f Длинные переходы в одиночку. Резервы возможностей человека.
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Длинные переходы в одиночку. Резервы возможностей человека.  (Прочитано 50521 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Илья МГУ

  • Сообщений: 3510
  • Уважуха: +347/-175
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Илья, это все наверно очень правильно.  Но я знаком с Тримом. Этот "железный человек" вполне способен мотануть из Воронежа в Москуву, там что-то утрясти, в тот же день смотать в какую-нибудь Тулу, потом проболтать со мной пол ночи, рано встать, съездить по делам в Тверь, а потом отбыть в Воронеж и приехать туда. Не ручаюсь за точность описания маршрутов, но примерно так. А я бы издох.


ЗАК, я не знаю Трима, зато я знаю EWS. По части неутомимости за баранкой я больше таких людей не встречал. Абсолютный терминатор.
 Заметь, именно он подверг сомнению вахтенное расписание Волчары. Наверное потому, что только что вернулся из длительного одиночного плавания где пришлось гнать сутками.

ЗЫ: уход от темы связан с внедрением посторонней, весьма мощной темы. Разделять вряд ли есть смысл, всё скоро само заглохнет.
« Последнее редактирование: 18 Ноября, 2012, 12:26:47 от Илья МГУ »
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

ews

  • Сообщений: 30
  • Уважуха: +2/-2
  • Название: Конрад-25
  • Тип: яхта-четвертьтонник

Лоцман

  • Сообщений: 1419
  • Уважуха: +50/-52
  • Пепелац
  • Тип: Альбатрос
Траки Волчара так и не выложил...
Если ты прав, то я лев!

Александр Шапарин

  • Вместе с Мариной Землянской, собаками и кошками
  • Сообщений: 812
  • Уважуха: +134/-139
  • Альбатрос Мо 26 "Петрович"; Фрези Грант 18 М825 "Л
Простите, я не понял - что подвергается сомнению? Протяженность суточного перехода и средняя скорость? Но ведь речь идет о СВП, а эта штука живет по своим законам - скорость, характер волнообразования совсем другие, и расход топлива повышенный. Пределы человеческих возможностей? Ну да, редко, но встечаются такие сверхвыносливые. Пока им позволяет возраст и здоровье. Откат потом весьма суровый. В будущем. Встечал таких. В свое время (сердина 80-х), в стране Лимонии, медслужба выдавала на выход командиру группы упаковку таблеток "сиднокарб" - психостимулятор, ага. Отбивал сон и повышал моторные функции, но зато потом измотанный организм требовал восстановления - солдаты на ходу засыпали. А в этом случае да, видимо мы имеем дело с таким вот от природы выносливым организмом. Вполне достоверно и без треков. Единственно, что меня смущает - уж очень нескромный ник...
...Navigare necesse est, vivere non est necesse...

Илья МГУ

  • Сообщений: 3510
  • Уважуха: +347/-175
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Простите, я не понял - что подвергается сомнению?

Перенесено отсюда:  http://gik.fordak.ru/index.php?topic=10215.30  4-я и 7-я страницы
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4251
  • Уважуха: +235/-167
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
Зацепил тут в КиЯшной КК ссылку на книгу Эндрю Эванса "Советы одиночнику", стал читать, интересно, а с беглым чтением не особо... дай думаю переведу (чукча не читатель, однако переводчик :)
Там много про всякие психол. дела, и про сон конечно - вот прицеплю часть 2-й гл.
Как понимаю, за счет "сверхвозможностей" не выехать, так же как и на стимуляторах. Обычные люди ходят по морям, не супергерои. Подбирают некий график сна урывками, и то потом приходится восстанавливаться.
Ну, а собственная практика - чтобы совсем не спавши, не более чем около суток, раза три на лодке, разок на машине. Начинаются неосознаваемые отключки на единицы секунд. Если не повезет осознать и встать, тут и приедешь.

- ну раз не читается сюда вставлю. Много букв только.

Сон
Сон – главная и более всего обсуждаемая на форумах проблема одиночников. Большинство из нас способны в коротком плавании бодрствовать 24 часа и даже 36 часов подряд, но дальше... дальше сон необходим.
Для начинающего одиночника спуститься в каюту уже проблема. Мы привыкли к вождению автомобиля, когда нельзя оторвать взгляд от дороги даже на секунды. Как можно спать, когда лодка будет продолжать двигаться? Советую начинающим одиночникам попрактиковаться во время коротких дневных выходов, когда нет никаких причин оставлять руль. Покиньте свой пост минут на 5  и займитесь чем-нибудь в каюте: проверьте карты, сварите кофе, потренируйтесь вязать узлы. Эти пять минут вы должны сопротивляться искушению высунуть голову наружу.
После нескольких дней таких тренировок увеличьте их время до 20 минут, что позволит вам приготовить еду и пообедать. Предлолагаю, что в это время вы не используете электронные средства контроля. Выключите радар, AIS или SeaMe1. Требуется время, чтобы привыкнуть 20 минут полагаться только на веру, но это должно быть сделано. Электронные средства наблюдения – это только инструменты. Они не должны быть костылями и заменять шкиперский инстинкт.
Сразу же оглядывайтесь, услышав шум двигателя. Киты способны услышать судно в  50 милях, люди в ? мили.
Когда яхтсмен привык находиться в каюте 20 минут, идея провести час или больше, не глядя вокруг, уже не будет вызывать сильный стресс. Теперь пора снова включить электронику. Давно подсчитано, что с момента появления судна на горизонте до возникновения опасности столкновения проходит 20 минут. Поэтому именно столько времени можно провести, не оглядываясь.
Теория и практика сна
Как известно, сон невозможно отложить про запас, как деньги в банке. Однако тем не менее настоятельно рекомендуется хорошо высыпаться в последние два дня перед началом плавания, чтобы выйти в море хорошо отдохнувшим. Исследования влияния сна на спортивные результаты показали, что важен сон именно за два дня, а не только непосредственно перед днем соревнований. Поэтому я не пью в такие дни (алкоголь меня возбуждает, становится трудно заснуть), ложусь пораньше (я «жаворонок» и встаю рано) и даже приму снотворное, чтобы спокойно спать всю ночь. За два дня я уже полностью уверен в том что моя лодка готова к выходу и поэтому избегаю предстартовой суеты и спешки, характерной для многих яхтсменов.
Я хорошо знаю, что в первую ночь спать мне не даст адреналин, к тому же так или иначе в это время я буду в районе с оживленным движением судов. Но так как перед плаванием я хорошо отдохнул, одна ночь без сна не будет слишком изнурительной.
Дальше в пути обычный способ наблюдения за обстановкой – подниматься с койки каждые 20-30 минут, оглядывать горизонт, проверять курс по компасу и снова отправляться спать. Так же же, как дома многие тоже иногда поднимаются ночью по нужде и потом спят дальше. При этом нет необходимости что-то делать на лодке, достаточно лишь убедиться в отсутствии опасности. Таким способом пользовался, например, Дерек Хэтфилд во время одиночной гонки Around Alone 2002 г.. Он ставил таймер-будильник на 20 минут, а через несколько дней начал просыпаться через такие небольшие интервалы уже без будильника.
Чтобы этот способ работал лучше, я использую три приема. Во-первых, выбраться из спального мешка, подняться наверх, а потом спускаться обратно требует определенных усилий и занимает много времени, при этом я обычно полностью просыпаюсь. Вместо этого я сделал из парусной кисы сидячий гамак, который подвесил прямо в кокпите. Получилось вполне комфортабельное спальное место
Когда я лежу в гамаке головой к люку, мне надо лишь немного пошевелиться, чтобы осмотреть весь горизонт. Если надо что-то немного подстроить, и автопилот и шкоты тоже рядом. Мне случалось до пяти дней подряд спать только в своем гамаке.
На современных гоночных лодках для одиночников для этой же цели рядом с люком делают специальные кабинки.
Во-вторых, у меня есть маленький кухонный таймер, который прицепляется на обвязку. Важно, чтобы после каждой активации таймер автоматически сбрасывался и начинал отсчет нового 20-минутного интервала. Если его требуется каждый раз настраивать вручную, для этого придется полностью проснуться.
И наконец, настройте свою электронику так, чтобы она не будила вас зря. Места в океане достаточно. Меня совершенно не беспокоят суда, проходящие в 20 милях и даже в 5, но я хочу знать о тех судах, которые окажутся менее чем в 1 миле от меня. Настройте радар или AIS по своему усмотрению так, чтобы вы чувствовали себя уверенно, но не вскакивали зря. Это же относится и к сигнализации о смене ветра, которую имеют авторулевые. Мой авторулевой дает такой сигнал при изменении направления ветра на 15 градусов, причем это заводская настройка, которую я не могу изменить. За ночь такие изменения направления ветра туда и обратно происходят много раз, особенно когда ветер порывистый, поэтому я отключил эту сигнализацию совсем.
Излишние сигналы электроники не только каждый раз будят рулевого, но и нервируют ожиданием следующей тревоги. Эта проблема вызывала галлюцинации у некоторых участников гонки Singlehanded Transpac 2006 г.
Фазы сна
Д-р Клаудио Стампи (Claudio Stampi) – ведущий специалист по вопросам сна, работающий с яхтсменами-одиночниками. Он неоднократно читал лекции на эту тему в Chronobiology Research Institute, его методикой пользуются наиболее успешные гонщики. В ее основе лежат две идеи: время сна можно сократить с обычных 8 часов в день до 5 и меньше; спать следует короткими промежутками, бодрствуя и работая между периодами дремоты.
Прочтите этот раздел полностью, включая и возражения против метода Стампи! Галлюцинации, конечно, чудесны, но...
Вот отрывок из статьи «MacAuthur is caught not napping», The Sunday Times, January 20, 2005.
Океан никогда не спит, и Эллен Макартур тоже. Во всяком случае, так кажется со стороны тем кто следит за одиночной кругосветной гонкой... Сон – как Уловка-222: она знает, что должна спать, чтобы не потерять психическую и физическую форму и показать хорошее время, но, засыпая, она всякий раз теряет это время. Макартур носит на руке прибор для мониторинга, данные с которого передаются в Бостон хронобиологу Клаудио Стампи, с который работает с ней последние пять лет.
Со дня старта гонки , 30 ноября, и до 12 января она спит в среднем 5,54 часа в день, а в последние дни с 6 по 12 января – только 3,9 часа. Стампи говорит, что в нормальных обстоятельствах этого уже недостаточно. В двухнедельной трансатлантической гонке Эллен спала по 4,2 часа в день. «Но такой недостаток сна будет иметь более сильное влияние на того, кто сильно устал, проведя в море 50 дней».
Макартур спит урывками, обычно по 10-20 минут, и это один из ее приемов в гонке. По данным Стампи, за 94 дня гонки Vendee Globe d 2000-01 г.г. Макартур спала в среднем 5,7 часов в день, которые делились на 9 промежутков дремоты. Стампи утверждает, что, когда вы переходите от нормального сна 7,5 часов к норме Эллен 5,5, лучше делить это время на небольшие промежутки: это подтверждено многими экспериментами.

Другое предложение Стампи – «воскресная стратегия». Раз в неделю устраивать себе выходной, хотя бы на полдня. Это хорошо и психологически, и для баланса сна. Сон чрезвычайно пластичен, и один день с полноценным сном достаточен, чтобы вернуть вас в хорошую форму, утверждает он.
С точки зрения физиологии сна Эллен обычный человек. Необычно в ней другое – целеустремленность и дисциплина. У нее не было ни одного дня совсем без сна, а это может сказать о себе не каждый яхтсмен. Некоторые не спят сутки напролет, двое суток, иногда даже трое. Но даже короткий сон дает отдых гораздо больший, чем можно ожидать из его длительности.
Как пишет Адам Мейерс в «Море мечтаний», такую же технику сна использовал Брэд Ван Лью в Around Alone 2002. Брэд принимал участие в исследованиях сна, проводившихся в медицинском колледже Гарвардского университета. Он узнал, что 4,5 часов сна ему достаточно для поддержания «уровня тревожности 18%». В онке он спал по 45 минут каждые четыре часа.
Д-р Стампи обучает яхтсменов, как достичь оптимального режима с минимальным сном. Его исследования основаны на сравнении «когнитивной работоспособности» по сравнению с обычным 8-часовым сном. При переводе на 3-часовой сон, через месяц работоспособность падает на 30%. При том же общем времени сна за день в группе, которая сочетала ночной сон и однократную короткую дрему, снижение составило 25%, а в группе, члены которой спали только короткими интервалами – только 12%.
Стампи говорит о делении сна на две фазы: фазу REM3 – быстрого сна, важную для памяти и обучения, и фазу медленного сна, важную для отдыха. Последняя, в свою очередь, включает четыре стадии:
1 – полусон, 2 – засыпание (замедляются дыхание и пульс), 3 и 4 — наиболее эффективные для отдыха стадии глубокого сна, в которых замедляется ритм мозговых волн.
Во время сна происходит циклическая смена фаз длительностью 90 минут, причем сначала наступает глубокий сон, периоды которого разделяются быстрым. По теории Стампи телу для восстановления требуется в основном глубокий сон, причем достаточно трех часов. Если возможное время сна составляет только 4 часа, для отдыха выгоднее разбивать сон на короткие интервалы, пропуская промежуточные фазы быстрого сна. Так можно получить долю глубокого сна до 95%.
Таким образом, тот кто спит недолго но много раз, будет «перезаряжаться» лучше проспавшего то же время подряд.
Стампи отмечает, что следует определить график сна не механически, а в соответствии с особенностями организма. Обычно пики сонливости наступают рано утром и после обеда, а вот ранним вечером спать нежелательно. Исследования Стампи показали, что наиболее ценен для отдыха глубокий дневной сон, поэтому постарайтесь уделить ему хотя бы часть своей нормы. Попытайтесь приучить себя к  «сонным часам» режима дня, чтобы не терять время, лежа на койке с открытыми глазами.
Как известно, люди делятся на «жаворонков» и «сов». «Жаворонки» хорошо переносят сон короткими интервалами и предпочитают регулярный режим дня. Сохранять работоспособность ночью им тяжело. Эллен Макартур – «жаворонок», 60% общего времени сна она спала урывками, менее часа. Пример «совы» – Майк Голдинг, короткие подремывания меньше часа занимали у него лишь 23% общего времени сна. При этом оба в среднем тратили на сон приблизительно одно и то же время, от 4,5 до 5,5 часов.
На Youtube выложено отличное видео Клаудио Стампи, которое можно найти его по словам «Polyphasic sleep study».
В первые дни плавания бывает тяжело перейти от обычного сна к «многофазному». Вот нескольких адаптированных методик с сайта www.sleepingschedules.com, которые облегчат эту задачу.
Определите свой личный суточный ритм, т. е. часы, когда вы активны, и часы, когда хочется спать. Как уже говорилось, большинство из нас принадлежат к племенам жавронков и сов, но для каждого человека суточный ритм имеет свои отличия, пики и провалы «уровня бдения».
Переходите на новый режим сна постепенно. Для многих это легче сделать за период от 3 до 9 дней. Сначала немного сократите основной ночной сон, зато вздремните после обеда. Потом разбейте ночной сон на две части, выполняя между ними какую-либо текущую работу. Затем можно поделить сон на три части и т. д. - в зависимости от вашего сочувствия к жаворонкам или совам.
Основной сон – наиболее долгий в суточном цикле. Большинство исследователей сходятся на том, что он должен соответствовать времени, в которое вы обычно идете спать. Например, я (жаворонок) обычно ложусь в 22 часа и при этом засыпаю за несколько минут.
Используйте будильник (таймер) и никогда не позволяйте себе спать после сигнала.
Проснувшись, включите яркий свет, как будто уже утро. Сразу же вставайте, не позволяйте себе лежать и подремывать.
Не пытайтесь заснуть с 18 до 20 часов. Стампи называет этот период запретной зоной. У него есть теория, что наши дикие предки в это время занимались обеспечением безопасности будущего ночлега, и с тех пор инстинкт не позволяет спать по вечерам.
Перед сном избегайте напитков, содержащих кофеин.
Не пропускайте периоды сна: это приведет к снижению работоспособности.
Периодический сон по Стампи вызвали и серьезную критику. Исследованием мер противодействия усталости занималась армия США, и военные пришли к другим выводам:
Каждый отдельный период сна должен быть достаточно долгим; как минимум 45 минут, а лучше 2 часа. Обычно, чем короче время непрерывного сна, тем чаще необходимо будет спать. Целью должно быть в общей сложности спать 8 часов в сутки.
В руководстве для пилотов морской авиации Канады говорится:
В экстремальных условиях, когда невозможен долгий сон, для поддержания минимально приемлемой работоспособности в течение нескольких дней достаточно спать днем по 10 — 20 минут через регулярные промежутки времени. Однако, такой сон не может заменить нормального, самочувствие и работоспособность в этом режиме значительно хуже, чем после нормального отдыха.
Вопрос изучал также д-р Петр Возняк, который пришел к выводу, что методика периодического сна неадекватна. Его точка зрения также представлена на Youtube, ищите «Polyphasic Sleep Experiment». Коронные фразы:
…Не могу сказать, сплю я или нет. Не знаю, может быть. У меня провалы в памяти. Печенья хочется...
Цитирую статью П.Возняка (http://ftp.supermemo.com/articles/polyphasic.htm).
Теория периодического сна утверждает,: что, с некоторыми усилиями заставляя мозг спать короткие промежутки времени, мы теряем менее важные стадии сна и повышаем длительность эффективного бодрствования.
Но ЭЭГ измерения показывают, что людям свойственны в основном две фазы суточного ритма:  сон ночью и бодрствование днем. Их положение может быть смещено на ежедневной основе, степень смещения зависит от точного выбора времени действия соответствующих раздражителей. Другими словами, такие стимулы как свет, физическая активность или социальные взаимодействия, могут несколько сместить время максимальной сонливости. Точные измерения показывают, что однократное действие сильного разлдражителя может вызвать сдвиг суточного ритма до 3 часов. Однако на практике трудно добиться такого сдвига более чем на 1 час в день.
Все больше людей использует будильник для выполнения той функции, которую должен был бы делать солнечный свет. Это не слишком здоровое решение, идти на него вынуждает стиль жизни с электрическим освещением, вечерним чтением, телевизором, интернетом, вечеринками и т. д. Мнение, что человек может приспособиться к любому режиму сна, ошибочно; на это указывают хорошо известные последствия изменений естественного режима. Внезапная смена суточного ритма, например при переходе на посменную работу, может вызвать катастрофическое нарушение механизмов контроля сна.
Повидимому, при сне урывками возникают те же проблемы, что при смене часовых поясов и сменном графике работы. Человеческий организм не адаптирован для других режимов сна, кроме одного или двух раз в сутки. Иными словами, есть только две здоровых альтернативы: 6-8 -часовой ночной сон или 5-7-часовой ночной сон и 15-90 минут дремоты после обеда.
При периодическом сне число дневных периодов дремоту увеличивают до трех. Однако, режим с одним засыпанием ночью и тремя днем очень нестабилен и может поддерживаться только ценой непрекращающегося дефицита сна. Эти данные заставляют сделать вывод, что периодический сон не может обеспечить сохранение высокого тонуса и творческой активности. Ответ на вопрос, применять ли периодический сон, зависит от ваших целей и критериев. Можно сделать выбор в пользу периодического сна, если вам необходимы  периодические действия, например осмотр района вокруг и проверка приборов при одиночной парусной гонке. Но такой сон точно не годится, если вы хотите добиться  максимальной творческой отдачи, высокой бдительности, хорошего здоровья.
Лишь в условиях существенного общего дефицита сна периодический сон может оказаться лучше обычного. Метод Стампи в первую очередь направлен на уменьшение дефицита сна. Говоря о своей работе с Эллен Макартур, вкратце он выражает ее суть так: «Что делает Эллен – она находит оптимальный компромисс между необходимостью спать и необходимостью бодрствовать все время».
Стампи показал, что периодический сон способен улучшить умственную работоспособность по сравнению с обычным ночным сном в условиях недостаточного времени сна. Те, кто спал 30 минут каждые 4 часа при общем времени сна 3 часа, чувствовали себя бодрее, чем те, кто спал те же 3 часа подряд. Другими словами, в условиях острого дефицита сна эффективнее «перезаряжать батарею сна» чаще.
С учетом изложенных противоречивых соображений мы можем сделать такой же вывод, понимая при этом, что периодический сон урывками весьма далек от идеала.  Это лучший компромисс между необходимостью спать и бодрствовать, но не более того. Веский довод в пользу использования этой методики одиночниками – возможность чаще проверять, остается ли ситуация под контролем. Ну, а в тяжелых условиях плавания возможности поспать три часа подряд просто не представится.
Для разрядки после серьезных размышлений почитайте мою поэму о первой одиночной маршрутной гонке. Дело было на лодке Tanzer 22 «Foolish Laughter», в Lac Deschene на реке Оттава. На той гонке я завоевал два сувенира. Первый за то что трижды налетал на камни, второй – «самому страстному гонщику». Посвящаю это сочинение Роберту Сервису.

Дурацкие 50 миль
Крутых немало мужиков наш Лас-Дишен видал,
Но круче всех однажды стал «Ухмылки» капитан.
Творятся странные дела под солнцем и луной:
Жену он крепко целовал, но шел играть с волной.
Из дома часто убегал к любимым парусам
Мне этот дылда был знаком, ведь это был я сам.

В денек отличный в сентябре на гонку я пошел,
Но только лег на правый галс, как ветер вдруг зашел.
Полощет генуя и грот, а мачта аж скрипит,
«Скорей рифите паруса!» – наш капитан кричит.
Ай-ай! – помощник заорал, – давай, тяни его!
И к мачте кинулись они... я был один всего.

Тянул, вязал, рифил, спускал, работал я как зверь,
И вдруг раздался страшный треск – уселись мы на мель.
Шверт выдран мощною рукой, «Ухмылочка» пошла,
Но тут же снова – бац и хрясь, и сжалася душа.
Ведь я вертушку обломал, и чем узлы считать?
Без лага стало тяжелей мне скорость развивать!

Вот наконец летим вперед, дутье полста узлов,
Нам бог послал и дождь и град, не видно берегов.
Как славно в эту круговерть я знаки огибал,
И сидя где-то за бортом, лишь кофеек пивал.
Вот впереди Черничный риф, попали там друзья,
И за компанию опять туда же въехал я.

Хлебнул я кофию еще, и в ход пошел багор,
Без приключений нам нельзя вести с рекою спор.
Но вот и вечер настает, и долог путь назад,
Луна встает, и над водой уж звездочки горят.
Почти в одиннадцать часов я финиш пересек,
Уже от радости без сил упал я на песок.

Что стало с молодцем лихим за долгие года?
Бывал ли счастлив он еще — хотя бы иногда?
Где ночь ясна, и легок бриз,
Подальше ото всех,
Бывает, слышен над водой
Счастливый глупый смех...

Глава 3. Конструкция
« Последнее редактирование: 19 Ноября, 2012, 21:22:09 от ГШ »
Григорий Шмерлинг

EMayd

  • Сообщений: 3666
  • Уважуха: +278/-243
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R
Зацепил тут в КиЯшной КК ссылку на книгу Эндрю Эванса "Советы одиночнику", стал читать, интересно, а с беглым чтением не особо... дай думаю переведу (чукча не читатель, однако переводчик :)
Там много про всякие психол. дела, и про сон конечно - вот прицеплю часть 2-й гл.
Как понимаю, за счет "сверхвозможностей" не выехать, так же как и на стимуляторах. Обычные люди ходят по морям, не супергерои. Подбирают некий график сна урывками, и то потом приходится восстанавливаться.
Ну, а собственная практика - чтобы совсем не спавши, не более чем около суток, раза три на лодке, разок на машине. Начинаются неосознаваемые отключки на единицы секунд. Если не повезет осознать и встать, тут и приедешь.

Не читается, пожалуйста перезагрузите версию сохранённую как UTF-8. Тогда будет читаться на свех устройствах независимо от версии операционки.

MaxZZZ

  • Сообщений: 1800
  • Уважуха: +141/-85
  • Максим Зотов
  • Название: Бригадир
  • Тип: катамаран тип Бармалей 2009
  • Номер: М 845
А я себе такой файлик завел, куда скидываю разные материалы на тему сна, в т.ч. спорные :
«Сохраняйте чувство юмора, друг мой; если у вас нет чувства юмора, это уже не смешно».  Wavy Gravy

Ван Йок

  • Сообщений: 1535
  • Уважуха: +174/-189
Зацепил тут в КиЯшной КК ссылку на книгу Эндрю Эванса "Советы одиночнику",

Спасибо за перевод, книжку тоже качнул, но с нагличанским языком дружу плохо.

Вообще тема чрезвычайно интересная.

Из своего опыта могу заметить следующее:
в студенческие годы подрабатывал я оператором СВЧ сушильной установки для древесины (вакуумированная микроволновка на 10 кубов.)
Раз в полчаса надо было проснуться и, посмотрев на показания показометров и сверившись с таблицами, подкрутить 4 ручки, занести показания в журнал. Делов на 5 минут, потом можно дальше смело спать полчаса.
Как то из жадности записался я в таком режиме на трехсуточное дежурство - на вторые сутки у меня начались устойчивые слуховые галлюцинации (типа как будто беседуют за спиной два человека, но слов не разобрать). Я отдавал себе отчет, что это глюк и работоспособность сохранил - но приятного крайне мало.
Занятно, что коллеги по работе описывали ровно те-же симптомы.

2) Хорошо этим макартурам на тяжелом (условно) килевике - просыпаясь раз в 20 минут на кате легко можно и не проснуться.
Этим летом мы с ВРаном идя вдвоем на Тайфуне дольше 2,5 суток непрерывного хода не выдерживали.
Проблема действительно в том, что когда рулит напарник, уснуть после своей вахты сложно, так и валяешься с закрытыми глазами в рубке, пытаясь опой ощутить - уже киляется кат через нос или еще нет ? (почему-то лежа с закрытыми глазами в рубке ускорения легкого ката очень-очень остро ощущаются)
В результате не высыпаешься совершенно.

Илья МГУ

  • Сообщений: 3510
  • Уважуха: +347/-175
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Проблема действительно в том, что когда рулит напарник, уснуть после своей вахты сложно, так и валяешься с закрытыми глазами в рубке, пытаясь опой ощутить - уже киляется кат через нос или еще нет ? (почему-то лежа с закрытыми глазами в рубке ускорения легкого ката очень-очень остро ощущаются)
В результате не высыпаешься совершенно.

Это следствие недостаточного комфорта. У меня такое бывает только при острых волнах в скулу, когда каждая волна как удар кувалдой. На всех остальных курсах полноценно высыпаешься и видишь сны.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор