f Самопальное оксидирование
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Самопальное оксидирование  (Прочитано 94551 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

ЗАК

  • Сообщений: 3684
  • Уважуха: +330/-121
  • Андрей Зворыкин М54
Самопальное оксидирование
« Ответ #10 : 08 Мая, 2006, 20:46:15 »
>> Проверил вольтметром, не образует ли гальванической пары с медью - ЭДС не уловил. << [ЗАК]

Не уловил, потому, что мерял не тем, чем надо. Провел более аккуратный эксперимент, вооружившись приличным цифровым тестером.

Вырезал медную пластину и прижимал ее к испытуемым бразцам через тонкий синт.войлок, пропитанный раствором повареной соли. Мерял ЭДС и ток электрохимической коррозии. Ток поделил на площадь пластины и получил плотность тока коррозии (ПТК). ЭДС для разных образцов отличалась мало, все около 0.5в.  А вот ПТК весьма различны.

Значения ПТК [мкА/см**2] для образцов из Д16Т:

1. незащищенный - 180;
2. сернокислотн. анодир. (ВИЛС) - 70;
3. МДО в содово-силикатном электролите (тонк)  - 50;
4. МДО в силикатном электролите (потолще) - 8.
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

ЗАК

  • Сообщений: 3684
  • Уважуха: +330/-121
  • Андрей Зворыкин М54
Самопальное оксидирование
« Ответ #11 : 14 Мая, 2006, 06:16:51 »
Статья В.В.Жукова замечательна наличием конкретных рекомендаций о составе электролита и плотности тока формирования (приведшей меня в ужас).
« Последнее редактирование: 17 Января, 2007, 23:08:01 от ЗАК »
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

ЗАК

  • Сообщений: 3684
  • Уважуха: +330/-121
  • Андрей Зворыкин М54
Самопальное оксидирование
« Ответ #12 : 14 Мая, 2006, 07:02:52 »
Задался целью получить оксид со спец. свойствами для вставок стыков труб с заводским анодным покрытием. Оксид должен быть равнопрочным заводскому, т.е. при трении ни один не должен злобно обдирать другого. Конкретней, "рабочий" слой должен быть равнопрочен ихнему, а внешний, "технологический", помягче и достаточно шершав для наполнения графитом.

Предварительные эксперименты и бросовые ходы описывать лень, ограничусь результатом.

Электролит - раствор в дистилированой воде хоз. кальцинированой соды - 15 мл порошка на литр и технич. натриевого жидкого стекла плотностью 1.4 и модулем 4.5(?) - 25 мл/л.

Плотность анодного тока (катодного - та же) в начале процесса - 0.5А/дм**2, в конце - 0.12А/дм**2. Практически, в ИТТ подключалась емкость 15мкФ/дм**2. Процесс остонавливал при напряжении на ванне 400в (начинался при 4-х). Длительность - около часа (видимо, зависит от температуры электролита).

Ванна использовалась нержавеечная (коптильня), она же - злектрод. Устанавливалась в охладительной (купальной). Объемная плотность тока не превышала 0.4А/л и прокачки электролита насосом через теплообменник не делал - перегрева не было. Использовал ультразв. взбудораживание электролита. Материал деталей - Д16Т.

Выглядит так. Сначала - легкое пузырение электролита на детали. Напряжение на ванне (НВ) растет. При достижении НВ 50-60в начинается ровное люминисцентное свечение детали, постепенно усиливаясь. Через 4мин. НВ достигает 160в, Плотность анодного тока (ПТ) падает до 0.35А/дм**2. НВ продолжает расти, свечение детали делается "шершавым", при НВ=300в переходит в мелкое густое искрение (фото1). Деталь покрыта тонким белесым оксидом. ПТ падает до 0.15А/дм**2. Происходит дальнейший рост НВ, постепенно замедляясь. Искрение становится более ярким и редким (фото2). При НВ 390в ПТ=0.13А/дм**2, искры совсем жирные и возникают не абы где и как попало, а быдто совершают короткие проползания прежде, чем исчезнуть (фото3). Деталь покрыта почти белым гладким оксидом. Дальнейший рост НВ происходит крайне медленно, выходя на плато. Оксид приобретает кофейный оттенок и делается все более шершавым. Если процесс тянуть подольше, он приобретет керамический вид.

На фотографиях, сделанных мыльницей в темноте, цвета не имеют ничего общего с деиствительным зеленоватым. Других визуально не наблюдал (субъективно?). Снимки я сильно покурочил редактором, так что с цветами там ...
« Последнее редактирование: 17 Января, 2007, 23:06:26 от ЗАК »
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

Алекс М560

  • Сообщений: 5273
  • Уважуха: +280/-76
  • и нас тянет речка как чертенят сани
  • Тип: Ветер
  • Номер: М 560
Самопальное оксидирование
« Ответ #13 : 15 Мая, 2006, 11:45:02 »
Вопросы:
1. Переглева не было - объясняется малыми площадями опытных образцов, или по этой технологии можно и на большие заготовки ванну городить без принудительного охлаждения?
2. Быстро ли происходит выработка или отравление электролита? Или он "нерасходуемый" получается?
Капитализм есть воровская власть плюс скотинизация всей страны.

ЗАК

  • Сообщений: 3684
  • Уважуха: +330/-121
  • Андрей Зворыкин М54
Самопальное оксидирование
« Ответ #14 : 15 Мая, 2006, 19:53:02 »
Привет, Алекс!
Перегрева не было из-за малой объемной плотности тока - отношения тока к объему электролита. В книжке указано критич значение для анодирования - 0.7А/л [В.Л.Зубченко, Е.Е.Аверьянов. Справочник по анодированию. М., Машиностроение, 1988]. Для МДО, думаю, надо закладывать поменьше. У меня ванна охлаждалась снаружи холодной водой, периодически заменяемой. В этом случае эффективность охл. зависит от формы ванны (площади омываемой поверхности).
Оксидировал стыки площадью 6.2 дм**2 в 8-ми литрах электролита.
Суммарно обработал в нем около 0.5м**2, электролит пока жив. После обр. 0.25м**2 профильтровал через нетканную салфетку - на дне ванны был серый осадок и добавил 1мл/л порошка кальц. соды, черт знает зачем. Возможно, заподозрил, что это сода с чем-то связалась и образовала нераств. осадок. Объем электролита за счет испарения и электролиза воды умеьшился на 700мл (на глаз, специально не мерял). Больше ничего пока сказать не могу.

Огромное влияние на результат оказывает качество подготовки поверхности. Обычно дюраль бывает покрыт неравномерным слоем серого окисла. Особенно зловредна черная глубокая точечная коррозия и приуроченная к задирам и царапинам. Всю эту дрянь надо убирать. Какой-нибудь гребной винт можно и прошкурить, а вот более крупные и трубчатые детали остается, видимо, протравливать. Обычно для этого применяют азотную кислоту. У меня не было и использовал "преобразователь ржавчины" в разбавленном виде. Для скорости слегка подогревал в ванночке с горячей водой. Люминь отбеливается вчистую, а дюраль, зараза, покрывается серым, до черного (от степени травления) налетом, который приходится смывать тряпкой в стир. порошке. Если трубка, то пропираю через нее тряпку стержнем.

Вопрос К Илье (МГУ): применял ли травление дюраля и чем?

Перед травлением - отмывка и обезжиривание в раств. стирального порошка. Применяю ультрозв. зуду.

На фотографии, на крайних левом и правом образце видны дефекты покрытия, вызванные плохой подготовкой поверхности. Остальные обр. были протравлены.

Четвертый и пятый (слева) доведены до "керамического вида". 4-тый - дюраль, электролит силикатный. 5-тый - АД31Т, электролит гидрокарбонатно-натриевый. Покрытие последнего очень твердое, в связи с чем непригодно для разборных стыков труб с заводским анодным покрытием - обдирает мгновенно. Полосы на образцах - следы от испытательного шмурыганья разными железками.
« Последнее редактирование: 17 Января, 2007, 22:59:41 от ЗАК »
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

ЗАК

  • Сообщений: 3684
  • Уважуха: +330/-121
  • Андрей Зворыкин М54
Самопальное оксидирование
« Ответ #15 : 15 Мая, 2006, 23:54:54 »
Забыл вот упомянуть интересный эффектик. Если подвешивать трубу в ванне горизонтально, то в ней, под сводом, собираются пузыри газов - кислорода и водорода, деталь-то то анодом, то катодом является. Ну, и смешиваются. Время от времени происходит взрыв от искры. А если б это был не стыковой патрубок, а длинная труба? Во долбануло бы!

Таким образом практически изобретен реактивный лодочный двигатель (трубу с одного конца заглушить), взамен газонокосилки. Сбрехнул: косилке там тоже место найдется, генератор крутить. Значит, вместо винта. Ги-ни-аль-но!
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

ЗАК

  • Сообщений: 3684
  • Уважуха: +330/-121
  • Андрей Зворыкин М54
Самопальное оксидирование
« Ответ #16 : 21 Мая, 2006, 05:52:10 »
Попробывал наполнять оксид полиамидом. Исп. спиртовой и водно-спиртовой (спирт исп. этиловый) растворы ПА-54/10. Растворение гранул в спирту при темп.> 70гр. происх. мучительно медленно.

Поскольку раствор - спиртовой, результаты оценю, проспавшись.

Предварительно: сильно пористый внешний слой закерамиченного оксидного поркрытия пропитывается хорошо.
Адгезии с гладким оксидом практич. нет, пленку можно отколупать.
Если после высыхания (частичного - при вродно-спирт. растворе) пргреть феном или в духовке, то пленка не отдирается.

Мехсвоиства ПА-54/10 близки к таковым для известного всем капролона (ПА-6).

Вот ссылка на описание свойств сприрторастворимых полиамидов
http://www.aliancebaltika.ru/goods_list/89/index.htm
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

ЗАК

  • Сообщений: 3684
  • Уважуха: +330/-121
  • Андрей Зворыкин М54
Самопальное оксидирование
« Ответ #17 : 24 Мая, 2006, 04:50:41 »
Спиртовой раствор полиамида превратился в эмульсию. Про водно-спиртовой ничего сказать не могу, потамушта вбухал туда синего красителя и ничего за ним не вижу. Особой беды в эмульсии, думаю, нет. Но в том или ином виде эта болтушка не кажется подходящей для не очень пористого оксида.

Алекс, ты просто так спрашивал, или тоже поупражняться хочешь? Было бы неплохо поделить с кем-нибудь направления антинаучных исследований в области кухонного оксидир., там столько всего, что одному не управиться.

Прошла обработка Просторовских мачтовых стыков 62х2х300 площадью за 11 дм**2. Пока личный рекорд. Подвешивал наклонно, чтоб не стреляло.

Да, прошу не относиться к приведенным выше рецепту электролита и токовому режиму, как результатам "тщательных раздумий и проверок многократных" [Ю.Визбор]. Так, напоролся случайно на что-то подходящее для своей задачи.
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

Алекс М560

  • Сообщений: 5273
  • Уважуха: +280/-76
  • и нас тянет речка как чертенят сани
  • Тип: Ветер
  • Номер: М 560
Самопальное оксидирование
« Ответ #18 : 24 Мая, 2006, 12:09:50 »
Цитировать
просто так спрашивал, или тоже поупражняться хочешь? Было бы неплохо поделить с кем-нибудь направления

- Извини, но меня - вычеркивай. Ни времени, ни места для экспериментов, ни реактивофф, достаточных знаний в электрохимии... увы.
Капитализм есть воровская власть плюс скотинизация всей страны.

ЗАК

  • Сообщений: 3684
  • Уважуха: +330/-121
  • Андрей Зворыкин М54
Самопальное оксидирование
« Ответ #19 : 26 Мая, 2006, 01:03:25 »
Увы мне! Что касательно знаний, то с ними прям беда: когда их нужно - они нету, а как зделаешь и без них - оне тут как тут, "здрасте" говорят. А ну их совсем!

Меня вот что занимает: а так ли важна катодная составляющая для того недоделанного МДО, которым я развлекаюсь? Переход на искровое анодирование много чего бы упростил. Старинный друг Романенко уж и диодов отсыпал.

А нет ли у кого ненужных металлобумажных кондеров (МБГВ, МБГМ, МБГО, МБГП) от 10-ти мкф и выше?
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"