f Надувная лодка + электромотор + солнечная батарея
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Надувная лодка + электромотор + солнечная батарея  (Прочитано 14964 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

ккк

  • Сообщений: 48
  • Уважуха: +2/-0
  • Название: каракатица
  • Тип: надувнуха
Я абсолютный чайник в электрике, поэтому хочу спросить у понимающих и опытных людей, можно ли приспособить вот такие панели http://220-on.ru/catalog/75/  к маломощному электродвигателю на надувную лодку? Что бы можно было совершать неспешные прогулки в течении одного дня на максимально возможные расстояния.  Пробовал ли кто что-нибудь подобное? Может быть есть какие-то другие интересные варианты с электродвигателями? 
« Последнее редактирование: 12 Февраля, 2014, 15:20:38 от Velsky »

Серж

  • Сообщений: 7715
  • Уважуха: +351/-349
  • Сергей Мирошник
  • Тип: самострой
  • Номер: М115
Вы на мощность панели посмотрите и прикиньте, можно ли с помощью 20-30 Вт. совершать неспешные прогулки в течение дня.

ккк

  • Сообщений: 48
  • Уважуха: +2/-0
  • Название: каракатица
  • Тип: надувнуха
Ну там не есть и по 100 ватт и по сто пятьдесят... 150 тоже мало?

Anubis

  • Сообщений: 1069
  • Уважуха: +49/-30
Если собрать схему, с промежуточным тяговым аккумулятором и контроллером заряда, то мне кажется вполне...
30ваттами не обойтись конечно, с учетом погодных условий и мощности двигателя подобрать требуемую мощность.
Можно сделать  тент над лодкой с мощной панелью на крыше
 :)

Серж

  • Сообщений: 7715
  • Уважуха: +351/-349
  • Сергей Мирошник
  • Тип: самострой
  • Номер: М115
Чтобы хоть как-то ехать против мало-мальской волны и ветра нужно хотя бы одну лс. Это 735 ватт. И солнце должно шпарить без тучек.

Anubis

  • Сообщений: 1069
  • Уважуха: +49/-30
Чтобы хоть как-то ехать против мало-мальской волны и ветра нужно хотя бы одну лс. Это 735 ватт. И солнце должно шпарить без тучек.
Весла тоже никто не отменял))
Думаю площади 1,5-2м.кв батарей вполне хватит чтоб моторчик тянуть http://alligator-boat.ru/internet_magazin?mode=folder&folder_id=16418403
Аккумулятор предварительно заряжать от сети, панель будет работать на подзарядку лишь в течение дня.

Ну а так, конечно надо собирать систему и тестировать))

Вот у Стаса готовый прототип)) только панель присобачить http://solaris-boat.uaprom.net/g336040-tenty

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4059
  • Уважуха: +200/-141
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
А что, вполне. Там есть маленькие моторчики потребляющие 15А - ему батареи на 240 Вт как раз хватит. Напрямую, никаких аккумуляторов и контроллеров. Эффективность хода должна быть где-то как при умеренной гребле 1 чел. Солнце за тучку или еще что - весла.  Ну а если чтобы и когда солнце за тучку ехать - аккумулятор, а если его и заряжать в перерывах от панели а не от сети - и контроллер (иначе акк. убьется)
Григорий Шмерлинг

Kirjala

  • Сообщений: 2428
  • Уважуха: +60/-169
  • Название: Мурман
  • Тип: Самострой
  • Номер: СП 104
Весла тоже никто не отменял))
Думаю площади 1,5-2м.кв батарей вполне хватит чтоб моторчик тянуть http://alligator-boat.ru/internet_magazin?mode=folder&folder_id=16418403
Аккумулятор предварительно заряжать от сети, панель будет работать на подзарядку лишь в течение дня.

Ну а так, конечно надо собирать систему и тестировать))

Вот у Стаса готовый прототип)) только панель присобачить http://solaris-boat.uaprom.net/g336040-tenty

Перед тем как что-то собирать, надо сделать расчёты. Заложив в них, что при пасмурной погоде эффективность солнечной батареи составляет не более 10-15% от максимальной мощности.
И ещё, та мощность которая заявлена, достижима в местах, близких к экваториальным широтам, с уходом на север (или юг) мощность может упасть в несколько раз (зависит от широты).

ЗЫ: Не для наших широт эта альтернативная энергетика. Пока альтернативы нефтегазу нет.
ЗЫ2: Если интересен геморой, можете подумать о термогенераторах, основанных на эффекте Пельтье, КПД никакой, зато куча проблем с малой эффективностью Вам обеспечена :)
« Последнее редактирование: 10 Февраля, 2014, 22:22:15 от Kirjala »

And

  • Сообщений: 504
  • Уважуха: +24/-28
Пробовал ли кто что-нибудь подобное? Может быть есть какие-то другие интересные варианты с электродвигателями?
Пробовал. Имею эл. мотор minn kota 30. Любые сол. батареи на наших широтах и климате - полная хня.
Ёмкий акум + бензо генератор.

Girey

  • Базирование http://utes.com.ua/
  • Сообщений: 869
  • Уважуха: +21/-13
  • Название: Набег
  • Тип: Ducky15,17
  • Номер: СЕВ 2595 к
WATERSNAKE T18-SW  на "первой передаче" с силой тока 8 ампер движет Ducky15 со скоростью 3,5 - 4 км.час. С одним человеком на борту и в штиль. :)

Дед

  • Сообщений: 5434
  • Уважуха: +190/-219
  • Название: "Нестор Махно"б.альбатрос
  • Тип: Тайм."Непорочное зачатие"
ККК, не слушай никого! Можно! Всё как ты хочешь,  ...только надо сначала выкопать в Сахаре небольшой водоём для неспешных прогулок и наполнить водой...
Парус - это свобода!        лень - двигатель прогресса!

Кир

  • Сообщений: 1469
  • Уважуха: +70/-17
  • Название: Rikki Tikki
  • Тип: Тримаран
Запугали человека ;D

Для неспешных прогулок в течении дня - понятие через чур размытое, но ходим иногда с приятелем тролить на Билтемовском электромоторе с аккумулятором 110Ач, при выходе утром около 7 возвращаемся около 5-6 вечера и запас еще есть. Если подвесить панельку ват на 50-60 получите чуть больший запас. Ходим по озерам, в волну полметра моторчик уже не вытянет против ветра, да и радости нет, потому в основном в тихую погоду.
А можно два аккума по 50-60 вт, один туда, на втором обратно ;)

Евгений Антонов (боцман)

  • Неоспоримый, как приказ, Закат шепнет: "Je t'aime." Затем Пройдет и он, всему свой час.
  • Сообщений: 6908
  • Уважуха: +156/-119
  • Прощайте все. Спасибо всем...
  • Название: Лямбда
  • Тип: Hobie 17 sport
  • Номер: ХА-23-К
ККК, не слушай никого! Можно! Всё как ты хочешь,  ...только надо сначала выкопать в Сахаре небольшой водоём для неспешных прогулок и наполнить водой...
зачем копать? там есть. Вы же не знаете, где Т.С. планирует кататься? К примеру в старинном русском городе Хургадинске есть большая прикрытая от волн островами акватория, жаркое экваториальное солнышко и проблема в местном законодательстве, запрещающая нерезидентам управлять бензомоторными плавсредствами. Т.Е. если у тебя моторка есть - нанимай арабца водителем.  Так я видел, как местные русские рыбаки там подводные буксировщики к лодкам снизу приматывают, чтобы на рыбалку рулить. Ну а пока на якоре рыбку удишь - почему бы и батарейкам не позаряжаться?
Всему свой срок, бессмертья нет, И этот серый небосвод
Когда-нибудь изменит цвет На голубой, и час придет,
И попрощаться в этот час, Когда б ни пробил он, поверь,
Не будет времени у нас, Мы попрощаемся теперь. ((C))

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4059
  • Уважуха: +200/-141
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
Примерный расчет прост (а в точном смысла нет). Вот, было сказано что Даки едет на токе 8А*13 В = 100 Вт (1 гребец, мощн. при долгой работе 60Вт).
Панель дает свою номинальную мощность если лучи света падают под прямым углом (и при прочих идеальных условиях), но на лодке это обеспечить не получится. Ну, может, отчасти.
Горизонтально стоящей в качестве крыши панели 200-240 Вт вполне хватит для работы напрямую, летом в ясный день уж 100 Вт она всегда даст.
Если от аккумулятора - рабочая емкость при полном заряде 50% номинала (стартерный в таком режиме долго не проживет) т.е. 60 Ач - располагаемая емкость 30, запас хода примерно 3 часа. В пасмурную погоду - вообще никак, т.к. хоть вроде и светло, а панель даст на порядок меньше.
Григорий Шмерлинг

Anubis

  • Сообщений: 1069
  • Уважуха: +49/-30
Примерный расчет прост (а в точном смысла нет). Вот, было сказано что Даки едет на токе 8А*13 В = 100 Вт (1 гребец, мощн. при долгой работе 60Вт).
Панель дает свою номинальную мощность если лучи света падают под прямым углом (и при прочих идеальных условиях), но на лодке это обеспечить не получится. Ну, может, отчасти.
Горизонтально стоящей в качестве крыши панели 200-240 Вт вполне хватит для работы напрямую, летом в ясный день уж 100 Вт она всегда даст.
Если от аккумулятора - рабочая емкость при полном заряде 50% номинала (стартерный в таком режиме долго не проживет) т.е. 60 Ач - располагаемая емкость 30, запас хода примерно 3 часа. В пасмурную погоду - вообще никак, т.к. хоть вроде и светло, а панель даст на порядок меньше.
Даки15 с походным снаряжением и 2 чел. выдает 3км-ч при гребле одним веслом ;D по Ладожскому штилю
Двухвесельная надувнушка вообще прекрасно идет под веслами (если волна и ветер не встречные), в комбинации с эл.дв. можно прекрасно провести время и погрести и отдохнуть))

Павел Ходько

  • Сообщений: 490
  • Уважуха: +11/-4
  • Бухта нерпа
  • Название: пока без названия
  • Тип: надувной парусный катамаран
  • Номер: без номера
Я интересуюсь этой темой,сейчас выпускается масса разных ,по мощьности,подвесных лодочных электромоторов,от 360ват. до 600ват. есть и аккумуляторы для них ,а вот здесь есть информацыя по солларам и их стыковке с мотором   http://electrotransport.ru/ussr/index.php?topic=20386.18  или тут http://electrotransport.ru/ussr/index.php?board=95.0   А вообще то на панелях мощьностью 200ват. на эл. моторе миникота,при хорошем слнце летом,люди ездят! Я гдето здесь встречал этого товарища,но после замены винды закладку утратил.
« Последнее редактирование: 11 Февраля, 2014, 18:34:48 от Павел Ходько »

Павел Ходько

  • Сообщений: 490
  • Уважуха: +11/-4
  • Бухта нерпа
  • Название: пока без названия
  • Тип: надувной парусный катамаран
  • Номер: без номера
вот нашёл фото.
« Последнее редактирование: 11 Февраля, 2014, 19:19:40 от Павел Ходько »

Snick

  • Сообщений: 834
  • Уважуха: +46/-24
  • Название: ВЕКТОР
  • Тип: ПРОСТОР-М
  • Номер: MF 2
вот нашёл фото.
Круто!!!
А если добавить фару, то этот комбайн сможет косить и ночью!
Не обращали внимание на реально работающие солнечные лодки, на те, что используют только солнечную энергию для движения судна, а не подзарядки? При всем их буржуйском хайтек производстве, солнечная панель занимает столько места, что приходится строить дополнительные консоли. Оно нам надо?

Обоина:
http://www.planetsolar.org/wp-content/uploads/wallpapers/wallpaper-no1-16-10-1920x1200.jpg
« Последнее редактирование: 11 Февраля, 2014, 20:06:56 от Snick »
Когда впервые за туманами запахло огнем
Он стоял за околицей и видел свой дом
Картошку в огороде и луг у реки
Он вытер слезу и сжал кулаки

piton45

  • Сообщений: 3025
  • Уважуха: +145/-64
  • Название: Лягуха
  • Тип: Простор (мудернезированный)
  • Номер: М-594
   А вообще то на панелях мощьностью 200ват. на эл. моторе миникота,при хорошем слнце летом,люди ездят! Я гдето здесь встречал этого товарища,но после замены винды закладку утратил.

Солнечная панель мощностью 200 Ватт  имеет площадь примерно 1,5 кв.м.! Ну может быть чуть поменьше, если монокристаллическая европейского производства. Эту же дуру надо где-то размещать на целый день.
Сила тока у нее будет примерно 16 А. Такое, напрямую на аккумулятор не подашь ... И даже 8А не каждый аккумулятор примет с благодарностью.

Серж

  • Сообщений: 7715
  • Уважуха: +351/-349
  • Сергей Мирошник
  • Тип: самострой
  • Номер: М115
Дима, литий-полимер вполне съест 16А, у них токи зарядки от 5С - нормальное явление. Только получается все это адски небюджетно.

piton45

  • Сообщений: 3025
  • Уважуха: +145/-64
  • Название: Лягуха
  • Тип: Простор (мудернезированный)
  • Номер: М-594
Сереж.
А кто говорил про ЛиПо? :) Прикинь сколько будет стоить тяговый аккумулятор на 100 А/ч на основе ЛиПо конструктива ...
Тут народ вещал про обычные и не обычные свинцовые ... А им, что бы обливка с пластин не обсыпалась ток заряда надо давать не более 1/10 от ёмкости (в цифирках), на сколько я знаю.

Андрей Мазуров

  • Сообщений: 64
  • Уважуха: +1/-0
  • Название: Andromeda
  • Тип: Bavaria 34
Из наблюдений за своими аккумуляторами (2 по 140 Ач) подключенными параллельно:
Если они разряжены на 120Ач, то начальный ток заряда от генератора(115 А) - 85А,
через 30 минут падает до 50 А, еще через 30 минут падает до 25 А.
За этот час в аккумуляторы заливается примерно 60 А.
За следующий час в аккумуляторы заливается уже только 30 А.
Дальше совсем ток небольшой, а до полной зарядки надо еще 30 А влить.
Вообщем специально гонять двигатель для этого становится совсем уже не интересно.
А про 1/10 от емкости это из области фантастики.
Все автомобильные регуляторы работают по тому же принципу.
Только зарядки от 220 В могут использовать другие принципы при заряде.
Так что на яхтах обычные аккумуляторы живут обычно 2-3 года.
Еще от поликристалической солнечной панели на 120 Вт максимум видел 5А
Андрей Мазуров

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4059
  • Уважуха: +200/-141
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
Цитировать
Вообщем специально гонять двигатель для этого становится совсем уже не интересно.
А про 1/10 от емкости это из области фантастики.
Все автомобильные регуляторы работают по тому же принципу.
Точно так, поэтому их и не применяют на яхтах для акк. глубокого разряда, как и не все сетевые зарядники годятся, если время дорого.
У нас вероятно вообще ничего подходящего не выпускается, а из забугорья можно посмотреть например компанию Xantrex.

Правильная зарядка: сначала заливает в режиме постоянного тока (bulk stage), поднимая напряжение.
Потом absorbtion stage - заряд постоянным напряжением, более высоким чем у реле-регулятора, ток спадает (диффузионная стадия, пластины заряжаются в глубину активной массы).
Потом float stage - собственно, все, поддерживающий заряд, напряжение снижается до <14.
Причем для каждого типа акб (жидк/гель/агм) свои программы (точки напряжения от стадии к стадии)

Григорий Шмерлинг

Андрей Мазуров

  • Сообщений: 64
  • Уважуха: +1/-0
  • Название: Andromeda
  • Тип: Bavaria 34
Хотелось бы посмотреть на яхты, где применяют регуляторы заряда для заряда от генератора двигателя отличные от стандартного.
Я конечно видел одну такую, но она исключение - на ней владелец сам колхозил, а во всех остальных все сделано стандартно:
от двигателя обычный регулятор, как на любой машине.
От сети 220 В специальный зарядник(со всеми стадиями, датчиками температуры и т.д.).
Можете ради интереса глянуть прайс любой компании продающей яхты - нет там предложения по замене регулятора на генераторе.
Андрей Мазуров

Павел Ходько

  • Сообщений: 490
  • Уважуха: +11/-4
  • Бухта нерпа
  • Название: пока без названия
  • Тип: надувной парусный катамаран
  • Номер: без номера
Сереж.
А кто говорил про ЛиПо? :) Прикинь сколько будет стоить тяговый аккумулятор на 100 А/ч на основе ЛиПо конструктива ...
Тут народ вещал про обычные и не обычные свинцовые ... А им, что бы обливка с пластин не обсыпалась ток заряда надо давать не более 1/10 от ёмкости (в цифирках), на сколько я знаю.
   Я узнавал,выписать из китая с зарядным ~920 у.е. из пакетов А123- 20а.ч.  Есть гибкие солары их можно приторочить на парус,этот 144вата длинна 5м.

Серж

  • Сообщений: 7715
  • Уважуха: +351/-349
  • Сергей Мирошник
  • Тип: самострой
  • Номер: М115

piton45

  • Сообщений: 3025
  • Уважуха: +145/-64
  • Название: Лягуха
  • Тип: Простор (мудернезированный)
  • Номер: М-594
Можете ради интереса глянуть прайс любой компании продающей яхты - нет там предложения по замене регулятора на генераторе.
На генераторе не надо менять регулятор. Он занят тем, что поддерживает 14V в электроцепи авто. А вот зарядное устройство в цепь аккумулятора поставить не вредно. для автомобиля это не так актуально, потому что аккумулятор кроме электрических нагрузок подвергается еще и нагрузкам механическим и все равно выходит из строя через 2-4 года. Т.е. нагороженный огород не стоит того.
На яхте ударные нагрузки присутствуют в гораздо меньшем объеме. Там-то, как раз, и стоило бы включить в цепь контроллер заряда аккумулятора.

P.S. Андрей, а чем меряли токи в цепи зарядки аккумулятора? Есть ссыль на устройство? Хотелось бы с ним познакомиться ...

P.S. Во-во. 28 - 35 тыр. против 2 - 3 тыр за свинцовый ...
Впрочем, "у богатых свои причуды" (Ц) ;)
« Последнее редактирование: 12 Февраля, 2014, 18:03:03 от piton45 »

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4059
  • Уважуха: +200/-141
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
Цитировать
от двигателя обычный регулятор, как на любой машине.
Опять же верно! Даже за бугром часто так, хотя там существует целая яхтенная индустрия.
И, в том числе и по большей части поэтому
Цитировать
Так что на яхтах обычные аккумуляторы живут обычно 2-3 года.

Сакральные знания не мои, просто перевожу сейчас электрическую часть огромного талмуда - Nigel Calder, Boatowner’s Mechanical and Electrical Manual Third Edition. И там эти вещи разбираются самым подробнейшим образом, во всех деталях.  Так что смотрю в талмуд :)
Но, надо сказать, там все только о свинцовых батареях.
А у самого мощных потребителей нет, только ноут, авторулевой да огни. 30 Вт панели и генератора на Ямахе-4 хватает чтобы летом держать акк (100Ач) почти всегда вблизи полного заряда. Вот как вторую зимовку переживет фиг знает, может тоже помрет.
 
Григорий Шмерлинг

Андрей Мазуров

  • Сообщений: 64
  • Уважуха: +1/-0
  • Название: Andromeda
  • Тип: Bavaria 34
На генераторе не надо менять регулятор. Он занят тем, что поддерживает 14V в электроцепи авто. А вот зарядное устройство в цепь аккумулятора поставить не вредно. для автомобиля это не так актуально, потому что аккумулятор кроме электрических нагрузок подвергается еще и нагрузкам механическим и все равно выходит из строя через 2-4 года. Т.е. нагороженный огород не стоит того.
На яхте ударные нагрузки присутствуют в гораздо меньшем объеме. Там-то, как раз, и стоило бы включить в цепь контроллер заряда аккумулятора.

P.S. Андрей, а чем меряли токи в цепи зарядки аккумулятора? Есть ссыль на устройство? Хотелось бы с ним познакомиться ...

P.S. Во-во. 28 - 35 тыр. против 2 - 3 тыр за свинцовый ...
Впрочем, "у богатых свои причуды" (Ц) ;)
В турции весной прошлого года во всех яхтенных магазинах начали продавать вот такое устройство
http://www.victron.ru/battery-monitors/bmv-600s%20and%20bmv-602s/
примерно за 175 евро(Раньше меньше чем за 500 евро(xantrex) ничего не было) .
Ну я и купил. Ну ради эксперемента, на протяжении пары месяцев при запуске двигателя записывал показания в ексельную табличку.
Разряд, ток заряда, напряжение. У меня этим летом в одном аккуме коротнула банка, пришлось купить парочку новых. Но дорогие я не потянул, поэтому взял самые обычные, вернее сказать, чего было в наличии в Фитхие, то и взял. Самое смешное - было 2 аккума energizer commerce premium, купил  бошь, так если отодрать наклейки, то - разницы нет совсем.
Про 14 В - если поддерживать 14В в сети, то как раз аккумулятор и будет брать столько ампер, сколько ему нужно, иначе будет просто ниже напряжение. Плюс регулятор дает обратную связь на генератор и тот нагрузку на двигатель снижает, если не надо большого тока и сам меньше греется.
У меня при начале зарядки напряжение где то 13.7 В, то в конце 14.2. Причем это на сервисных аккумах, а вот на стартерном напряжение почти сразу 14.2 и в конце может быть 14.7.
На яхте проблема с аккумуляторами еще и потому, что разрядка идет малым током, а вот заряд, если от двигателя то довольно агрессивно. Ну и на машине аккумуляторы не работают в цикличном режиме.
На сегодняшний день почти никто в мире не заморачивается со сложными схемами зарядки на яхтах. Навреное экономически более выгодно покупать новые аккумы раз в несколько лет.
Ну и если поставить правильный регулятор, то двигатель придется гонять не 2 часа в сутки, а все 10, что однозначно экономически не выгодно.
У меня стоит зарядник от сети 220 в на 3 канала 45А, так подключены только 2 канала. Одни на стартерный аккумулятор, второй на 2 сервисных подключенных в параллель.
По идее можно было бы подключить 3 канал с него, но тогда нужно ставить сумматор на 2 аккумулятора, чтоб сервисная сеть была одна. И изолятор батарей на 3 канала, а не на 2.
Я так думаю еще и стартерный аккум постоянно убивается, так как постоянно подвергается перезаряде, в то время как сервисные батареи недозаряженные.
Пришел к выводу, что аккумуляторы от двигателя надо заряжать 2 раза в сутки, а не один как раньше иначе . Утром час, и вечером час.
Андрей Мазуров

Максис_М433

  • Сообщений: 220
  • Уважуха: +10/-6
  • М-433 (Ветер)

P.S. Андрей, а чем меряли токи в цепи зарядки аккумулятора? Есть ссыль на устройство? Хотелось бы с ним познакомиться ...


Дима, сегодняшние возможности - не вчерашние. Впрочем и вчера существовали шунты для измерения больших постоянных токов. ))))
http://www.ekits.ru/index.php?categoryID=836

Alex ingener

  • Сообщений: 53
  • Уважуха: +2/-1
Принцип работы автомобильного регулятора напряжения специфичный- при низком напряжении в сети авто он дает питание на обмотку возбуждения(ротор), отключая при достижении (примерно, у всех разное) 14 вольт.

ккк

  • Сообщений: 48
  • Уважуха: +2/-0
  • Название: каракатица
  • Тип: надувнуха

Утлюк

  • Сообщений: 1158
  • Уважуха: +67/-42

Геннадий Васильевич

  • Сообщений: 360
  • Уважуха: +26/-19
Ув. Утлюк,
Посмотрел и так подумалось:
Горизонтальное положение элементов, относительно приемлемое для катания в тропических широтах около полудня, весьма несуразно для 50°N и выше.
Летом максимум ок.60° над горизонтом. Добавьте сюда полированную поверхность.
Как считаете?

Утлюк

  • Сообщений: 1158
  • Уважуха: +67/-42
Ув. Утлюк,
Посмотрел и так подумалось:
Горизонтальное положение элементов, относительно приемлемое для катания в тропических широтах около полудня, весьма несуразно для 50°N и выше.
Летом максимум ок.60° над горизонтом. Добавьте сюда полированную поверхность.
Как считаете?
Оно, конечно,  наклончик по широте, да следящий механизм по "принципу подсолнуха" был бы лучше..... Но там такая тяжесть..... Жесть!
Именно поэтому я на Бутузике воткнул батарею в корму, чтобы свободную руку (или ногу) при необходимости можно было откомандировать поработать "механизмом ориентации". ;D
ПС: Хороший калькулятор в сети для вычисления высоты солнца и азимута. http://planetcalc.ru/320/
« Последнее редактирование: 05 Января, 2017, 00:42:43 от Утлюк »

ккк

  • Сообщений: 48
  • Уважуха: +2/-0
  • Название: каракатица
  • Тип: надувнуха
Утлюк, скажите пожалуйста, для чего батарея? Гаджеты подзаряжать?

Утлюк

  • Сообщений: 1158
  • Уважуха: +67/-42
Утлюк, скажите пожалуйста, для чего батарея? Гаджеты подзаряжать?
На лодке "электрочемоданчик" с аккумулятором, контроллером заряда батареи, вольтамметрами, гнёздами подсоединения СБ и нагрузки (гаджеты, освещение). Батарея имеет всего 10Вт заявленной мощности. Т.е. основное её назначение Вы определили правильно. Хотя приходилось от чемоданчика подкачивать даже колёса транспортной тележки.