f Сахалин-Курилы -2014 - Чапаев, волны и пр. (разбор полетов)
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Сахалин-Курилы -2014 - Чапаев, волны и пр. (разбор полетов)  (Прочитано 14498 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

CB

  • Сообщений: 1904
  • Уважуха: +69/-22
Начиная с некоторой силы ветра всё, что ещё на плаву, поворачивает лагом.
Да - только при сильном ветре.
Нет - не все, что на плаву.
Зависит от конфигурации надстроек и центровки. См. архитектуру европейских кораблей (XV-XVI)вв. - периода, когда тамошние мореплаватели впервые вышли в океан. Корабли имели очень высокие надстройки в корме - чтобы при шторме их автоматически разворачивало носом к ветру и волне. Экипаж просто убирал паруса, работал на помпах и молился, кораблик сам боролся со штормом. Затем освоились в океане и перешли к активному штормованию - высокие надстройки уже только мешали, и они постепенно исчезли. Книжка была про штормовую мореходность, где это детально анализировалось.
Современные однокорпусные яхты ведут себя по-разному. Большинство устойчиво лежат в дрейфе под углом градусов 60 к ветру, что для них вполне приемлемо. Некоторые в состоянии аж в полный бейдевинд без парусов ходить.
По жестким крейсерским катамаранам внятной статистики и отзывов не встречал (они в шторм больше в маринах отстаиваются). Писали, что можно спокойно и безопасно двигаться в 7б. любым курсом. Учитывая, что типичная надстройка там - в корму от мачты, можно предположить, что их тоже разворачивает в "правильное" положение.
По "надувастикам" - тем более статистики нет. Лодка с походным барахлом или палаткой на носу - конечно же, разворачивается ну никак не носом к волне. Очень интересны исключения, как у Филиппа - надо экспериментировать, однако.
Цитировать
в отчете кого-то из кругосветчиков читал, что характер волнения менялся на границе глубин. Думаю, подводные хребты, запросто могут влиять на течения. А течения, основная причина сулойных волн. То есть, возможно, при прокладке маршрута, большие подводные неровности тоже нужно учитывать.
Много раз про это писали. волна - "ломается" на границе "шельфа". Механизм - видимо, все-таки интерференция волн. Образуется устойчивая область с высокой, возможно даже обрушивающейся(как на мелководье),  волной.

CB

  • Сообщений: 1904
  • Уважуха: +69/-22
Еще раз про лаг:
Как-то на катамаране под мотором буксировал чужую лодку, небольшую моторную яхточку (у них заглох мотор). Зашел вниз по ветру (где-то 5-6б), развернулся против него, выровнялся и стал подходить к причалу, сбрасывая скорость. И  сразу же ветром катамаран стало разворачивать то в одну сторону, то в другую. Пришлось "газовать" и тормозить уже после того, как подвел лодку к причалу.
"Ветер" без палатки и со штатной упаковкой на носовой палубе. 

Илья МГУ

  • Сообщений: 3310
  • Уважуха: +298/-112
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597

б) плавучий якорь работает (у нас его не было, ага. Впрочем я думал об этом - в случае надобности сымпровайзили бы из весла и штормового грота.


Пробовал или только мечтал?
 У нас в 1995-м не получилось. Особенно запомнился рюкзак с тушёнкой привязанный к всякому хламу за бортом. Он не хотел тонуть, пришлось протыркнуть его ножом (и так 25 раз). Эффект от хлама за бортом меньше чем от плавучего якоря раз в 10.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

CB

  • Сообщений: 1904
  • Уважуха: +69/-22
Особенно запомнился рюкзак с тушёнкой привязанный к всякому хламу за бортом. Он не хотел тонуть, пришлось протыркнуть его ножом (и так 25 раз). Эффект от хлама за бортом меньше чем от плавучего якоря раз в 10.
Видимо, тушенка имеет положительную плавучесть.
В 06г. в качестве якоря выбросили за борт на швартове "технический" рюкзак с различным железом и инструментом. Хорошо помогло, катамаран встал носами к волне, только качка была очень резкая (видимо, надо было на более длинном якорном выпускать).
Правда, когда потом вытащил этот рюкзак, он оказался уже пустым.

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4058
  • Уважуха: +206/-147
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
Насчет ног пирамиды. От пикирующей на середину ноги 100-килограммовой ж. трудно уберечься, запас нужен ого какой. И вот оказывается поток воды надавивший на палатку - то же самое.  Можно конечно передние трубы потолще, или стальные одно-двух-n-разовые. Имхо, и как есть все было бы нормально если бы не сильная перегрузка! Если поплавки глубоко сидят - ну, чего ж тут ждать. Хотя конечно полную гарантию что успеет всплыть кто даст. Это ведь было именно то что называют "волна-убийца". Тут уже сама многокорпусность... однокорпусную (яхту, Авоську) положит и возможно перевернет. а вот многокорпусник еще и постарается скатать в трубочку.  Вот пожалуй что еще: низ палатки привязывать прочно, а дальше до верха - обрывающимися штрипками или резинкой. Лучше пусть поток палатку придавит и пройдет по ней, зато пирамида уцелеет. Если трубы снаружи конечно, а не внутри как я делал.
Григорий Шмерлинг

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1954
  • Уважуха: +119/-24
А ! Шестипалому !
Большое спасибо за рассказ вообще, я считаю, что честные рассказы о проблемах и неудачах крайне интересны и поучительны.

Хороший отчет о неудачном походе (со вскрытием причин неудач) намного полезней (для общества), чем средний отчет об удачном походе, ИМХО.
Согласен, полностью. Присоединяюсь к благодарности. Желаю удачи и терпения!
Действительно, поучительная история. Сам уже два отчета не публикую, потому что рассказывать особо не о чем, когда все штатно. Все равно, что содержание фильма заранее рассказать.

Мое мнение, что при ветре больше 10 м/с все наши кораблики в открытом море небезопасны. Поход был реально на границе возможностей этого катамарана. Просто из за больших нагрузок на волнах может что угодно сломаться. Можно при сборке ошибиться, не законтрить гайку или просто усталость металла и коррозия. С плавающим мусором не понятно что делать. Мы пока тупо погоду ловим и не решаемся ходить в темноте.
Альтернатива, строить аналог Котоярви с морским запасом прочности и спасательным плотом, или переходить на жесткие лодки.

ВРан

  • Moderator
  • Сообщений: 1466
  • Уважуха: +127/-111
  • М625 "Негордый"
так же, если медведя белого цвета увидите, то , ну , может он вас испугается... если нет, то новых нарожаем.... с моржами-так же..
чего делать с цунами- уж сами разбирайтесь, а есе есть извержения вулканов и власти наши, невменяемые...

Я не о том, что рисковать совсем не надо. Перегруз - сам знаешь, лишь один (но крупный) косяк.
...промокшие карты, забытый ламинированный вариант... ощущение, от всего, что экипаж не представлял себе заранее акваторию. Или - представлял, но - не так. Это - и есть просчеты в подготовке и самом прохождении.
А что удивительно - опытные люди пошли, а косяки - детские.

И наш поход тоже нельзя никоим образом подавать как пример.

Профуки в подготовке тебе самому известны, их немало.
И в области медведей положились тако же на божью волю :)

И вообще поперлись неизвестным маршрутом , совсем неизвестным. В смысле на море мы всегда знаем, что там - вода (ну или там замерзшая вода), а в речках, да в 500 км от моря ? только гадать по картам :)

Лично мне отчеты Шестипалого доставили некое внутреннее удовлетворение:
Вань, начну с конца. Мне рассказ Шестипалого тоже доставил большое удовольствие, спасибо автору. Так что жду продолжения.
С остальным твоим постом скорее несогласен. Естественно, были просчеты, но - небольшие.
Кроме сушек-шоколадок и некого недобора продуктов, других косяком я не заметил. Но это - достаточно типичная история для подолгу гуляющих по Заполярью ;).
Белые медведи и таймырские реки.
Вань, разве медведи вели себя не так, как тебе было обещано задолго до нашего похода? или реки оказались не такие?
Кроме гадания по картам, было еще изучение отчетов таймырских, устные и письменные консультации с таймыроходцами. Штук пять консультаций, в турклубе и по собственным связям. Я говорил тебе об этом, но ты, видимо, подзабыл. Примерные стоянки, вбитые в карты. Сухой остался - даже бумажный дубляж картографии. Не так?
Со связью или с прогнозами что-то не так, разве было, или с чем еще?
Кстати, плавучий якорь тоже был взят (небольшой, чуть меньше метра в диаметре, думаю, хватило бы). Лежал он себе в зипе, я им просто не размахивал, нужды не было. Поэтому, лучше нам подготовиться можно (и нужно) было, наверное . Но - не в разы, а так, по мелочам.
...Ну и теперь, о главном. Представь себе, что на О-Сакене, вместо того, чтобы отсиживаться, мы ломанулись бы на северную оконечность Норденшельдов. Прошли бы сотню км из 150, уперлись бы в льды, сожгли бы последний бензин. Развалили бы во льдах катамаран, а потом , возможно, чудом бы спаслись. И теперь бы сообщали общественности, какие мы при этом молодцы. Разницу ощутил?
Ну, вот и я о том же. Не делать резких движений, без нужды. И так риска хватает. Ждать столько, сколько нужно. Начальство - само по себе, мы - сами по себе.

Шестипалому. Миш, прошу, подробно разбери ситуацию с приходом самой первой волны. В отчете или здесь. Вряд ли это была т.н. "убийца", они обычно в несколько раз крупнее остальных. Ваша, как я понял, была повыше раза в полтора-два.
...Итак.  курс ю.в.
Бейдевинд левого галса. Стало быть, ветер - в. Давай, метры/сек, направление основной волны, высота ее, наличие/отсутствие гребней.
Кто на вахте. Сколько и какие паруса несли. Высота приливов и отливов. Направление и скорость течения на переходе (если знаете). Применое направление, откуда нежданная "радость" к вам пожаловала. Ну и, все о ней, если что еще не написал. С глубиной и примерными координатами ясно.
Очень интересно.
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб

Алексей Чв.

  • Сообщений: 505
  • Уважуха: +45/-28
  • Номер: М544
Не надо забывать, что поход с 500 км (а то и больше) пересечением по Охотскому морю. Переход успешный. С поломкой не по вине экипажа, а по слабости конструкции и наличии супер волны. Доработали по ходу конструкцию и дошли.
По поводу дороги обратно. Я предполагаю, что при таких переходах имеет место иная психология капитана. Нет возможности переждать непогоду и в хорошую погоду проскочить. 500 км не проскочишь, нужно быть готовым идти в свежую погоду.
С таким походом сравнивать движение вдоль берега не корректно. Совсем другая (повторюсь) психология. Даже если поход длинный и северный  :), но вдоль берега - это совсем другая история.
500 км пересечения делали единицы.

 
Швиштать всех наве-е-ерьх!!!

ВРан

  • Moderator
  • Сообщений: 1466
  • Уважуха: +127/-111
  • М625 "Негордый"
Не надо забывать, что поход с 500 км (а то и больше) пересечением по Охотскому морю. Переход успешный. С поломкой не по вине экипажа, а по слабости конструкции и наличии супер волны.
Про перегруз тоже не забываем. Это одна из причин повреждений.
Цитировать
Доработали по ходу конструкцию и дошли.
Тут молодцы, ничего не скажешь. Тут как раз опыт и класс помог выскрестись.

Цитировать
По поводу дороги обратно. Я предполагаю, что при таких переходах имеет место иная психология капитана. Нет возможности переждать непогоду и в хорошую погоду проскочить. 500 км не проскочишь, нужно быть готовым идти в свежую погоду.
С таким походом сравнивать движение вдоль берега не корректно. Совсем другая (повторюсь) психология. Даже если поход длинный и северный  :), но вдоль берега - это совсем другая история.
500 км пересечения делали единицы. 
И что? Причем тут забытая или подмоченная картография и "другая психология"? Или тот же перегруз?
По поводу 500 км. Да, много - 2 суток. 50-60 л. горючего. Это если не дует. Но прогноз-то был, не так ли? 2-суточный, обычно более-менее точный. Спланировать можно. А были ли заранее спланированные стоянки? а с картой течений был ли шеф знаком заранее?
У "Негордого" случались переходы 2-3 суток. Удаление от берега - да, небольшое, не более 40-50 км. И не всегда с прогнозом. Тактику хождения без прогноза (относительно безопасную) на 80-90 км пересечение я где-нибудь изложу. Но подход, что на маленьком пароходике, что на большом - на 2-3-суточные переходы - примерно один. Позволяют идти - идешь. Не позволяют - выжидаешь.

Я ценю переход на 500 км в открытом море. И уважаю мужество людей, которые на это решаются. И ценю смелость Шестипалого, который много чего интересного рассказал.
НО: при другом подходе лидера похода мы сейчас читали бы совсем другой рассказ. О гораздо более длительном путешествии.

...В качестве эпиграфа к будущей полнотекстовой версии отчета предлагаю общеизвестное. На мой взгляд, очень точно отражает суть :)

Семь мудрецов в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее вышел бы рассказ.
« Последнее редактирование: 19 Января, 2015, 20:16:10 от ВРан »
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб

Шестипалый

  • Сообщений: 310
  • Уважуха: +26/-9
  • Михаил Коломейчук. Москва
  • Название: шестипалый
Не надо забывать, что поход с 500 км (а то и больше) пересечением по Охотскому морю. Переход успешный. С поломкой не по вине экипажа, а по слабости конструкции и наличии супер волны.
Про перегруз тоже не забываем. Это одна из причин повреждений.
Цитировать
Доработали по ходу конструкцию и дошли.
Тут молодцы, ничего не скажешь. Тут как раз опыт и класс помог выскрестись.

По поводу дороги обратно. Я предполагаю, что при таких переходах имеет место иная психология капитана. Нет возможности переждать непогоду и в хорошую погоду проскочить. 500 км не проскочишь, нужно быть готовым идти в свежую погоду.
С таким походом сравнивать движение вдоль берега не корректно. Совсем другая (повторюсь) психология. Даже если поход длинный и северный  :), но вдоль берега - это совсем другая история.
500 км пересечения делали единицы. 
[/quote]
И что? Причем тут забытая или подмоченная картография и "другая психология"? Или тот же перегруз?
По поводу 500 км. Да, много - 2 суток. 50-60 л. горючего. Это если не дует. Но прогноз-то был, не так ли? 2-суточный, обычно более-менее точный. Спланировать можно. А были ли заранее спланированные стоянки? а с картой течений был ли шеф знаком заранее?
У "Негордого" случались переходы 2-3 суток. Удаление от берега - да, небольшое, не более 40-50 км. И не всегда с прогнозом. Тактику хождения без прогноза (относительно безопасную) на 80-90 км пересечение я где-нибудь изложу. Но подход, что на маленьком пароходике, что на большом - на 2-3-суточные переходы - примерно один. Позволяют идти - идешь. Не позволяют - выжидаешь.

Я ценю переход на 500 км в открытом море. И уважаю мужество людей, которые на это решаются. И ценю смелость Шестипалого, который много чего интересного рассказал.
НО: при другом подходе лидера похода мы сейчас читали бы совсем другой рассказ. О гораздо более длительном путешествии.

...В качестве эпиграфа к будущей полнотекстовой версии отчета предлагаю общеизвестное. На мой взгляд, очень точно отражает суть :)

Семь мудрецов в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее вышел бы рассказ.
[/quote]
ВРан! После того , как ты написал мне "А-яй, не хорошо.." , у меня сдох последний ноутбук!
Вот, пишу с третьего, два лежат мёртвой стопкой:)

Так, так укрытия, значит... Да нету их там! Ну т.е. есть, но 100 км- далековато... Собственно в сторону пролива Измены и ломанули, пока мотор работал, спрятаться за Японию... Прогнозы осенью и в Москве врут, хоть не читай.
 Прогноз на два дня был приемлемый, тайфун только что прошёл мимо, восточнее... На нас наехало охотомоморское новообразование, не очень-то и глобальное, но мы были рядом.
 А вот картография- да! Но, самое главное, что в Южно-Курильске, мы могли погрузиться на параход, а не возвращаться своим ходом...
А вы б тогда не узнали. как хорошо держит носами к волне 3-х метровая медуза... Правда, ещё чуток- и всё равно не узнали б... Эт-то точно.