f Немного о Белом море и не только
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Немного о Белом море и не только  (Прочитано 3770 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Ber

  • Сообщений: 3007
  • Уважуха: +94/-39
  • Название: Granma
  • Тип: Бармалей-2013, Alpiro-18
  • Номер: РЯ-7, РЯ-2
Копался в ноутбуке, чистил старые файлы. Нашел текст недописанного отчета по БМ 2012, думаю руки дописать уже не дойдут, но кое что выбрасывать жалко, решил выложить как есть, вдруг кому пригодится:


Некоторые уроки Белого моря.   

Здесь хочу поделиться тем, чему научили меня три похода по Белому морю (и не только они). Ни в коем случае не берусь претендовать на истину, и тем более на права первооткрывателя,  думаю опытные туристы всё это знают, а кто то скажет: «Это всё уже было, там то и там то, у такого то автора». Изложенное, есть лишь компиляция моих собственных наблюдений и знаний подчеркнутых из разных источников. Вдруг кому то пригодится.

Урок первый: Приливы. 
    Этот урок я выучил к середине первого похода. Приливы должны, определяют ритм вашей жизни. Ветер и приливы, и уже потом время суток.  Очень многие хорошие стоянки, закрываются в отлив, причем осушка происходит очень быстро упустив всего 10 минут можно оказаться баллонами на песке.  А величина осушки зачастую составляет десятки, а то и сотни метров. С момента ухода вода придет снова через шесть часов и вы встаёте перед выбором: ждать, или тащить лодку и поклажу на себе до воды по щиколотку в песке, а иногда и в грязи. Поэтому нужно четко знать, когда придет и уйдет вода, какой на это время прогноз ветра и погоды. А если не получается выйти в море в прилив, то нужно выбирать место стоянки с минимальной осушкой.
Но у приливов на Белом море есть одна хитрость: сам по себе водоем слишком мал, чтобы в нем возникали приливы и отливы, единственный источник приливов – Баренцево море. Два раза в сутки из Горла приходит вода Ледовитого океана вызывая прилив, и чем дальше вы от Горла тем позже придет к вам прилив, и это «позже» в пределах одного ходового дня  иногда измеряется часами.  По моему опыту от о. Жижгин  до о. Коткано время наступления прилива смещается почти на три часа! Я взял в прошлом году часы, которые показывают время наступления прилива, настроил их в Кеми. (Часы естественно учитывают время смещения прилива за стуки на сорок с лишним минут). Каково же было  мое удивление, когда через три дня на Коткано часы показывали полную ерунду. Пришлось перестроить часы, но когда мы вернулись на север к Летне-Орловскому мысу, часы опять сбились. Этот сдвиг приливов/отливов надо  учитывать при планировании маршрута.
И еще: лодку надо чалить, всегда чалить! Вам думается, что вы вытащили ее достаточно высоко, дальше прилив не пойдет и можно идти спать? Идите, но утро может преподнести вам крайне неприятный сюрприз.

Урок второй: Течения.
В Белое море впадает огромное количество  рек, они создают так называемые стоковые течении. Скорость их невелика, как правило не более   1 км/ч.  Для нас гораздо важнее течения создаваемые приливами и отливами. Скорость их может достигать 6-7 км/ч, а в среднем 3-4 км/ч,  и направление их меняется вслед за приходом и уходом воды.  Впервые влияние течений я заметил в прошлом году, когда при умеренном бейде, мы с легкостью начали показывать 15 км/ч, что как минимум на 4 км/ч было выше  ожидания.  Тогда же я впервые увидел стоячие валы в том месте где течение сталкивалось со встречным ветром. Причем высота их живо напомнила мне валы в течении Катуни. Коварны эти течения и когда они идут поперек вашего курса. В этом году после выхода за восточную оконечность Анзера GPS вдруг начал «дурить», рулевой поворачивает влево,  а стрелка прибора показывает, что мы идем вправо от цели. 
–   Олег, гармин твой с ума  сошел, фигню показывает.
Я вначале тоже опешил, но вспомнив опыт прошлого года, понял что мы попали в сильное приливное течение быстро сносящее нас на юг. На идущем в нескольких  километрах впереди катамаране ничего о течениях не знали, поэтому просто держали нос на цель. В результате через час они были уже на нашем правом траверсе в нескольких километрах к югу, а ветер для них  превратился в крутой бейдвинд и прямое движение к цели стало невозможным.
    Между островами где скорость течения может достигать 6-7 км/ч, есть шанс не пройти даже при нормальном ветре.
Но если вы понимаете, как работают течения, они могут стать вашим верным другом. Простой пример: если находясь в Онежской губе вы планирует идти на юг, то выходить надо с началом прилива, как только зальётся осушка. Тогда ближайшие часов 6 течение может давать вам лишние 1-3 км/час. «Почему так долго?» - спросите вы, ведь 6 часов это весь период от прилива до отлива? А вот тут стоит вспомнить, что время прилива смещается от севера к югу и если вы двигаетесь достаточно быстро, то может некоторое время идти почти вровень с приливом.  Если же в идете на север, то выходить надо когда прилив достиг пика, тогда, через часик другой вас подхватит отливное течение и понесет вперед.  2-3 км/ч это очень много для лодки со средней скоростью 8-10 км час, даже в пределах одного перехода это часы времени. Допустим ваша скорость на спокойной воде 8 км/ч, тогда при по попутном течении вы сделаете 10 км/ч, а при встречном 6. Переход в 40 км может длиться 4 часа, а может 7, что называется: почувствуйте разницу.  Я уже  не говорю про движение галсами.  В этом году при переходе от Кутульды к Жужмую мы очень удачно выбрали время выхода, шли бейдвиндом 12 км/ч, и прошли 50 км за 4 с небольшим часа чистого хода.  Вечером  коллективный разум решил дожать  оставшиеся от Жужмуя до Кузовов 35 км, чтобы сделать две дневки подряд.  Почти пять часов шли ночью на моторе против течения со скоростью 6-8 км/час.

Урок третий: Погода и ветер.

Белое море находиться  практически в конце коридора по которому идут атлантические циклоны.  По дороге огромные атмосферные вихри дробятся на более мелкие, часть уходит севернее скандинавских гор вслед Гольфстриму, некоторые  из них потом поворачивают на юг и обрушиваются на Белое море. Другие же движутся южнее: через север Европы, Балтику, Прибалтику, Карелию, теряя силу над сушей  и выходя на Белое уже ослабленными.  Эта картина очень хорошо видна, при изучении GRIB файлов.   И хотя  на Белом море, как и почти над всей Европой погоду определят Атлантика, здесь влияние ее очень нестабильно и переменчиво. Еще вчера давление безудержно росло предвещая тепло и штиль, а сегодня барометр провалился сквозь землю и грозовые фронты идут один за другим.  В течении дня ветер может сменить направление несколько раз. Хотя местные говорят, что серьезных ветров летом не бывает, и показывают отметки на скалах куда приходят осенние шторма.
Поэтому, на мой взгляд, планирование переходов всегда должно учитывать неожиданную смену погоды и ветра. И, к моему великому сожалению, наличие мотора крайне желательно. 
Более менее значительных бризов на Белом я не видел, у нас получалось их использовать, но для это надо выходить на воду как можно раньше, при хорошей, ясной погоде часам к четырем дня вы останетесь без ветра.
«А! Смотри какая туча! Куда мы идем?  Мы все тут подохнем!»
Умению «читать» небо сразу не научишься, и сам я им владею не очень, хотя и пытаюсь научиться этому с детства, но есть простейшие вещи, которые могут помочь принять правильное решение.  «Ай какая черная туча!» - Эта самая «туча» могла быть полчаса назад над вашей головой, и не была черной, потому что солнышка не было, теперь когда оно выглянуло, всё стало черным и страшным, на самом деле это лишь видимость. «Смотри какой там дождик!» - в 95%  процентах случаев по виду туч, ветру и виду самого «дождика» можно понять долго ли он будет  идти, какой он силы и пройдет ли он мимо. 
Ветер на высоте как правило сильнее чем внизу (как правило…), поэтому дождь как бы отстает от облака на пути к земле, прямо как на детских рисунках, благодаря этому я приспособился определять пройдет дождик слева, справа, или выльется нам на голову, работает это не всегда, но в большинстве случаев. 
Если низ тучи стал монотонно серым, и далее до горизонта нельзя различить ничего, дождик либо будет очень сильным, либо зарядит надолго.  Если же  за стеной дождя можно различить детали идущих сзади облаков, и детали на поверхности моря/земли, то при всей черноте и страшности туч, скорее всего дождик будет не слишком сильным и недолгим. 
Зеленоватые тучи - признак грозы, это я с детства знаю.  Клубящиеся складки -  могут быть признаком идущего фронта  (часто это шквалистый ветер). Попали в такой в 2010-ом, хорошо вовремя заметили и зарифили паруса.
Ну и еще всякие мелкие вещи, которые учишься замечать. Например: если у лежащего на краю небосклона  большого кучевого облака сильно размыта вершина, это  явный признак дождя. А вот еще из нового времени: если среди лета вы хорошо видите инверсионные следы остающиеся  от самолетов, и следы эти долго висят в небе, значит давление упало и возможно скоро будет дождь.
Как то прочитал в Сети, что все  циклоны в северном полушарии закручены против часов стрелки. Поэтому, если встать лицом к ветру, то по правую руку от вас будет центр области низкого давления (центр циклона). Много раз потом проверил, что исходя из этого факта, если опять же встать лицом к ветру то спереди-справа у горизонта находится та облачность, которая скоро будет над вами. Поэтому если небо ясно, вы повернулись лицом к ветру и справа впереди у горизонта лежит беленькое такое размытое облачко, то возможно  через несколько часиков  погода сильно испортится.
Ну или еще пример: середина лета, всю ночь идет дождь. И вы думаете «идти утром на воду или остаться на берегу?».  Планируйте выход с вероятностью процентов 90. Лето же. Утром солнце нагреет воздух, относительная влажность упадет и дождь закончиться. Осенью такого не случиться, солнышка не хватит.  А вот если летом дождь начинается в первой половине дня, это как правило хреново, значит погода меняется настолько быстро, что солнышка не хватает. 
Впрочем эти знаки, как и куча других, дают только приблизительный прогноз, небо капризно и непостоянно. К тому же, сугубо городской житель, все обязательно перепутает приняв одно за другое. Но если долго и внимательно следить за небом и отмечать, что после чего случилось, то постепенно придет понимание.
Кстати все мы привыкли, следить за ветром по воде: там где рябь, там и ветер, а шквал так и вообще видно издалека. Но есть неприятные исключения: например шквалистый ветер бывает скрыт идущим перед ним дождевым фронтом, и за этой стеной абсолютно невозможно различить, что происходит на поверхности воды.  Так было в этом году, когда  мы попали в грозу. В приближающейся пелене дождя не было никаких признаков шквала. Хорошо, что вовремя зарифили грот.

Конечно это  не всё, можно долго писать о ловле рыбы, поисках питьевой воды,  сборе грибов. О правильном планировании маршрута, выборе стоянок (как велико было наше счастье, когда мы узнали что мошка водится только на материке :) ) и много ещё о чем. Но это целая книжка, и я не уверен, что выучил эти уроки хотя бы на троечку.

Ну и на последок главное: Белое море – это Море.
Только не надо смеяться. Когда впервые перед походом смотришь на карту, особенно если это карта Онежской губы, кажется будто идешь на еще один внутренний водоем, еще одно озеро, только побольше. Это ужасная ошибка. Белое - нормальное, серьезное море, без оговорок, и как любое море его нужно уважать и жить по его правилам. И тогда  оно отплатит вам невиданными красотами природы, отличными стоянками, рыбой, ягодами, грибами, и попутным ветрам. А в противном случае, встречными течения и промозглыми ветрами, шквалами и штормами, голым дном заливов, тучами мошки и отсутствием пресной воды.  И всегда надо помнить, что хотя ваша утлая лодка на просторах Моря лишь скорлупка,  ее ведет рука человека наделенного разумом и здравым смыслом.

Рязань                                                                     Октябрь 2012

Как то так, просьба строго не судить.
"Всему на свете истинную цену  отменно знает время — лишь оно  сметает шелуху, сдувает пену, и сцеживает в амфоры вино." И. Губерман (с)

AKomarov

  • Сообщений: 25
  • Уважуха: +5/-3
  • Тип: простор
  • Номер: ТБГ 1 УРА
Re: Немного о Белом море и не только
« Ответ #1 : 29 Июня, 2013, 11:00:18 »
Спасибо! Как напутствие, собираемся на Белое в первый раз недельки через две.

Андрей Пермский

  • Сообщений: 375
  • Уважуха: +31/-5
  • Название: Ветер
  • Тип: Ветер
  • Номер: ПР2
Re: Немного о Белом море и не только
« Ответ #2 : 30 Июня, 2013, 20:33:01 »
Спасибо за то, что поделились накопленным опытом. Есть очень полезные наблюдения, постораюсь взять на вооружение. Сам на Белом  был пять раз, пользуюсь барометром с графиком изменения давления, тоже наблюдаю за облаками. По телефону или через интернет узнаю прогноз погоды, не стесняюсь спрашивать у людей (иногда кто-то раньше получает информацию) один раз это очень помогло не вляпаться в шторм.

bserg2

  • Сообщений: 1372
  • Уважуха: +94/-42
  • Тип: катамаран
Re: Немного о Белом море и не только
« Ответ #3 : 01 Июля, 2013, 12:22:32 »
по приливам можно смотреть прогноз на http://easytide.ukho.gov.uk/EASYTIDE/EasyTide/SelectPort.aspx
он строится по реальным данным с буёв.

Евгений Антонов (боцман)

  • Неоспоримый, как приказ, Закат шепнет: "Je t'aime." Затем Пройдет и он, всему свой час.
  • Сообщений: 6949
  • Уважуха: +157/-121
  • Прощайте все. Спасибо всем...
  • Название: Лямбда
  • Тип: Hobie 17 sport
  • Номер: ХА-23-К
Re: Немного о Белом море и не только
« Ответ #4 : 12 Февраля, 2014, 16:47:59 »
Как логичней планировать круг по Онежской губе? По часовой стрелке или против?
Всему свой срок, бессмертья нет, И этот серый небосвод
Когда-нибудь изменит цвет На голубой, и час придет,
И попрощаться в этот час, Когда б ни пробил он, поверь,
Не будет времени у нас, Мы попрощаемся теперь. ((C))

Ber

  • Сообщений: 3007
  • Уважуха: +94/-39
  • Название: Granma
  • Тип: Бармалей-2013, Alpiro-18
  • Номер: РЯ-7, РЯ-2
Re: Немного о Белом море и не только
« Ответ #5 : 12 Февраля, 2014, 19:27:39 »
Как логичней планировать круг по Онежской губе? По часовой стрелке или против?

   В 2011-ом ходили против часовой стрелки в  2012-ом по часовой. Особой разницы я не заметил.  Возможно чуть лучше вариант с прохождением против часовой стрелки, чтобы Соловки оставить на завершающий этап. Там и от соли отмыться можно, и поесть человеческой еды, в начале маршрута это не так важно, а вот в конце.... Опять же для тех кто никогда не был на Соловках, еже ли такие будут в группе, хороший завершающий аккорд для путешествия. Если времени хватает можно зайти на Жижгин, если нет то сразу идти на Соловки.
   Впрочем при благоприятном графике приливов и удобных ветрах, можно пройти и по часовой стрелке, зайти на обратном пути на Кузова с юга и сделать там дневку или две перед переходом на Кемь.
   Это конечно если стартовать с Кеми или Беломорска, если из Онеги выходить тут все по другому.
« Последнее редактирование: 08 Сентября, 2014, 13:06:35 от Ber »
"Всему на свете истинную цену  отменно знает время — лишь оно  сметает шелуху, сдувает пену, и сцеживает в амфоры вино." И. Губерман (с)

 

Anal