f Об оверкиле
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Об оверкиле  (Прочитано 6565 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Mutant

  • Сообщений: 1424
  • Уважуха: +64/-26
  • Тип: Витамин, Дак13, Волк
  • Номер: Е6-Е8, Е14
Об оверкиле
« : 11 Августа, 2014, 13:19:46 »
Конечно, лучше до оверкиля не доводить, но, допустим, случилось. Ветер неожиданно усилился, где-то что-то зацепилось, не смог привестись - кувыркнулся.
  Как срочно нужно восстанавливаться? Или, другими словами, чем опасен дрейф на перевернутом кате?
  Ситуация стабилизировалась, переворот больше не грозит, что могло утонуть - уже утонуло, мы вылезли на перевернутый катамаран, сидим, курим, пытаемся думать - восстанавливаться или нет. До берега далеко, волна и ветер не унимаются, сторонней помощи не предвидится.
  Мне кажется, в такой ситуации надо пытаться ставится. Причины перечислю.
  Опасность сломать мачту. При зарывании мачты в дно нагрузки больше, чем от паруса, вероятность сломать выше.
  Опасность отрыва баллонов от рамы. В нормальном положении катамаран от ударов волн отпрыгивает, как мячик, нагрузки на крепления небольшие. В перевернутом положении мачта с парусом и рама работают как большой плавучий якорь, и вся сила ударов волн приходится на баллонны. Нагрузки на крепления большие, может оторвать.
  Мне видится это так, но, возможно, я чего-то не знаю или преувеличиваю?

Алексей Зайцев

  • Сообщений: 446
  • Уважуха: +25/-14
  • Тип: 13 м
  • Номер: ЩМ6
Re: Об оверкиле
« Ответ #1 : 11 Августа, 2014, 23:49:13 »
Что-то мне захотелось написать неприличный анекдот про двоих мужиков на необитаемом острове...
Не, лучше что-то делать, а какие же еще варианты? Не замерзнешь - так баржа раздавит.
Что еще не утонуло - отвязать, мачту отцепить (если с ней никак). Дальше надо проявить изобретательность, разные каты ставятся по-разному.

Серж

  • Сообщений: 7715
  • Уважуха: +351/-352
  • Сергей Мирошник
  • Тип: самострой
  • Номер: М115
Re: Об оверкиле
« Ответ #2 : 12 Августа, 2014, 00:08:41 »
Как-то очень все драматизировано. Когда начало сильно кренить, резко приводиться не рекомендуется, потому как сильно невертикальная мачта на циркуляции создает нехилый переворачивающий момент за счет всяких центробежных штучек. Лучше травиться. Ежели положило на бок, но мачта не утопла (например, на ней есть поплавок), то естественно попытаться поставить лодку на ровный киль. У ежели кувыркнулись совсем, сидите на обратной стороне трамплина и курите, то дергаться бесполезно, из такого положения самостоятельно поставить лодку невозможно.  :)

Кэп Хатанги

  • Сообщений: 4721
  • Уважуха: +202/-184
  • Вячеслав, Екатеринбург
  • Название: "Летучий мышЪ"
  • Тип: Простор(Mod) серийный №00003
  • Номер: Е11
Re: Об оверкиле
« Ответ #3 : 12 Августа, 2014, 00:46:04 »
. У ежели кувыркнулись совсем, сидите на обратной стороне трамплина и курите, то дергаться бесполезно, из такого положения самостоятельно поставить лодку невозможно.  :)
Ну, так уж  ;)
"Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю!"(с) сами_знаете_кто
Есть же всякие шняги и приспособы для создания энтого самого рычага - специальные откидные треугольники или использование геннакерного бушприта.
Можно отстегнуть одну ванту - подветренную для оверкильнутого катамарана, которая станет наветренной, когда кат встанет на ровный киль. Без сопротивления мачты и парусов спрямить кат будет полегше малость.
Сидеть и и беззаботно курить можно, когда рядом берег и куча народу вокруг - хто-нить да заметит и поможет. А если кильнуло где-нить посреди Ладоги, Байкала, Балхаша, Белого и прочих других морей, когда вокруг в зоне видимости ни души?
Имхо, если судовладелец затачивает свой кат не только строго и исключительно под "гонять треугольники" ввиду берега при большом скоплении народа и наличии спасательно-судейской моторки, то надо обязательно  заранее закладывать в конструкцию технические приспособы для спрямления и тренироваться в их применении, хотя бы и в тепличных условиях - будет хоть какая-то надежда на то, что если однажды удалось поднять из оверкиля даный кат "в принципе", то это возможно и в более неблагоприятных условиях.
Кстати,  в ближайший выезд на Отсыпке хочу опробовать работоспособность своего топового мячика, а то кажется маловатым по объему  :)

Серж

  • Сообщений: 7715
  • Уважуха: +351/-352
  • Сергей Мирошник
  • Тип: самострой
  • Номер: М115
Re: Об оверкиле
« Ответ #4 : 12 Августа, 2014, 00:48:46 »
Слава, ты сам пробовал ставить кат из полного оверкиля ? :)

А попробовать проще всего, положив весы под топ мачты заваленного на бок катамарана. Как говаривал Пьер Безухов, была охота жопу мочить.  :)
« Последнее редактирование: 12 Августа, 2014, 00:58:00 от Серж »

Алексей Чв.

  • Сообщений: 505
  • Уважуха: +45/-28
  • Номер: М544
Re: Об оверкиле
« Ответ #5 : 12 Августа, 2014, 00:51:30 »
В своё время, мы на Альбатросе думали об этом. И исходили из следующего: 1. Катамаран сплавной можно поставить (пустой). 2. Альбатрос пустой можно поставить, но труднее из-за мачты. 3. Район плавания был холодный и далеко от берега, то есть вопрос жизни. 4. Мы привязали снизу под брюхом катамарана толстые две веревки так, чтобы встав на один балон перевернутого ката удобно было схватиться и дергануть с соответствующей матерью. А чтобы веревка не цепляла воду в ходе нормального плавания (до переворота), веревка привязывалась посередине к низу катамарана ниткой. При оверкиле дернешь за веревочку, нитка порвется и вот всё готово для восстановления ката. 5. Чтобы наверняк, сначала надо весь груз выкинуть из перевернутого ката и мачту отсоединить. На всё это максимум минут 5 потребуется ИМХО. Судно разобраться не успеет. А несколько часов на волне - балоны могут уйти. Помним "Черную Каракатицу". 
Конечно будут вопросы, как мокрым и холодным потом выжить. Как потом доплыть куда надо. Решения тоже возможны.
Всё это моё скромное мнение. Причем теоретическое, дошли нормально тогда, о чем не жалею. 8-)
Швиштать всех наве-е-ерьх!!!

Максим Мальков

  • Сообщений: 1818
  • Уважуха: +178/-68
  • СП 1
  • Название: Мазай-трим
  • Тип: Тримаран
  • Номер: СП-1
Re: Об оверкиле
« Ответ #6 : 12 Августа, 2014, 01:10:38 »
Из нашей практики если вы кильнулись в сильный ветер,надо подождать,и есть большой шанс что парусности баллонов хватит что бы кат снесло ветром, и тогда  парус будет плавучим якорем,а палуба ката сама встанет в вертикальное положение,и в этом положении его и будет нести дальше по ветру.Остальное экипаж сам додумает.Очень не рекомендую при постановке ката на ровный киль пытаться забраться с кормы,теперь вы будете плавучим якорем,а паруса встанут бабочкой и тут есть риск что он от вас уйдет,забираться надо с носа.Это из личного опыта.
Делаю тримараны, разные,обращайтесь.

Кэп Хатанги

  • Сообщений: 4721
  • Уважуха: +202/-184
  • Вячеслав, Екатеринбург
  • Название: "Летучий мышЪ"
  • Тип: Простор(Mod) серийный №00003
  • Номер: Е11
Re: Об оверкиле
« Ответ #7 : 12 Августа, 2014, 01:11:49 »
Слава, ты сам пробовал ставить кат из полного оверкиля ? :)

А попробовать проще всего, положив весы под топ мачты заваленного на бок катамарана. Как говаривал Пьер Безухов, была охота жопу мочить.  :)


Сереж, для походного ката, я считаю, возможность постановки после оверкиля силами экипажа - это необходимое условие, которое надо прописывать в ТЗ.
Как-то, было дело, на протяжении часа, правда с помощью посторонней моторки (махонькой), пришлось успешно вытаскивать из полного оверкиля 2 ката, каждый из которых не имел собственных приспособ к спрямлению. Успешно. Т.е. Экипажу не хватало всего чуть-чуть, чтобы справиться своими силами. И желательно это "чуть-чуть" иметь штатно на борту. На мой выпуклый морской глаз, это местами намного более актуально, чем поворотный бушприт, подруливающий шверт, профилированная мачта, хренакер с тайным кодом и прочие модные прибамбасы за кучу дених.

Сергей.М

  • Сообщений: 575
  • Уважуха: +35/-6
  • Название: "Авантюрист"
  • Тип: самстрой
  • Номер: Е3
Re: Об оверкиле
« Ответ #8 : 12 Августа, 2014, 01:16:43 »
В принцыпе Слава прав кат перевернуть можно,
сам пробовал в конце мая был переворот на Иткуле Шайтан-регата,
толи с перепугу толи с чего перевернули, самое смешное сам в это
не верелил вес ката был 140 кг рама из алюминевых уголков, палуба фанера 8 мм, мотор в 5 л.с и парусины было порядка 15 кв. м. ,
грот 8 и стаксель топовый порядка 7, со второй попытки спрямили и финиша дошили правда без палубы,
самое смешное надувнуха спасательная пригнала нет чтобы моторкой поставить так ведь вручную поставили.



« Последнее редактирование: 12 Августа, 2014, 01:32:39 от Сергей.М »
Михайлов Сергей, Екатеринбург
катамаран: Е3 "Авантюрист"
клуб Паруса Урала: https://sites.google.com/site/parusaurala/home

Артур

  • Сообщений: 476
  • Уважуха: +18/-11
  • Ульяновск
  • Название: Белка
  • Тип: Santer 760
Re: Об оверкиле
« Ответ #9 : 12 Августа, 2014, 01:25:53 »
А если иметь на борту небольшую надувную лодку, которая накачивается после переворота и сидящий на ней тянет за фал и помогает поднять мачту. Проблема - лодку будет притягивать к катамарану и эффективность резко снижается. Как вариант решения - кинуть якорь. Еще вопрос - как усидеть и не перевернуть лодку, ведь волна и ветер...

 

Anal