f Самодельный походный и пока безымянный...
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Самодельный походный и пока безымянный...  (Прочитано 28958 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

FW

  • Сообщений: 36
  • Уважуха: +7/-1
  • Тип: самодельные
Re: Самодельный походный и пока безымянный...
« Ответ #80 : 04 Июля, 2018, 03:55:17 »
Пробег катамарана за эту весну вырос еще на 300 км и теперь составляет 1100 км. Диапазон ветров также расширился: ходили в этот раз на Горьковском водохранилище с порывами до 15 м/с. Вообще как-то мне везет, что каждый последующий поход оказывается по ветроволновым условиям чуть суровее предыдущего) Способствует уверенному накоплению парусного опыта и постепенному тестированию пределов прочности катамарана)

(на фотографии можно щелкать)



Если все сложится нормально, к началу осени пробег может увеличиться сразу на 2500 км) Вроде бы все складывается в этот раз для большого путешествия, ради которого кат и стоился)


Обещал я порассказывать про особенности конструкции катамарна... Наверное начну. Не уверен, как лучше это делать - покороче, или поподробнее с пояснениями, какие соображения стояли за теми или иными техническими решениями...


1. Паруса.

Стрижанутый гафельный грот с широким мачтовым карманом, гиком-уишбоном и латами по задней кромке. И рейковый стаксель несколько большей площади чем типично ставится на катамараны (грот 7,5 м2, стаксель 3,8 м2). Именно такой тип парусного вооружения - результат массы технических компромиссов и соображений, которые наверное мало кому интересны. Получилось немного ретро)

Паруса шил сам, из ткани, которая была под рукой. Швейные навыки у меня имеются (занимаюсь самодельной туристической снарягой), и было интересно, на сколько удачными смогу их сшить. В целом, по ощущениям - получилось весьма неплохо. Подобная конструкция рангоута неплохо растягивает "недоткани", а широкий мачтовый карман дает приличный выигрыш аэродинамики, и компенсирует некоторые минусы от самодельного производства. Грот двухслойный, с усиливающими стропами внутри.

Оригинальные технические решения:

1) В отличие от большинства парусов с мачтовым карманом грот у меня может ставиться и сниматься не снимая мачты. Мачтовый карман грота застегивается на липучках. По карману гафеля - три полосы липучек, по мачтовому карману - две. Липучки очень неплохо держат распределенные нагрузки. В местах же где могут возникнуть точечные - предусмотрены дополнительные ремешочки. Да и особенности размещения липучек такие, что чем сильнее нагрузка, тем плотнее их прижимает друг к другу.

2) Это же решение позволяет весьма аккуратно брать рифы (без складок и сморщиваний, типичных для парусов с мачтовым карманом). На гроте предусмотрено две линии рифов. При взятии первых - практически не портится геометрия паруса и соответсвенно, лавировочные качества.

3) Стаксель рейковый, "полуавтомат". От рейка к носовой балке идет оттяжечка. Когда она ослаблена - реек заходит за мачту, и для смены галса его надо вручную поднимать вверх и перекидывать. Так я обычно хожу при слабых ветрах, или средних, когда хочется максимум выжать из взаимодействия грот - стаксель. Или при попутных, когда надо его отпускать подальше или ставить на бабочку.

В средние и сильные ветра при движении против ветра оттяжечка набивается, отводя стаксель немного вперед, что он начинает работать как стаксель - автомат. Особенность такой системы - помимо отведения стакселя вперед оттяжка не дает рейку задираться вверх и подтягивает его немного к центру (поэтому в слабые ветра ее надо расслаблять, зато в средние и сильные это уменьшает нагрузку на шкоте. Не знаю, делает кто так еще или нет))

4) На стакселе есть линия рифов. При взятии первой линии рифов на гроте и полностью убранном стакселе - обычно нарушается центровка. Что крайне нежелательно при тех ветрах, которые вынуждают брать рифы и не желательно при моей конструкции рулей (о них далее). У меня же рифы на стакселе рассчитаны так, что при взятии первой линии рифов на гроте и на стакселе - центровка катамарана остается идеальной. Соответственно, отличная управляемость и отсутствие нагрузки на рулях. Режимы катамарана такие:
- на полных парусах он позволяет ходить до 10 - край 11 м/с (экспериментально выяснено что не ломается и до 12, но рискованно!  ;D)
- с первой линией рифов на гроте и стакселе - где-то до 16 м/с.
- со второй линией на гроте и полностью убранном стакселе - не знаю до скольки)) В этом режиме центровка также остается идеальной.

 
2. Такелаж.

1) Широкое применение веревок. С ними по некоторым причинам у меня было больше опыта работы чем с тросами, так что решил попробовать. По итогам же экспуатации - вполне неплохо себя показывают и отказываться от них не буду. Веревки у меня стоят на вантах и штаге, а также подпалубных Х-образных растяжках системы подвеса палубы, по совместительству защищающих раму от спараллелограмливания, внешнем треугольнике крепления шверта, и в самом ответственном месте - на коротких лучах паука идущих к концам подмачтовой балки и образующих подмачтовый контрфорс.

Троса же применены на длинных лучах паука, где особенно нужна жесткость для устранения луноходности, на внутреннем треугольнике шверта, и с недавнего времени - на шпрюйте штага.

Применение веревок позволяет снизить вес и сильно упростить конструкцию) Например путенсы вант у меня отсутсвуют - нижняя часть вант (до талрепа) просто самозатягивающейся петлей охватывает перекрестие стрингера с 3-й поперечной балкой. Или крепление вант и штага к мачте: два металлических ушка с гайками хитро навинченными изнутри трубы - и ванты со штагом просто охватываеющие мачту и пропущенные через эти ушки.

Хорошие полиэфирные веревки стоят несколько дороже оцинкованного троса но дешевле нержавеющего близкой прочности. При этом имеют меньше вес.

Из эксплуатации - они подсъеживаются после хранения и растягиваются (однократно) под нагрузкой, и могут растягиваться еще немного при намокании. В среднем ванты, штаг и подпалубные X-образные растяжки я первый раз подтягиваю на 2 день похода, и далее где-то через неделю или после первых дождей. В общем совсем ненапряжно.

Подмачтовый же контрфорс и веревочные талрепы длинных лучей паука после сборки дают приличный преднатяг выгибая подмачтовую балку вверх. После недели похода этот преднатяг ослабевает до состояния, что она почти переходит в нейтраль. При этом от давления мачты при ветре все еще не прогибается. Теоретически, со временем паук надо будет перетягивать, но пока ни разу до того не доходило) Предстоящий двухмесячный поход даст наверное больше статистики. К слову, веревка на коротких лучах паука у меня очень мощная и качественная, что ее разрыв можно исключать почти гарантированно.) В отличие от троса, который может со временем поизносится от коррозии или усталости металла... Дает спокойствие)

2) Широкое применение плетеных деталей из лески. Необходимость однажды сделать сложную прочную но компактную детальку для разводки в труднодоступном месте привела меня к идее сплести ее из толстой рыболовной лески. Результат оказался на столько хороший, что стал такие детальки применять по всему катамарану) Пример:


Я применяю леску "клинская" - которая бывает до 2 мм толщиной (применяю чаще 1 мм). С некоторой импровизацией можно изготовить деталь совершенно любой требуемой формы и прочности. Прочность считается по числу витков "сердечника", а потом сверху все стягивается оплеткой. Узлы можно оплавлять. Если вложить в детальку из лески коуш и прочно его закрепить - получается прекрасный, легкий, прочный и практически ничего не стоящий блок скольжения) Также на коушах можно делать веревочные талрепы. Выше приведенная деталь - одним ухом образует веревочный талреп переднего луча паука, а за другое ухо крепится "паутинка" передней палубы. Одевается на болт между стрингером и передним концом стрингерной дуги, вблизи носовой балки.

Леска также весьма полезна в ремкомплектах, так как стянутые ей детали фиксируются почти с каменной твердостью) Как-то раз в экспедиции в заполярной Якутии несколько раз по крупному выручала (там, правда, катамараны были сплавные)...

Не знаю, как детальки из лески будут себя показывать в отдаленной перспективе (ультрафиолет и прочее), но пока ни на одной из них даже малейших следов износа нет.

3) Широкое применение блоков скольжения. Собственно, блоки скольжения у меня сделаны из коушей, либо закрепленных в деталь из лески, либо в веревочную петлю, и также зафиксированные леской. Плюсы: высокая прочность, малый вес, простота, околонулевая стоимость. И лишь незначительная потеря на трение.

Единственный блок со шкивом на катамаране - это блок грота-шкота. И то, он выполнен "комбинированно" - одношкивный блок дополнен блоком скольжения, работая как двухшкивный.)


Блок дирак-фала на топе, к примеру, представляет собой U-образное ушко (от зажимов троса типа "коренной зуб" - использую их только как источник этих ушек :) ), с хитро навинченными изнутри мачты гайками с прессшайбами, и плетеная лесочная деталь с коушем, образующая блок скольжения. Блок гафель-гардели - похожий, только закрепленной на небольшой алюминиевой стойке, выносящей его от мачты, для того чтоб исключить закусывание... И так далее...

(продолжение следует)
« Последнее редактирование: 04 Июля, 2018, 17:00:30 от FW »

Кэп Хатанги

  • Сообщений: 4239
  • Уважуха: +238/-262
  • Вячеслав, Екатеринбург
  • Название: "Летучий мышЪ"
  • Тип: Простор(Mod) серийный №00003
  • Номер: Е11
Re: Самодельный походный и пока безымянный...
« Ответ #81 : 04 Июля, 2018, 11:18:07 »
Очень симпатичная лодочка получилась, поздравляю!
Про рулевые весла - в этом что-то есть, тщйорт побъери!  ;D  Тёма, можешь выложить максимально подробные фото, как они у тебя прицеплены, чем оттягиваются-прижимаются-поднимаются?


Планируемый пробег 2500 за пару месяцев без мотора - это круто, я бы сказал, слишком круто... Это 60-70км в день, с учетом неизбежных задержек "по погоде". Хотя бы течение помогать будет?
В любом случае - желаю Удачи!

Дед

  • Сообщений: 4662
  • Уважуха: +209/-251
  • Название: "Нестор Махно"б.альбатрос
  • Тип: Тайм."Непорочное зачатие"
Re: Самодельный походный и пока безымянный...
« Ответ #82 : 04 Июля, 2018, 13:17:31 »
Вопрос:  (1.3)  - у Вас на стакселе один только шкот?;   (1.4) - можно подробнее про рифы стакселя;    (2.1) - какие диаметры верёвок?;
Парус - это свобода!        лень - двигатель прогресса!

FW

  • Сообщений: 36
  • Уважуха: +7/-1
  • Тип: самодельные
Re: Самодельный походный и пока безымянный...
« Ответ #83 : 04 Июля, 2018, 17:46:00 »
Цитировать
у Вас на стакселе один только шкот?

Да, в данный момент один, и пропущен через блочек вблизи шпора мачты. На ветрах где-то 3-6 м/с единственная его функция - управлять углом стакселя, так как натяжение оттяжки рейка в режиме "полуавтомат" достаточно чтобы натягивать заднюю шкаторину стакселя. В этом режиме парус работает совсем как автомат. На ветрах же больше 6 м/с реек начинает поднимать, и нужно помогать шкотом принудительно притягивать его вниз. Для этого у меня на подмачтовой балке где-то посередине между мачтой и дугами имеются крючки, и шкот перекидывается через них и подтягивается. Это дополнительное действие, потому и назвал систему "полуавтоматом". :)

При этом чтобы отцепить шкот от крючка - нужно просто отпустить шкот, и он сам выскочет. Еще пара аналогичных крючков есть на дугах, чтобы притягивать реек на попутных ветрах или ставить на бабочку) Для бабочки вот еще думаю палку сделаю...

И ко мне на "ты" лучше)

Цитировать
можно подробнее про рифы стакселя;

Ну там совсем ничего хитрого нет. На первой фотке в моем предыдущем сообщении видно стаксель на просвет - второй боут для рифления, линию рифов и риф-штерты. Собственно для взятия рифов стаксель приспускается, подцепляется к шкотовому углу рейка за крепление в районе боута рифов и к галсовому углу ушком на передней кромке. Потом освободившуюся часть закатывается и подвязывается штертами.

Вот площадь которая уходит при взятии рифов я рассчитал так чтобы центр парусности не смещался относительно центра бокового сопротивления при взятии первой линии рифов на гроте. При зарифливании грота центр парусности смещается вперед, при зарифливании стакселя смещается на столько же назад... Как-то так.

Цитировать
какие диаметры верёвок?

Если честно, уже не помню, а после вытяжки они уплотняются)). Веревки полиэфинрые, не российского производства, с сердечником. На вантах была около 800 кг разрывной нагрузки, на подмачтовом контрфорсе почти полторы тонны). Сейчас выглядят как 6,8 мм и 8,5 мм соответсвенно) Были наверное 8 и 10, но это не точно. :)

Цитировать
Планируемый пробег 2500 за пару месяцев без мотора - это круто, я бы сказал, слишком круто...

Я думаю норм) В прошлом походе 300 км мы прошли за 9 дней в очень расслабленном режиме. Ходовых было 6,5 и прерывались они то остановками на облаз интересных мест на берегу, заходом в заливы, изучением островов, или просто желанием пораньше встать "потому что норму уже прошли и можно подольше отдохнуть".

Плюс часть пути этого похода была по воде стоячей, а 60 км вверх по течению по небольшой реке где не очень с ветром (по Унже), плюс два дня полных штилей...


Маршрут я корректировал с учетом этих вот данных) В предстоящем большом путешествии течение будет помогать 2/3 пути примерно).

А весла тоже недооценивать не стоит)) У меня они очень хорошие с удобными уключинами и посадкой. Скорость по стоячей воде на веслах 5,5 км/ч. По течению - это 7,5))

В общем про весла рули и прочее - скоро напишу)
« Последнее редактирование: 04 Июля, 2018, 18:58:00 от FW »

А.П.

  • Сообщений: 258
  • Уважуха: +17/-5
Re: Самодельный походный и пока безымянный...
« Ответ #84 : 05 Июля, 2018, 00:12:14 »
Фоток бы

Андрей Папопаиси

  • ...особенно девушек ツ
  • Сообщений: 271
  • Уважуха: +34/-10
  • Название: βλάκας
  • Тип: Zodiac
Re: Самодельный походный и пока безымянный...
« Ответ #85 : 05 Июля, 2018, 00:18:19 »
Пробег катамарана за эту весну вырос еще на 300 км и теперь составляет 1100 км.
Удачи тебе, бро. Фоток ещё кинь.
+1
уважаю Ваше мнение ツ