f Ненадувная байдарка. Вопрос с аутригерами.
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Ненадувная байдарка. Вопрос с аутригерами.  (Прочитано 14163 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

mmiaxk

  • Сообщений: 20
  • Уважуха: +1/-1
Нарушу традицию и не буду ничего говорить  про надувнушки... Речь сугубо о каркасной байде.
Предыстория:
Совсем недавно дома из байдарок были только Вуокса-3 и RZ-85, с парусом не пересекался и вообще о нём не помышлял. Но пару лет назад походил немного на Ветре и Альбе...
Почти 2 года занимался модернизацией и некоторой переделкой RZ. Всё-таки она меня лет на 5 старше и на ней при этом вполне ходили... Байда получилась отличная, жаль только весом в 40кг... Весной по самым разным соображениям купил Колибри - ещё гдровская двушка с деревянным каркасом... и очень небольшой длиной. Благодаря этому она лёгкая и помещается в совсем маленький мешочек. Для походов на 1-2 дня она вполне хороша, но если идти на больший срок, то лучше сидеть в ней одному, т.к. места для груза совсем мало. Она итак довольно сильно в воду уходит, когда в неё просто садится 2 человека, а если ещё и шмотки грузить... Ощущения комфортабельного линкора не возникает. За предыдущий учебный год сделал 8-10 мелких выходов: один и на выходные. Обычно, около 2 раз за лето выбираюсь с родичами куда-нибудь сплавать на 2-3 недели.


В итоге сейчас у меня на руках есть Колибри, со шкуркой, которую привел этим летом в порядок, желание поставить на неё парус (не доведя вес до значения в 40+кг) и толпа родичей, которая с любопытством ждёт, когда я это сделаю и дам им опробовать результат...  :P
Застопорился на рассуждениях об аутригере. Если я вдруг не почувствую, что парусности в 3-3.5 квадрата на этой байде - самое-то, то с хорошей вероятностью буду либо ставить вторую мачту, либо попробую такое вот решение: http://vk.com/topic-2025059_26452596... хотя м.б. это уже на другой байде будет, но аутригер мне всё равно хочется, ибо в Крым я экспериментировать вряд ли поеду, а кильнуться весной в холодной воду - удовольствие сомнительное. Самому провести серию экспериментов, пробовать много разных вариантов и т.д., конечно, можно, но в комнате собранная байда помещается с трудом, а живу я в ней (в комнате, не в байде) не один, времени свободного маловато, а спорных решений в конструкции байды итак хватает. Т.е. пробовать и переделывать всё равно буду не единожды, но родичи мои от этого будут не в восторге, по крайней мере, во время учебного года. Все предыдущие переделки байд проходили летом на даче... благо крытое помещение 9 на 9 с электричеством, хорошим количеством инструмента и т.д. этому способствовало. Но Колибри маленькая, с ней и в квартире худо-бедно поместиться получится, только делать всё это надо будет оперативно, продумывая всё заранее, чем сейчас и занимаюсь ) 
Была мысль взять за основу готовое решение: http://gik.fordak.ru/index.php?topic=10193.0, но топик-стартер сказал, что длина поплавков 2.2м, т.е. даже если переднюю балку задвинуть совсем в нос кокпита, то концы аутригеров всё равно будут сильно мешать грести. Что меня не устраивает.

Мысли:
1) Рассматривать Колибри, как одноместную байду, что немного не то, что хочу, но это лучше, чем компромисс, который в результате будет слишком тяжел для похода выходного дня в одиночку и слишком мал, для похода нормального похода вместе с другими байдами.
Тогда можно сделать довольно маленькие надувные аутригеры, которые будут висеть на 1 балке (литров 20-30+ в зависимости от ширины трима). Ну что-то такое в общем: http://gik.fordak.ru/index.php?topic=6816.msg69177#msg69177 Решение простое, лёгкое, но...
2) Сделать разборный аутригер... тонкие, хорошо высушенные заготовки под стрингера предыдущий владелец Колибри запас, но руки до их использования у него не дошли... Ну т.е. небольшой деревянный каркас, который впихивается в свою пвхшную шкурку... аля маленькая байдарка. Примерно как тут: http://www.faltbootbasteln.de/fbb-mehrrumpfboote.html
Хотя м.б. разборно-надувной, т.е. снаружи нос из тонкой фанеры сделать на 1/2-1/3 длины поплавка, а остальную часть сделать надувной... проблем с жесткостью у итоговой конструкции быть не должно - пустить стрингеры через кормашки на поплавке и присоединить их к носу никто не мешает. Балка, скорее всего, одна. Длина балки около 3м. Объём аутригера приличный, рычаг большой нагрузка будет изрядная, балка будет либо толстая... типа 100*1 и сильно парусить, либо тяжелая, либо хитрого профиля, что мне гораздо больше нравится, но сделать будет сложнее. Если на нос и на корму пустить оттяжки, то м.б. вполне получится. Сопромат у меня сейчас идёт, так что через некоторое время посчитаю...

Цимис в том, что аутригер вообще не будет мешать грести, ну только если сама балка, но она 1, а не 2-3. +- возможность убрать в аутригер часть лёгких вещей, т.е. освободить часть места внутри байды. Разборный будет немного тяжелее, как мне кажется, но зато можно будет внутрь всякую всячину упаковывать. Т.к. грузоподъёмность у байды низкая, то м.б. изначально закладываться на то, что при полной загрузке (2 человека +вещи) аутригеры в воде? Ну или по крайней мере один? Или это будет сильно тормозить?
Была мысль сделать регулируемые по высоте аутригеры, т.е. возможность закрепить балку либо на уровне фальшборта, либо см на 10 (например) выше. Чтоб была возможность полностью вытащить из воды аутригеры, когда иду с малым грузом... Или наоборот не балку поднимать и опускать, а предусмотреть возможность крепления балки к аутригеру в 2 разных точках. В случае с балкой сложного профиля - вполне реализуемая идея, как мне кажется.

Может быть, сделать аутригер большого объёма (70+ л), но чисто надувной, как у Тритона. Единственное, что вызывает сомнения, так это жесткость конструкции в итоге. Балку хочу длинную, чтоб грести не мешало, но тогда надо фиксировать надувной поплавок растяжками (чтоб не вращался вокруг вертикальной оси). Вот в надежности подобного решения я что-то сомневаюсь...
Что скажете, Дамы и Господа?)
« Последнее редактирование: 28 Октября, 2012, 01:13:30 от mmiaxk »

Ber

  • Сообщений: 2949
  • Уважуха: +91/-39
  • Название: Granma
  • Тип: Бармалей-2013, Alpiro-18
  • Номер: РЯ-7, РЯ-2
Re: Ненадувная байдарка. Вопрос с аутригерами.
« Ответ #1 : 28 Октября, 2012, 20:05:58 »
А фото байдарки есть?
"Всему на свете истинную цену  отменно знает время — лишь оно  сметает шелуху, сдувает пену, и сцеживает в амфоры вино." И. Губерман (с)

mmiaxk

  • Сообщений: 20
  • Уважуха: +1/-1
Re: Ненадувная байдарка. Вопрос с аутригерами.
« Ответ #2 : 28 Октября, 2012, 21:15:12 »
Ну пару фоток байдарки в помещении сейчас выложу. Есть и другие, но это только завтра днём смогу.
Под рукой нашлись только эти...
« Последнее редактирование: 28 Октября, 2012, 21:52:15 от mmiaxk »

Ber

  • Сообщений: 2949
  • Уважуха: +91/-39
  • Название: Granma
  • Тип: Бармалей-2013, Alpiro-18
  • Номер: РЯ-7, РЯ-2
Re: Ненадувная байдарка. Вопрос с аутригерами.
« Ответ #3 : 29 Октября, 2012, 02:55:48 »
Возьмите тритоновское парусное вооружения старого образца. 

http://triton-ltd.ru/ru/products/sailcanoes/sailingequipment/

   Оно хорошо тем что обладает огромной гибкостью. Там все двигается и перемещается, можно менять как расстояние между поперечными перекладинами, так и место их крепления ка фальшбортам. Можно даже поменять поперечены местами.
    Весло лучше взять поменьше чем от Тайменя,  у меня такие на Неве, они почти один в один, но немного полегче и покороче.
"Всему на свете истинную цену  отменно знает время — лишь оно  сметает шелуху, сдувает пену, и сцеживает в амфоры вино." И. Губерман (с)

Ber

  • Сообщений: 2949
  • Уважуха: +91/-39
  • Название: Granma
  • Тип: Бармалей-2013, Alpiro-18
  • Номер: РЯ-7, РЯ-2
Re: Ненадувная байдарка. Вопрос с аутригерами.
« Ответ #4 : 29 Октября, 2012, 02:59:10 »
И там два вида креплений к фальшборту, для Тайменя и для Невы, ваше от Тайменя. Конструкция проверена во множестве походов, на разных лодках.

Если Тритон щас ломит непомерную цену, думаю можно поискать б/у.

Да еще, сразу думайте о руле, как крепить и как им управлять, хотя я на первой своей парусной байде рулил веслом.
« Последнее редактирование: 29 Октября, 2012, 03:04:06 от Ber »
"Всему на свете истинную цену  отменно знает время — лишь оно  сметает шелуху, сдувает пену, и сцеживает в амфоры вино." И. Губерман (с)

mmiaxk

  • Сообщений: 20
  • Уважуха: +1/-1
Re: Ненадувная байдарка. Вопрос с аутригерами.
« Ответ #5 : 29 Октября, 2012, 06:46:02 »
>>  Оно хорошо тем что обладает огромной гибкостью. Там все двигается и перемещается, можно менять как расстояние между поперечными перекладинами, так и место их крепления ка фальшбортам. Можно даже поменять поперечены местами.
>>И там два вида креплений к фальшборту, для Тайменя и для Невы, ваше от Тайменя.
Интересная инфа, спасибо. Фальшборт с некоторой вероятностью переделывать буду, т.е. ставить его вертикально: у них с RZ нос сделан примерно одинаково, а на RZ при встречной волне вода зачастую прокатывается по деке. Высокий фальшборт в этой ситуации здорово помогает. Если увижу, что при встречной волне по деке регулярно прокатывается вода - переделаю.
Я знаю, что для многих людей вода внутри байдарки - привычная вещь (ну так поход же), и они регулярно её там наблюдают, но я в луже сидеть не люблю. И за последние лет 10 регулярных водных походов я ни разу не видел ситуации, когда это было бы неосуществимо. Т.е. по горным речкам не сплавлялся, но с пв эта байдарка на них и не окажется ;)
Летом, когда она была на воде, погода, как назло, стояла солнечная и спокойная, волна была совсем небольшая... Если пойму, что забрызгивает - поверну фальшборт, сошью фартук с юбками нормальный... Для RZ как раз сшили тут недавно. Ну да, для этого надо будет переделать крепления шпангоутов (если не целиком их поменять), но проблемой это не является.

>>Да еще, сразу думайте о руле, как крепить и как им управлять, хотя я на первой своей парусной байде рулил веслом.
Думаю, что приготовленного руля от салюта на ней хватит... хотя можно и увеличить будет, если захочется.

mmiaxk

  • Сообщений: 20
  • Уважуха: +1/-1
Re: Ненадувная байдарка. Вопрос с аутригерами.
« Ответ #6 : 29 Октября, 2012, 19:39:08 »
К чему я вообще про фальшборт сейчас заговорил... если в лодку посадить 2 людей, от края деки до воды остаётся 5-10см. С одним человеком и без груза - заметно больше, но тоже не ахти. Диаметр аутригера от тритона - 26см. Т.о. либо оба аутригера погружены в воде, либо один из аутригеров воды всё же не касается, но это при наличии достаточно сильного ветра... Как мне кажется, для тримарана это не лучший вариант. Вывод: либо гну балки, либо поднимаю их выше и делаю для них отдельное крепление. + подумать о проблеме с греблей. Короткие вёсла не люблю - грести не удобно. Т.е. весло примерно 2.2 метра + 0,5 метра на 2 поплавка + хоть по 10-15 см от конца весла до аутригера. Итого 3 метра, какой-то у меня скепсис, что тритоновское пв на такую ширину раздвигается. Вывод: либо сразу меняю трубы (м.б. ограничусь вставкой, если их прочность будет внушать доверие, что маловероятно), либо  провести следующий эксперимент: сидеть не внутри байды, а на спинке сидения и грести веслом для рафта, или чем-нибудь в этом духе, хотя тоже надо будет примериться... На кате я подобным образом грёб, вроде нормально гребётся... Может попробовать  ???
Да, основная причина, побудившая меня тут всё это писать - желание услышать какую-нибудь критику, особенно если она будет конструктивной, ну и возможность научиться чему-нибудь у других людей... После смены преподавателей, например, как-то особенно чувствуется, что подобную возможность лучше не упускать...  :)

Кэп Хатанги в соседней теме, правда, писал: " comrad -
в зависимости от Ваших "рукодельных" способностей и доступности материалов.
Если они близки к нулю, а особенно с учетом того, что Вы сами признаете свою пока что "близость к нулю" в парусной теории - чтобы что-то делать, желательно делать это осознанно, понимая, что именно ты делаешь -  проще заказать на Тритоне www.triton-ltd.ru штатное парусное вооружение для байдарок. "
Но не только же личными предпочтениями тут всё определяется... От физики и математики всё равно же не уйдёшь, разве нет? Устоявшихся конструкторских решений не так и много, да и всплывать в данной области они в большом количестве вроде не планируют, т.е. на практике всё не так уж и умозрительно.

ЗЫ: обещанные фоты:
« Последнее редактирование: 29 Октября, 2012, 19:49:18 от mmiaxk »

Andrey_D

  • Сообщений: 936
  • Уважуха: +139/-59
Re: Ненадувная байдарка. Вопрос с аутригерами.
« Ответ #7 : 29 Октября, 2012, 19:54:59 »
Критику чего? Немецких байдарок с деревянными каркасами?  ;D
Ведь пока нет ни паруса, ни аутригера, только руль запасен...
Если бы были более конкретные вопросы, то на них было бы проще ответить или что то прокомментировать. А то не хочется вещать о том как космические корабли бороздят просторы вселенной.

Мне кажется, что для начала подойдет любой вариант. Сделайте, попробуйте... возникнут вопросы, желание улучшить, убрать то что не нравится.
Единственное что смущает - какова там прочность деревянных фальшбортов, рассчитывались ли они на нагрузки от аутригеров?

Ber

  • Сообщений: 2949
  • Уважуха: +91/-39
  • Название: Granma
  • Тип: Бармалей-2013, Alpiro-18
  • Номер: РЯ-7, РЯ-2
Re: Ненадувная байдарка. Вопрос с аутригерами.
« Ответ #8 : 29 Октября, 2012, 20:17:48 »
Поставьте какой нибудь парус, походите, посмотрите, напишите отчетик. Вот тогда вам будет критика. 

Судя по  фото лодки на воде, всё должно нормально встать и работать.

З.Ы. Весло вот это тритоновское - ужасное, тяжелое и неудобное.
"Всему на свете истинную цену  отменно знает время — лишь оно  сметает шелуху, сдувает пену, и сцеживает в амфоры вино." И. Губерман (с)

Andrey_D

  • Сообщений: 936
  • Уважуха: +139/-59
Re: Ненадувная байдарка. Вопрос с аутригерами.
« Ответ #9 : 29 Октября, 2012, 20:59:06 »
Цитировать
З.Ы. Весло вот это тритоновское - ужасное, тяжелое и неудобное.
Сейчас на Скитальце как раз идет обсуждение весел..  ;D Тяжелое то оно тяжелое, но то что лучше в 2-10 и тд раз дороже. Народ и с салютовскими ходит. Тут вопрос баланса потребностей и возможностей.