f Сахалин-Курилы -2014 - Чапаев, волны и пр. (разбор полетов)
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Сахалин-Курилы -2014 - Чапаев, волны и пр. (разбор полетов)  (Прочитано 14569 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Шестипалый

  • Сообщений: 310
  • Уважуха: +26/-9
  • Михаил Коломейчук. Москва
  • Название: шестипалый
Начал новую ветку по просьбе ВРана. И с его идеей согласен. Сам бы почитал.
В Акваториях , по обсуждениям отзовусь. Просто не было возможности...
Район плавания забыл. Юг охотского моря, от Сахалина до ближаших Курил. Минимальное расстояние -360км, но из соображений логистики, приходится пилить побольше. Пройден (из надувных) Ильёй Лукомским на Котоярви (до Курильска) и мной (до севера Кунашира)) в 2011г.

Прим. модератора: здесь и далее - факты-цитаты, относящиеся к экстремальным и аварийным ситуациям в этом плавании:
2. Поскольку все сроки умерли, стартовали 10 сентября, в ночь и в в шторм, рассчитывая на удобный выход из протоки лагуны... Расчёт не оправдался, лодку выкинуло прибоем примерно на два метра вверх и пятнадцать вдаль... Там дождались утра и стартовали вторично.
Собственно, в силу изгибов судьбы, мы были перегружены на 300кг, сидели глубоко и взаимодействовали с волной тяжело, а сентябрьская погода в этих местах радикально отличается от августовской 2011 года. Вода в открытом море 9гр.(а раньше было больше 20, местами. Туманов гораздо меньше, зато поливали дожди). Дует, волны ходят стадами, и уже не барашков , а слонов.
 Ещё когда жили на нашем тёплом пляже,  урытом со всех сторон красивыми холмами, у нас порвало ветром тент. Прогнозы врут, в смятении от неустойчивой погоды. Направление и силу ветра уже на следующий день не угадывают.

3. Третье приключение было фундаментальным: мы в 250 км от Сахалина въехали в крупный сулой и не увернулись от Очень Большой Волны. Шли бейдевиндом левого галса, ветер-волна 5 баллов. Ветровая волна, довольно регулярная, соответственно, слева. Сулойный бугор пришёл справа и обрушился на лодку. На всю сразу. Я это всё наблюдал из кокпита. Чем-то похоже, как если бы в вас кинули аквариумом...
Сначала показалось, что всё обошлось, мы вынырнули и двинулись дальше, прежним курсом. Но тут же из рубки вылетел народ с вестью: у нас сломана правая передняя нога пирамиды, а левая погнута! (труба 48х1,5х2м) Обломки ходят шатунами, мачта, вроде, не падает. Скинули паруса, завели мотор, занялись ремонтом. Скрутками прикрутили двухметровые трубы  из комплекта восстановления из оверкиля к поломанной и погнутой ногам. (Трубы вставлены обна в одну, внешний диаметр 45 мм, стенка суммарно5мм)Перевели дух. Потом, когда подстихло, а ветер ослаб и отошёл до галфинда, в помощь мотору поставили стаксель. Полоса экстремального волнения продолжалась примерно два часа  шести узловым ходом, потом волны стали намного более пологими, сулой исчез. Глубина в этом месте километра два. И чего там всё так вспучилось? Конечно, пятибальный ветер на разгоне в многие сотни километров, за время больше чем сутки, может создать нечто метра в три, но монстр, которого мы нашли (ну т.е. он нас нашёл) был гораздо выше и очень крут. К тому же, волна унесла два запасных шверца и два весла, принайтовленных между шпрюйтом и рубкой.
Первую половину второго дня пути, перед аварией, мы три раза долбались об плавучие брёвна. Одним таким бревном снесло дополнителиную оттяжку шверта. Вообще явно наблюдалось сгущение всякого плавающего мусора. Ещё отмечено , что проходили район с тёплым течением- когда обдавало волной, неожиданно чувствовалось, что вода греет.

...
Доплыли до Кунашира, чуть не впечатались в сумерках в риф, пролетели над ним в пенном гребне, но по сравнению с предыдущим и грядущим, это так, мелкая хохма.  Дальше , двигаясь в потёмках по картплоттеру, причалили в крохотной как бы бухте, в районе Лагунки.  Это через остров (Кунашир) от Южно Сахалинска, недалеко, можно даже такси вызвать. Вытащились из прибоя (довольно заметного) и утром начали чиниться и всячески переустраиваться. На погранзаставе добыли стальные водоправодные трубы для ремонтных вставок. По пол- метра. Маловато...

...
При причаливании к берегу, уже в уютной бухте, я упал в воду... вместе с картплоттером в кармане. Он умер. Бумажные карты, не заламинированные, ещё раньше промокли, ламинированные забыли дома. Электронные карты в планшете жили своей загадочной заархивированной жизнью, поскольку дезархиватора не оказалось... А, фигня! У нас три с половиной геодезиста на борту, ну и кой-какие точки в навигаторах. И пачка кефира "Утро родины", где изображены Сахалин и Курилы. Всплывём.
На Онучине у нас была цель, которая, из всех прочих, была главной: Установить памятный крест на той самой Крайней Юго-Восточной точке России. (А Крайняя Южная находится в Дагестане, в горах- не доплывёшь...). На это у нас, в нашем темпе беременного вальса, было  всего лишь сутки.

...
А мы,  кто под парусом, почему-то надумали возвращаться своим ходом. Даже не обсуждали, стоит ли идти на повреждённом корабле 470 км через взбалмошное Охотское море. В Москве планировалось закончить экспедицию, дойдя до Итурупа, если хватит времени (или до Шикотана, если не хватит) и , разобравшись там сесть на параход в Курильске или , соответственно Мало-Курильске. А сейчас решили идти сами. Банзай!
 Прогноз насупился- 12 м.с. , фон.
На голубеньком небе нарисовались чёрные облачные фронты. Высокие, обширные, поочерёдно поливали нас холодной водой. Прогноз поплохел до 14 м.с. (Ещё через сутки по метеоданным с Курильска, вообще17!). Мы морщили лбы, обратно в Екатерину не хотелось. Вроде идём, крутой бейдевид , левый галс, что бы иметь какие-то шансы, надо держать хотя бы 10 км.ч. , что бы через сутки спрятаться за Сахалин.
Мы морщили лбы, обратно в Екатерину не хотелось. Вроде идём, крутой бейдевид , левый галс, что бы иметь какие-то шансы, надо держать хотя бы 10 км.ч. , что бы через сутки спрятаться за Сахалин..
Волнение растёт на глазах... И тут.. опять ломается правая нога пирамиды! Больших заливающих ударов волн ещё не было, но лодка уже скакала... Заводим мотор, сбрасываем паруса, бросаемся чинить ногу... И тут.. падает мачта! Ох.. Вытаскиваем и подвязываем мачту и такеллаж.. Какие-то немыслимые повреждения- разлетелось фиксируещее колечко в вантпутенсе,  но палец, фиксирующий ванту, остался на месте, верхняя часть ванты отломана от заделки... весь корабль скрипит и ходит ходуном...

...
За бортом нарастает водяной ад... Решаем попытаться уйти на юго-запад, километров через 100 укрыться за Японией. Опять в сторону пролива Измены. Назад, в пролив Екатерины не хочется...
Через пол-часа мотор, и до того икавший, глохнет напрочь... Нас ставит лагом и бьёт волной. Удары тяжелые, с накрыванием кокпита. Нас несёт к негостеприимным берегам Кунашира. Я их видел раньше. Они там преимущественно отвесные и даже есть протяжённые нависающие,  из застывшей лавы. Но при таком волнении нам и песчаный пляжик не понравится. Возимся с мотором и пытаемся соорудить временную мачту, чтобы поставить трисель и как-то оттянуть окончательное решение вопроса "быть или не быть", а если "быть", то как?
 Бьёт и кидает. Ни с мотором, ни с мачтой ничего не получается, нас здувает боком со скоростью 5 км.ч прямо в стену, до неё уже всего 30 км... Тут я вспомнил про плавучий якорь. Возил с собой всё время, но не разу не использовал. Такой водяной парашют, метра три в диаметре, сделанный из обычного, воздушного парашюта, только поменьше.  Самое время попробовать... Удалось поставить со второй попытки. После первого выброса купол перехлестнули стропы. Зато во второй раз надулась красивая медуза, голубеющая в пенной морской воде. Чапаева сильно потянуло и мы уставились носами в волны.
...
Всё , с битьём покончено! Дреф 1,5-2,5 км.ч. но в другую сторону! Под 90 град. к предыдущему направлению. Т.е. нам светит Итуруп вместо Кунашира. Но о-очень не скоро. Через некоторое время стало понятно, что с Кунаширом мы заметно не сближаемся, и... мы завалились в рубку спать! И проспали часов 12 до следующего утра, как  в колыбели!
Корабль , конечно водило из стороны в сторону, градусов на 45, но волну Чапаев отыгрывал.  (А ведь мы ещё забыли поднять рули! Потом, когда про них вспомнили рысканье уменьшилось ещё больше, примерно в двое). Якорный канат был 60 метров, капроновая жёсткая верёвка 8мм, без дополнительного утяжеления. Из волн якорь не вылетал, корабль рыскал плавно.
Проснулись мы и всё поняли. Нас несёт течением в пролив Екатерины... Мы уже находимся в точке, которую проходили накануне, напротив входа в пролив. Описали петлю.
 Посмотрев в дыру пролива на Тихий океан, который простирается на, кажется, две трети окружности земли и поняв что данным курсом ни в Шикотан, ни в Гаваи мы не попадаем, капитан приказал экономить воду. Потом пообсуждали заморочки со спасением терпящих бедствие в шторм, и кому достаётся корабль, если кого спасают. Т.е. после отсыпания, стоя на медузе, моральный дух команды воспрял. Капитан напомнил, что в такую погоду спасать один хрен никто никого не будет и в сердцах дёрнул троттер моторчика. А он возьми, да и заведись! Кинулись вытаскивать медузу. Ну и напор у ветра! В одиночку- ни как, и в двоём еле-еле , по чуть чуть, и только с подрабатыванием мотором удалось поднять на борт нашу спасительницу. Нас лихо развернуло носами в пролив и мы во второй раз (а некоторые в четвёртый) отправились в это знаменитую дыру испытывать судьбу. Гонимые течением, ветром и всхрюкиюващим мотором. Волны росли по мере продвижения в пролив, мы уже обезветривали в ложбинах, удерживать курс позволял только мотор.
 В какой-то момент я обратил внимание на то, что склон волны гараздо длиннее, чем протяженность "Чапаева" (Ещё бы не обратил, при таком крене!). К счастью, течение было попутным волне и крутизна склона была недостаточна, что бы что-то с нами сделать, рушилась и сдувалась ветром только самая верхушечка. Мы расстались с этой волной без последствий и сзади нарисовалась вторая. Чуток поменьше. И эта под нами проехала, не заметив. Начал ждать третью... А её и нет... 10 секунд нет... 10 минут нет... не пришла!
...
Где-то минут за 20 волнение улеглось до приемлимых размеров и мы начали мечтать как наш умирающий железный фордак дотянет нас в какое-никакое укрытие на пустынной восточной оконечности Кунашира, откуда можно легко добраться до человечества, пройдя километров 70 по джунглям с медведями...
И тут откуда-ни-возьмись появились разговоры про то, что "а может мы так, потихохоньку эти 70 км и пройдём, двигун вон уже часа полтора тарабанит, и если исходить из этого прецедента, то может он ещё часов 8-10 не помрёт? Ну и мы, вместе с ним...
Когда мотор глох, разговоры немедленно прекращались, когда же очередной реаниматор возвращал его к жизни знергичными усилиями, мы опять предавались сладостным мечтаниям...
Волна сгинула, мы уверенно понеслись мимо уже не таких желанных бухт к порту мечты. Вдуло в лоб с запада так, что заложили галс к берегу- против ветра идти не могли. Через час -штиль, потом лёгкий попутняк! Мотор и на нём заглох, тогда то и было обнаружено, что мы, даже  молча,  всё равно едем куда надо. Ну это ненадолго, опять встречный ветер, но не сильный. Идём. Глохнем, но идём!
Ночью были у маяка Южно-Сахалинска, зашли в ту же гавань, откуда вышли двое с лишним суток назад, в полной темноте, среди ржавых корабельных обломков, поговорив с портнадзором по радио и проигноривовав его вопли, мы выбросились на пологий пляж с ленивым прибоем метрах в 30 от того места откуда стартовали, хотя точки в навигаторе и не было.
 Кончилось 20 сентября и. уже на суше, началось 21. Наш день рождения.
Ночью пока мы разгружали и разбирали корабль, полицейские по пляжу гоняли браконьеров, а утром пришли коровы и лошади.
 Мы им всем были несказанно рады.
...
После объятий осеннего Охотского моря на борту Чапаева выявлены такие повреждения:
Передняя правая балка пирамиды- сломана.
Передняя левая- сильно погнута, это после первого удара волной, накрывшей нас по пути "туда". После ремонта на Кунашире (вставки  водопроводной трубой, существенно меньшего диаметра , сколько мм - не помню, под внутренний диаметр доматывали изоленту, фиксировали саморезами)- правая балка сломалась ещё раз на обратном пути. Накрывания волной не было. Острый бейдевинд правого галса, полный грот, штормовой стаксель, 12 м/с. Скрость до 10 км/ч. Очень спешили, в конструкции чувствовался напряг. Волной кидало. Но, такие обстоятельства стали уже привычными... Эх! Вставочку бы метровую, хотя бы, а не пол-метра...
Швертовая балка погнута корытообразно. На 40мм. Следствие показало, что , судя по характеру изгиба, это произошло при второй аварии, когда мачта упала, а шверт ещё стоял, потому, что участок между оттяжками шверта прямой.
Возможно, нас всё же ударило накрывающей волной... я в это время был в рубке и чинил ногу, с наружи грохота хватало, а у очевидцев- амнезия от полёта мачты. Я то же, что-то не всё помню... Например, шверт-то когда подняли?!
Хомут уха крепления задней (правой- таки) ноги пирамиды, нержа, толстая (вроде 2мм) разорван. Когда? Какими усилиями?!
Одна кница (Соединение балки со стрингером, нержа 1,5мм) отломана. Странно, что одна, при таких-то бултыханиях! Когда - не известно.
Сломан чинёный стрингер, в прошлом году сломали на берегу при транспортировке Чапаева машиной, когда проткнули баллон об арматуру и дёрнули ещё...
Стрингер вылечили стальной вставкой с уплотнением изолентой, но без фиксации саморезами. Уполз, гад!
Порвана правая  ванта в верхней заделке, (! Она же подветренная была, когда мы ломаться начали, ну и порвалась минут через 5 после того , как паруса скинули...). Внизу, в вантпутенсе, палец крепления заделки ванты остался, а фиксируещее колечко сгинуло...
Дыра на середине трамплина. Замечена ещё при сборке, была абы-как зашита в ручную, но сильно расползлась потом. (трамплин работает как диагональные стяжки).
Ну , небольшие дыры в палатке, от воздействия обломков передней ноги, это, так, до кучи...

Прим. модератора. Дальше следуют сообщения, отделенные от основной темы
http://gik.fordak.ru/index.php?topic=13123.0
 
Про мотор (тохацу 6, 4 такта): Причина его болезней обсуждается до сих пор. Он ведь с первого своего кормления Южносахалинским бензином (в 2011г.)  сильно капризничал.
А японский- жрал и похрюкивал, безупречно. И шведский- норвежский -то же. И московский- вполне себе... Главный механик подробно разбирал его, каких-то затыков в артериях не обнаружено... Ну , условия для исследования, были тяжёлые. Всё же были отмечены белые хлопья в отстойнике поплавковой камеры карбюратора... Если мотор сильно трясти, они конечно же, что-нибудь заткнут... Если это окись алюминия, значит в топливе солёная вода?
 Кстати, канистры, и шведские и японские травили из-под крышки...
Но.. Двухтактники местные, и мощные и мелкие, жрут этот бензин, как кобыла овёс...
Ну, может, хрен с ней, с экономией.. Мы , вот, купили около 100 литров, на дорожку, а 60 - потом, продали в Южнокурильске...
« Последнее редактирование: 20 Января, 2015, 01:37:00 от ВРан »

Шестипалый

  • Сообщений: 310
  • Уважуха: +26/-9
  • Михаил Коломейчук. Москва
  • Название: шестипалый
Выводы: Ой!
Если выставлять такое, то одевать каску "Кассида", намордник для вратаря, предвкушая комментарии, и , обязательно, ставить префикс "50+"...А, чо? Дети выросли, внуков рожают...
Может ветку завести, типа, "как не надо", или .. ну , там можно много бодрых названий написать... при соответствующем больном воображении..
Народ!
Я ж, ещё не всё описал!
Напишу!

Ёж

  • Сообщений: 3167
  • Уважуха: +126/-96
  • Тяжелая байдарка пр. "Амдерма"
  • Название: Севпростор
Круть!

В карб вполне могла попасть вода. Хотя, вы, я так понял, его вскрывали? Но вообще, с водой в поплавковой камере, мотор вполне может работать сколько угодно, пока не начнется хорошая болтанка. Вода попадает в эмульсионную трубку, и все, мотор глохнет, и покуда содержимое поплавковой камеры не будет слито - его хрен заведешь.

У меня такое этим летом было. Я так, в ванне бултыхался все лето, но с заглохшим в самый неподходящий момент мотором, кирпичей мы отложили изрядно, спас только якорь) Оказывается, даже в ванне убиться можно)
« Последнее редактирование: 17 Января, 2015, 03:38:55 от Ёж »
Везучий чайник www.sevprostor.ru

Павел

  • Global Moderator
  • Сообщений: 4605
  • Уважуха: +287/-120
  • М554
Какая из книц сломалась? Её расположение наглядно покажет наиболее нагруженное соединение. И почему она толщиной 1,5мм? Даже на 19-м все кницы из двойки, а у вас, как я понимаю, 24-й?
А пирамида из 48х1,5 мне всегда казалась слабым местом, особенно длинные, передние ноги.
-----------------------------------------------------
Осторожно, мошенник на форуме: http://gik.fordak.ru/index.php?topic=15229.0

Шестипалый

  • Сообщений: 310
  • Уважуха: +26/-9
  • Михаил Коломейчук. Москва
  • Название: шестипалый
Ёж, а в какой "ванне"? Небось, тоже, волнистый водоём?
У нас, с точки зрения заливания, всё не плохо. Мотор купался, только когда нас всех накрывало... Ну, это даже в тяжёлый шторм не часто... ну, раз в десятки минут...
У нас мотор на 5-й балке, далеко от окончаний баллонов... ну,  похоже на лодку "дори", где мотор , вообще, в колодец спрятан.
Пока , рабочая версия, что морская вода изначально в бензине... уж, не знаю как.
В 2011 году замена сахалинского бензина на японский производила на мотор неизгладимое впечатление...Причём, без чистки карбюратора. Рыбари там ходят только на 2-х тактных. Им - хоть бы хны... Или дизель.

CB

  • Сообщений: 1904
  • Уважуха: +69/-22
Про мотор (тохацу 6, 4 такта): Причина его болезней обсуждается до сих пор.
Используем Mercury 3.5л.с., 4т., с длинной ногой (фактически - аналог Tohatsu).
Покупался к походу 08г, не пригодился, реально использовали с 09г. Работал как часы, никаких нареканий. В 10г. забарахлил, поменяли свечку - снова все нормально. В 12г. постепенно исчез холостой ход (глох на малых на нейтрали) - просто добавили оборотов х.х. В 13г.на х.х. на нейтрали стал разгоняться до высоких оборотов (очень неприятно). В этом состоянии пошли в экспедицию 13г. (пробег примерно 1200км, Волга-Волго-Балт-Онега). Под конец стал "не слишком хорошо" звучать - подразрушилась крыльчатка водяной помпы с перегревом мотора, обнаружилась вода в редукторе (намотанной веревкой выдавили сальник). К сезону 14г его подремонтировали (замена сальника, крыльчатки, жиклеров, чистка карбюратора), поставили маленький бумажный топливный фильтр. Поначалу все было нормально, затем - стал работать очень ненадежно. То заводится, то нет. Постоит - заведется. Было пара эпизодов, когда мотор работал только на самом малом ходу. Поработает так часок - начинает держать полный ход. Когда в октябре уже грузили лодку на трейлер - заглох окончательно и бесповоротно (пришлось на веревочке подтягиваться), в таком виде был снова отдан на ремонт.
Почистили карбыратор (там наблюдалась субстанция, подобная по консистенции полиэфирной смоле), заменили забившийся фильтр (визуально - якобы чистый). Вердикт мотористов - "мой свои канистры, они грязные!" (визуально - тоже якобы все нормально).
Еще заметил, что часто проблемы наблюдались, когда пытался по ошибке запускать мотор с закрытым топливным краном (я иногда путаю его положение). Видимо, грязь вылезала из каких-то щелей и попадала в карбюратор.
Цитировать
Такой водяной парашют, метра три в диаметре, сделанный из обычного, воздушного парашюта, только поменьше
Вот это интересно, однако! Что за парашют, из какого материала?
У меня есть шелковые вытяжные парашюты (поменьше, наверное, где-то метр в диаметре) - тоже подумаваю использовать такой в воде. Боюсь за прочность материала - выдержит ли? 

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4067
  • Уважуха: +206/-148
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
Брррр! С днем рождения...
Не помню, кажется раньше не было такого, что ноги пирамиды ломались. Первый раз выходит согнула тяга полотнищ палатки, когда на нее рухнула волна, а второй - в основном от "штатных" усилий по обеспечению жесткости, поскольку уже леченная была. В общем, предел мореходности и прочности аппарата на зуб попробовали... классная команда - что у нее предел прочности больше.  Но столько народа сажать, да еще с мешками цемента!  И, позже, выходить при "фоне" 6 баллов, это зря. Ждем в подробностях!
Григорий Шмерлинг

Ван Йок

  • Сообщений: 1455
  • Уважуха: +126/-153
есть ощущение, что в морских условиях полезно при чихании мотора наливать ему рюмочку спирта.
(большинству 2т и 4т даже по инструкции разрешается работать на 5 или 10 % бензоспиртовой смеси - а для лечебных процедур надо меньше)

во-первых спирт связывает воду и позволяет ей успешно сгореть в цилиндрах, не создавая суспензии в бензобаке, во-вторых, похоже, растворяет всякие отложения нерастворимые в воде или бензине и опять же позволяет им сгореть.

Ёж

  • Сообщений: 3167
  • Уважуха: +126/-96
  • Тяжелая байдарка пр. "Амдерма"
  • Название: Севпростор
Спирт, гм, как бы это сказать - повышает октановое число, только и всего. Вода никуда не девается. Может быть полезно мотору с высокой СС, если тот перегревается, например.
Везучий чайник www.sevprostor.ru

Шестипалый

  • Сообщений: 310
  • Уважуха: +26/-9
  • Михаил Коломейчук. Москва
  • Название: шестипалый
Какая из книц сломалась? Её расположение наглядно покажет наиболее нагруженное соединение. И почему она толщиной 1,5мм? Даже на 19-м все кницы из двойки, а у вас, как я понимаю, 24-й?
А пирамида из 48х1,5 мне всегда казалась слабым местом, особенно длинные, передние ноги.
Ну, значит , из двойки. Они, должны быть одинаковые в 24-м. Правая внутренняя, левого борта, на швертовой балке (которая несёт задние ноги пирамиды) , но, почему-то, подветренная. Чудовищных размеров хомут с ухом лопнул с другой, "правильной" , сточки зрения остальных поломок, стороны. Вообще-то, наблюдая изуродованные и , даже, пропавшие контрольные колечки на нагелях, приходят в голову мысли о длительных вибрациях, большой амплитуды и высокой частоты. Однократные воздействия такого не натворят.