясно , что заставляет нагель так отчаянно уползать...

Шестипалый

  • Сообщений: 314
  • Уважуха: +26/-9
  • Михаил Коломейчук. Москва
  • Название: шестипалый
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #22 : 22 Января, 2015, 13:59:17 »
Я убрал пальцы на вантпутенсах и заменил их на чекели именно из-за опасения, что при неравномерной нагрузке на пластины начинается срез стопорных колец на пальцах.
Неравномерность возникает если нижняя ось крепления не перпендекулярна ванте (при равных пластинах)
Да, механизм похож...
Ничтожный перекос серьги ванты (или другого вибрирующего элемента) может двигать нагель туда-сюда. Шляпку нагелю не оторвать, а колечко, вот, поддаётся.

Шестипалый

  • Сообщений: 314
  • Уважуха: +26/-9
  • Михаил Коломейчук. Москва
  • Название: шестипалый
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #23 : 22 Января, 2015, 14:20:19 »
Не могу найти ссылку на пост Эдуарда, его предложение.

В распущенном варианте бакштаги притянуты к ванте эластичным кордом.
Оканчивается бакштаг блоком. На задней балки трамплина ответный блок.
Верёвка талей идет от бакштага до блока на балке, затем опять в блок на бакштаге.
Оканчивается крчком из модифицированного карабина. На крючке сплетена из тонкого репшнура рукоятка.
На блоке на балке чекиль. За него цепляется крючек при выбирании бакштага. Геометрия рукоятки такая, что если за неё (рукоятку) потянуть, то крючек сам отцепится от чекеля.
Всё вымеренно так чтобы не нужно было регулировать, и не было провисающий верёвок.
В верхней точке бакштаги приходят к геннакерному блоку.
Э-э... Наверное нет. в смысле ошибаемся мы , на борту, часто... непроизвольный фордак при уворачиваниях от гребней и крючёк снять не успеешь.  Может, просто одинокий аварийный бакштаг, притянутый к мачте, чтобы иметь возможность быстро подкрепить мачту в аварийной ситуации.

EMayd

  • Сообщений: 4067
  • Уважуха: +219/-166
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #24 : 22 Января, 2015, 15:23:49 »
Непроизвольный фордевинд не помеха. Наоборот, бакштаг встречает гик раньше, пока ещё он не разогнался и смягчает удар.
Я применяю бакштаги  при хождении под геннакером на гружённой лодке.

ВРан

  • Moderator
  • Сообщений: 1466
  • Уважуха: +123/-106
  • М625 "Негордый"
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #25 : 22 Января, 2015, 18:41:08 »
Лечу два недобука из трёх. Третьему- свечку поставлю. Сдох жпс, который мыс горн обогнул, точки, вот, хотел достать, что б поточнее с рельефом дна привязаться. Гик мой пароль забыл. Три сообщения потерялись...Через меня явно прошёл электромагнитный импульс. У нас атомная война не началась?

Раздробление по темам тоже не радует. Куда писать, теряюсь.
Про ванты- сюда, ладно.
 Ванты на чапаеве 5 мм. Нержа. Заделки суровые. Не огон, а трос, вставленный в трубу, оканчивающийся ухом и завареный. Как на больших.
Вант-путенс не развалился, пропало колечко, палец остался. Фиксирующие колечки в разных местах приобрели яйцевидную форму, их какая-то сила затягивала в нагель. (Ну, это как взять гвоздодёр и начать вытягивать нагель, не сняв колечка.)
Ванта вверху обломана при выходе из заделкию Внятных версий у меня нет. Типа, надломили , когда снимали-ставили мачту. Не знаю.
Раздробление по темам автора обычно не радует; другим зато нужное найти попроще. Были заявки на разделение.
Задумка была - отделить твое путешествие и акваторию от аварийных подробностей и технических деталей. Здесь, в этой теме, лучше - о технических деталях и тех самых парусных мелочах и мореплавательных приемах.
"Разбор полетов" - есть разбор полетов, мне просто его с твоими "волнами" не удалось объединить. Здоровья твоим небукам и жпс... надеюсь, никто из моих знакомых не виноват в ихих заморочках... ну, пирамиду вам вроде не пилил никто и карты пивом не поливал ;)
Акватории чапаевские - собственно акваториями и именно плаванием желательно ограничить.
Причина развала (и вообще, "жеванных" пальцев, заделок, колец и пр. путенсов). Одну из возможных причин я упоминал - снасти цепляются за выступающие части, и портят их под нагрузкой. Но это - мелочь, а не причина.
Основная же - нагрузки при ходе на волнении: 1) недобитые штаги и ванты - приводят к раскачиванию мачты и "рывкам". У нас так в этом году на Лене заделку штага вырвало, именно мачта немного болталась, при длительном (многосуточном) ходе под мотором против крутой метровой в среднем волны. Паруса тогда вообще не стояли. Аналогичная ситуация, с раздачей кольца в вантпутенсе подветренной ванты в 2009, при длительной лавировке против полуметровой крутой волны. Это еще у меня мачта, по сравнению с вашей, легонькая. Ваш же дрын, если задергался, вообще лодку развалить способен.
2) Повышенная "луноходность" перегруженной лодки на волне. Как раз, прекрасно в заделках и прочих путенсах все жуется. Ты эту "зажеванность" колец и пальцев как раз замечательно и изложил. Еще легко отделались, могла и рама начать разваливаться. От длительных предельных нагрузок в отдельных узлах.
Думается, любой из многокорпусников этим "болячкам" в той или иной степени подвержен.
У Хазацких таких проблем на Гандвике не было, поскольку не ходили пока они на нем многосуточно в штормовых условиях. Ну и молодцы, и незачем.
 
Способ предохранения. Не перегружать ;), а если уж перегрузил - на длительных переходах особо следить за всеми этими деталюшками и тонкими местами, на каждой лодке они могут оказаться персональные. Ну и, крепить/дублировать такелаж. И - бояться на переходе - медведей/моржей/косаток/песцов/пива/курева/женщин, в общем, бояться всего :)
Вредный совет. Пароль под гиком нацарапай и подпиши всюду - в запкнижке, на заборе, на небуке, на столе, на гроте чапаева, на капоте любимой машины нелюбимого соседа и т.п.
Ну и фотка напоследок, перетершегося без всякой парусной нагрузки штага (около заделки).
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб - https://www.youtube.com/user/VadimVRan

ВРан

  • Moderator
  • Сообщений: 1466
  • Уважуха: +123/-106
  • М625 "Негордый"
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #26 : 23 Января, 2015, 01:57:24 »
Непроизвольный фордевинд не помеха. Наоборот, бакштаг встречает гик раньше, пока ещё он не разогнался и смягчает удар.
Я применяю бакштаги  при хождении под геннакером на гружённой лодке.
На коротких дистанциях, в спокойную погоду - можно. В жестких условиях - уже все резче работает. Особенно на исходе вторых-третьих суток нон-стопа. Экипажу уже труднее правильно реагировать. Поэтому, ищутся более простые варианты страховки. Кстати, какой у вас максимальный переход "без берега"?
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб - https://www.youtube.com/user/VadimVRan

EMayd

  • Сообщений: 4067
  • Уважуха: +219/-166
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #27 : 23 Января, 2015, 05:30:01 »
Кстати, какой у вас максимальный переход "без берега"?

На яхте пять суток. На катамаране стараюсь уложиться в светлое время.

ВРан

  • Moderator
  • Сообщений: 1466
  • Уважуха: +123/-106
  • М625 "Негордый"
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #28 : 23 Января, 2015, 14:16:18 »
Я, естественно, про катамаран спрашивал. Ну, тактика хождения с "берегом на ночь", она тем и безопасней для конструкции, что позволяет хорошо состояние лодки контролировать. И выявленные мелочи устранять легче, чем на борту, в тесноте.
...У всех - свои маршруты и свои к ним подходы. Мне, например, бакштаги вряд ли понадобятся, я не любитель выигрывать 10 км за переход работой с дополнительной парусиной. Проще переход грамотно спланировать. Т.е. в этом году даже кливер 5,5-метровый на слабый ветер не брали. А штормовым гротом неоднократно пользовались.
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб - https://www.youtube.com/user/VadimVRan

Кир

  • Сообщений: 1483
  • Уважуха: +72/-17
  • Название: Rikki Tikki
  • Тип: Тримаран
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #29 : 23 Января, 2015, 14:38:26 »
Можно небольшой оффтоп.

Из–за мягкости мачты при несении генакера на волне верхушка заметно играет даже при полном гроте, вооружение 7/8 с одним рядом краспиц и полувантами, блок фала гены выше штага на 110см мачта марлин №3. Вот думаю или поставить доп ванты заведя их на юферсы основных  (вопрос стоит ли на топ тащить или оковку возле блока фала сделать или бакштаги с крепежем на заднюю балку.  Сам склоняюсь к вантам с оковкой возле выхода фала. Но хотелось бы послушать более опытных товарищей.

В том что полувынты не особо играют роль дублирующих соглашусь, но в критических ситуациях они снимают часть нагрузки с основных и не дают пиковых нагрузок на них, что в свою очередь заметно снижает риск отдачи основной ванты, к тому же при тяжелых условиях их можно набить тем самым разнеся нагрузку заранее.

Евгений Антонов (боцман)

  • Неоспоримый, как приказ, Закат шепнет: "Je t'aime." Затем Пройдет и он, всему свой час.
  • Сообщений: 6937
  • Уважуха: +157/-120
  • Прощайте все. Спасибо всем...
  • Название: Лямбда
  • Тип: Hobie 17 sport
  • Номер: ХА-23-К
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #30 : 24 Января, 2015, 11:52:21 »

 Раздробление по темам автора обычно не радует; другим зато нужное найти попроще. Были заявки на разделение.

и что? попроще стало?  вместо того, чтобы положить в "такелаж" и назвать " варианты увеличения надежности стоячего такелажа" или типа того, - кинули в "дальнобой" с названием не отображающим содержания....
Всему свой срок, бессмертья нет, И этот серый небосвод
Когда-нибудь изменит цвет На голубой, и час придет,
И попрощаться в этот час, Когда б ни пробил он, поверь,
Не будет времени у нас, Мы попрощаемся теперь. ((C))

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4078
  • Уважуха: +202/-142
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #31 : 24 Января, 2015, 13:42:36 »
Да, дальний ли поход или ближний - тема про надежность такелажа.
Цитировать
Вант-путенс не развалился, пропало колечко, палец остался. Фиксирующие колечки в разных местах приобрели яйцевидную форму, их какая-то сила затягивала в нагель. (Ну, это как взять гвоздодёр и начать вытягивать нагель, не сняв колечка.)
аналогичный случай на яхте. С тех пор ВСЕ колечки после сборки приматываю изолентой, чтобы не выскочили. Перекусить - не было, это вряд ли. Сила может возникать из-за несоосности направления тяги наконечника троса и крепления ответной детали. Калдер в главе о стоячем такелаже этому большое внимание уделяет как основной причине обрывов, рекомендует ставить детали (вилки, шарниры) так чтобы обеспечить свободное качание на некоторый угол в любом направлении.
Григорий Шмерлинг

Евгений

  • Сообщений: 4451
  • Уважуха: +177/-68
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #32 : 27 Февраля, 2016, 22:33:21 »
Полуванты есть очень у многих разборных катамаранов. В сильный ветер они помогают мачте не сломаться и в случае обрыва основной ванты, удерживают мачту от падения.
..........


Как дублирование основных вант. вернее не дублирование, а для подстраховки от падения мачты при обрыве ванты - полуванты справяться, если они закреплены в сторону кормы от мачты. Но если мачта поворотная и с ромбовантами, то они будут ограничивать угол поворота мачты. А это большой минус для поворотных мачт. Поэтому здесь логичней дублирование вант.
ИМХО, вообще больше всех нагружается штаг. Но интересно. что у большинства "рвутся" ванты при одинаковых диаметров тросов. У меня было два обрыва вант и один раз штаг.
А вот если поставить полуванты, закрепленные в нос от мачты, то они заберут большую часть нагрузки от тяги грота и будут как подстраховка от падения мачты при обрыве штага.
Вот такие мысли.

спелеолог

  • Сообщений: 1304
  • Уважуха: +52/-27
  • Название: Чум
  • Тип: СК-19
  • Номер: M888
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #33 : 27 Февраля, 2016, 22:54:30 »
Полуванты есть очень у многих разборных катамаранов. В сильный ветер они помогают мачте не сломаться и в случае обрыва основной ванты, удерживают мачту от падения.
..........


Как дублирование основных вант. вернее не дублирование, а для подстраховки от падения мачты при обрыве ванты - полуванты справяться, если они закреплены в сторону кормы от мачты. Но если мачта поворотная и с ромбовантами, то они будут ограничивать угол поворота мачты. А это большой минус для поворотных мачт. Поэтому здесь логичней дублирование вант.
ИМХО, вообще больше всех нагружается штаг. Но интересно. что у большинства "рвутся" ванты при одинаковых диаметров тросов. У меня было два обрыва вант и один раз штаг.
А вот если поставить полуванты, закрепленные в нос от мачты, то они заберут большую часть нагрузки от тяги грота и будут как подстраховка от падения мачты при обрыве штага.
Вот такие мысли.
Штаг и так дублируется и разгружается стаксель-фалом. А на ванты ИМХО нагрузка больше, особенно на полных курсах, так как угол между вантой и мачтой меньше, чем у штага

Евгений

  • Сообщений: 4451
  • Уважуха: +177/-68
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #34 : 27 Февраля, 2016, 23:54:36 »
Полуванты есть очень у многих разборных катамаранов. В сильный ветер они помогают мачте не сломаться и в случае обрыва основной ванты, удерживают мачту от падения.
..........


Как дублирование основных вант. вернее не дублирование, а для подстраховки от падения мачты при обрыве ванты - полуванты справяться, если они закреплены в сторону кормы от мачты. Но если мачта поворотная и с ромбовантами, то они будут ограничивать угол поворота мачты. А это большой минус для поворотных мачт. Поэтому здесь логичней дублирование вант.
ИМХО, вообще больше всех нагружается штаг. Но интересно. что у большинства "рвутся" ванты при одинаковых диаметров тросов. У меня было два обрыва вант и один раз штаг.
А вот если поставить полуванты, закрепленные в нос от мачты, то они заберут большую часть нагрузки от тяги грота и будут как подстраховка от падения мачты при обрыве штага.
Вот такие мысли.
Штаг и так дублируется и разгружается стаксель-фалом. А на ванты ИМХО нагрузка больше, особенно на полных курсах, так как угол между вантой и мачтой меньше, чем у штага

ха. верно! Как это я забыл за стаксель-фал.
ИМХО на полных курсах в основном грот нагружает наветренную ванту плюс одинаково добавляет на обе ванты  стаксель. Но это так размышляю.

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 2079
  • Уважуха: +114/-24
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #35 : 28 Февраля, 2016, 00:22:10 »
Полуванты есть очень у многих разборных катамаранов. В сильный ветер они помогают мачте не сломаться и в случае обрыва основной ванты, удерживают мачту от падения.
..........


Как дублирование основных вант. вернее не дублирование, а для подстраховки от падения мачты при обрыве ванты - полуванты справяться, если они закреплены в сторону кормы от мачты. Но если мачта поворотная и с ромбовантами, то они будут ограничивать угол поворота мачты. А это большой минус для поворотных мачт. Поэтому здесь логичней дублирование вант.
ИМХО, вообще больше всех нагружается штаг. Но интересно. что у большинства "рвутся" ванты при одинаковых диаметров тросов. У меня было два обрыва вант и один раз штаг.
А вот если поставить полуванты, закрепленные в нос от мачты, то они заберут большую часть нагрузки от тяги грота и будут как подстраховка от падения мачты при обрыве штага.
Вот такие мысли.
Наверно, либо полуванты, либо ромбованты. Без ромбовант с полувантами мачта поворачивается хорошо. Для меня полуванты выглядят проще и надежнее.

Евгений

  • Сообщений: 4451
  • Уважуха: +177/-68
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #36 : 28 Февраля, 2016, 13:31:40 »
......... Для меня полуванты выглядят проще и надежнее.

Интересная мысль. если вместо ромбовант установить полуванты и полуштаг  :), то на этот полуштаг можно ставить штормовой стаксель! Класс!
Но ИМХО эти полуванты, штаги создают дополнительную нагрузку на нижнюю часть мачты и шпор. По размышления так или я ошибаюсь?
Хотя по тому же размышлению - ромбованты тоже стягивают мачту и дополнительно нагружают трубы. Угол у ромбовант острее, чем у полувант и получается. что полуванты меньше нагружают трубы.  ???
« Последнее редактирование: 28 Февраля, 2016, 13:34:42 от Евгений »

Сергей М414

  • Сообщений: 1528
  • Уважуха: +99/-59
  • Вечный странник
  • Название: VITA
  • Тип: Катамаран
  • Номер: М 414
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #37 : 28 Февраля, 2016, 14:00:04 »
  Мне кажется, что полуванты и "полуштаг" :)  снимают изгибающую нагрузку на мачту, а сжимающая нагрузка от одной ванты и штага  распределяется ещё и на полуванты и полуштаг и в целом не увеличивается т.к. давление ветра на парус можно считать одномоментно постоянным. :o  Ну в общем вы поняли. ;)  Благодарю.
Бережёного Бог бережёт!

Ёж

  • Сообщений: 3205
  • Уважуха: +123/-92
  • Тяжелая байдарка пр. "Амдерма"
  • Название: Севпростор
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #38 : 28 Февраля, 2016, 14:15:19 »
Интересная мысль. если вместо ромбовант установить полуванты и полуштаг  :), то на этот полуштаг можно ставить штормовой стаксель! Класс!
Но ИМХО эти полуванты, штаги создают дополнительную нагрузку на нижнюю часть мачты и шпор. По размышления так или я ошибаюсь?
Хотя по тому же размышлению - ромбованты тоже стягивают мачту и дополнительно нагружают трубы. Угол у ромбовант острее, чем у полувант и получается. что полуванты меньше нагружают трубы.  ???
Пфф. У меня такая трехъярусная система была на кате. Такая же будет теперь и на триме. Мачта и все остальное с тремя ярусами вант получается просто неубиваемым. Нагрузки на все - минимальны.
Мы сыны батрацкие, мы за Новый Мир! Щорс под красным знаменем - красный командир! www.sevprostor.ru

Евгений

  • Сообщений: 4451
  • Уважуха: +177/-68
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #39 : 28 Февраля, 2016, 14:36:20 »
...........
Пфф. У меня такая трехъярусная система была на кате. Такая же будет теперь и на триме. Мачта и все остальное с тремя ярусами вант получается просто неубиваемым. Нагрузки на все - минимальны.

так почему мы так привержены к ромбовантам? Я думаю из-за традиции.
И  безромбовантная система не уступает ромбовантноой. а возможно и превосходит.
Я уже загорелся поменять эту систему у себя. Но ...
возникли опасения, если рама будет луноходить, то что будет?  Размышляю  ???

Вроде все нормально получается.
« Последнее редактирование: 28 Февраля, 2016, 14:56:56 от Евгений »

Ёж

  • Сообщений: 3205
  • Уважуха: +123/-92
  • Тяжелая байдарка пр. "Амдерма"
  • Название: Севпростор
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #40 : 28 Февраля, 2016, 15:16:34 »
Рама будет висеть на мачте и луноходить не будет.

Ну т.е. как? Лично у меня было так: нижний ярус - ванты задние и передние; средний - ванты, штаг; верхний - бегучие бакштаги и 2 форштага. У меня, правда, очень прочная и жесткая рама и без того была, но я рассчитывал на то, что мачта дополнительно поддержит углы рамы.
Мы сыны батрацкие, мы за Новый Мир! Щорс под красным знаменем - красный командир! www.sevprostor.ru

Ёж

  • Сообщений: 3205
  • Уважуха: +123/-92
  • Тяжелая байдарка пр. "Амдерма"
  • Название: Севпростор
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #41 : 28 Февраля, 2016, 15:17:40 »
А на триме я вообще просто сделаю. Просто 3 ванты, 3 штага. Т.к. сам трим жесткий и там ничего на веревочки подвешивать не требуется.
Мы сыны батрацкие, мы за Новый Мир! Щорс под красным знаменем - красный командир! www.sevprostor.ru

CB

  • Сообщений: 2094
  • Уважуха: +69/-21
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #42 : 28 Февраля, 2016, 15:18:38 »
Поэтому здесь логичней дублирование вант.
Imho, обычно делают именно дублирование - ставят разнесенные ванты, передние и задние (и верхние, и нижние, или хотя бы только нижние).
+дополнительный внутренний штаг (на нем ставим штормовой стаксель);
+ахтерштагов тоже можно 2 шт. поставить - на углы кокпита.

ВРан

  • Moderator
  • Сообщений: 1466
  • Уважуха: +123/-106
  • М625 "Негордый"
Re: Полезные штучки в дальнем плавании
« Ответ #43 : 01 Марта, 2016, 20:18:48 »
Полуванты есть очень у многих разборных катамаранов. В сильный ветер они помогают мачте не сломаться и в случае обрыва основной ванты, удерживают мачту от падения.
..........


Как дублирование основных вант. вернее не дублирование, а для подстраховки от падения мачты при обрыве ванты - полуванты справяться, если они закреплены в сторону кормы от мачты. Но если мачта поворотная и с ромбовантами, то они будут ограничивать угол поворота мачты. А это большой минус для поворотных мачт. Поэтому здесь логичней дублирование вант.
...
А вот если поставить полуванты, закрепленные в нос от мачты, то они заберут большую часть нагрузки от тяги грота и будут как подстраховка от падения мачты при обрыве штага.
Мачте все равно для поворота, основные ванты или там полуванты, если они приходят в правильную точку (на передней части профиля). Т.е. нормально все поворачивается.

Там ромбо или полуванты, это дело вкуса. Неубиваемый для 13-16 квадратов марлин-3, ес-но, в ромбовантах не нуждается. Более легкие и гибкие мачты - почему нет? ромбы дают хорошие возможности для быстрой настройки в соответствии с условиями. Полуванты этого не дают. Пример. Например, за несколько минут нужно сделать грот более плоским. Ромбы говорят "пожалуйста". Стало по ветру полегче - увеличил пузо. Несколько градусов в бейд или км/час на всех остальных курсах - совсем не лишнее, если не рассчитывать на центнеры горючки, и возить паруса только на попутняк.
...За многоуровневость вант и штагов. Не всегда оно удобно и правильно. К примеру, передние полуванты или полуштаг, ограничивают/затрудняют использование дополнительных передних парусов. Так что пока предпочитаю иметь дубляж основных вант (причем иенно вант, а не передних), а уровни мне вроде бы и ни к чему. В случае недоразумения с передними основными или со штагом, там достаточно страховки остается от падения мачты. Поэтому считаю, что  по надежности, по затратам, система "ромбы плюс пара основных плюс пара передних основных, плюс штаг, все, кроме ромбов, на одном уровне", дополненная парочкой дублирующих основных (или близко к этому) - близка к оптимуму. Ну, это дело вкуса и трудолюбия.
...О том, что чаще рвется, ванты или штаг. Ну да, дело в разгрузке, как было уже справедливо замечено. Неразгруженный фалом основной стаксель-штаг (который на закрутке), вполне себе рвется, поскольку в некоторых ситуациях нагружен даже больше, чем основные ванты.
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб - https://www.youtube.com/user/VadimVRan