f ТушМорСтрой - большой железный корабль
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: ТушМорСтрой - большой железный корабль  (Прочитано 41166 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Олеся Ильина

  • Сообщений: 513
  • Уважуха: +70/-62
  • www.narval-sail.ru
Летом 2012 г. на Белом море прошел ходовые испытнания наш новый катамаран, получивший гордое имя "ТушМорСтрой". Название соответствует стилистике, которой мы старались следовать. На создание ТМСа нас вдохновили автомобиль "Урал", советская чугунная сковородка и танкер "Эгвекинот". По замыслу создателей, катамаран вместителен как танкер, вездеходен как автомобиль "Урал" и надежен, как чугунная сковородка.

Катамаран проектировался для длительных автономных, до 2-3 месяцев, сложных морских каботажных походов.

Основные приоритеты – прочность (каждый торчащий элемент рассчитан как минимум на нагрузку от наступания взрослым организмом, силовые элементы считались на нагрузку в динамике с максимальным водоизмещением), мореходность (возможность идти в штатном режиме при большом диапазоне погодных условий), ремонтопригодность и бюджетность ремонта (в идеале любые поломки должны чиниться на диком берегу с использованием минимального ремнабора и подручных средств), обитаемость (основной экипаж живет на борту и не ставит палатку на берегу), грузоподъемность (автономка на шесть человек на два месяца).

Экипаж – от 1 до 6-7 человек. Расчетная грузоподъемность – до 1,5 тонн. При штатной загрузке предполагается возможность вытаскивания катамарана на берег силами экипажа с помощью катков и лебедок. Также возможны срочные кратковременные маневры на веслах (вдвоем на груженом отходили на веслах в навальный ветер – получилось).
www.narval-sail.ru - на мыс Горн на разборном катамаране

Олеся Ильина

  • Сообщений: 513
  • Уважуха: +70/-62
  • www.narval-sail.ru
Re: ТушМорСтрой - большой железный корабль
« Ответ #1 : 12 Сентября, 2012, 00:50:38 »
Подробнее про кат вот здесь http://www.narval-sail.ru/items/557
Особенности:
1. Палатка. По сравнению с куликоидами, мачта сдвинута в нос для оптимизации центровки. При этом палатка имеет в длину 4 м и идет в нос и в корму от мачты. Это позволило сделать палатку очень вместительной. Кормовая часть палатки наиболее объемная. Были опасения, что неудобно будет работать с гротом, который проходит над палаткой. Продумывалась возможность сделать что-то вроде ступеньки, зафиксировав ее на шнуровке палатки. Этого делать не стали, я со своим ростом в 165 см дотягиваюсь до гика при рифлении и до фалов при подъеме парусов. Катюшка, которая сантиметров на 10 ниже меня, тоже как-то допрыгивала. Все остальные были выше.

2. Каркас сделан из ЧЕРНОГО железа. Схема полностью жесткая. Диагональная жесткость засчет жестких диагоналей в плоскости моста. Верхняя ферма из жестких укосин по всей длине моста. Стыки поперечная балка - стрингер собраны на стандартных строительных хомутах. Вот таких http://www.castercom.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=10&Itemid=55

Соображения по выбору материала были следующие:

- Соотношение вес - прочность. Равнопрочный алюминиевый каркас не был бы принципиально легче, поскольку пришлось бы взять трубы бОльшего диаметра (у нас все собрано на ф48), усилив их втулками, и изготовив силовые узлы из нерж. стали. Разница в весе в пользу алюминия по нашим расчетам получилось бы не больше 10% от общего веса катамарана, а скорее всего при дотошном усилении соединений то же бы и вышло.

- Цена вопроса. Черное железо в 7 раз дешевле дюраля и в 7-20 раз дешевле нержавейки. Стоимость и трудоемкость работ по чернухе и нержавейке отличается на порядок. В цельножелезном каркасе все узлы сварные, в алюминиевом требуются сложные переходные детали. Если дюраль контачит с нержавейкой, добавляется проблема коррозии из-за образования пары, нужно их изолировать. Сколько стоили бы аналоги строительных хомутов М12, выполненные в нержавейке в режиме эксклюзива, честно говоря боюсь помыслить.

- Ремонтопригодность, обслуживание. Работать с черным металлом, сверлить в нем дырки, варить его проще, чем в нержавейке. Сварка по алюминию – еще хуже. На берегу моря найти аргоновую сварку и починить сложный узел почти нереально, заварить в деревне чернуху шансов намного больше. В особо суровый поход с черным каркасом можно взять с собой генератор с функцией сварки и пачку электродов. Железную трубу при необходимости можно заплющить кувалдой и просверлить в ней дырку, получив тем самым новый крепежный элемент. Элементы черного каркаса менять проще и дешевле. Черное железо ф48 продается на любой металлобазе, купить дюралевую трубу заданного диаметра в походе обычно нереально, и в городе гемора больше. Строительные хомуты - стандартные, они приобретаются по цене 100-200 р за штуку.

- Коррозия. Железо корродирует, дюраль тоже. Здесь мы тоже усмотрели неоднозначность. Стойкие к коррозии алюминиевые сплавы дороги и мало доступны. Черное железо в любом случае ржавеет, но, во-первых, его проще и дешевле менять и, во-вторых, его можно каждый год обрабатывать: смазка изнутри, краска снаружи. Дюраль можно заанодировать перед тем, как делать каркас, но анодировка постепенно стирается, особенно в местах, где существует трение. Анодировать каркас заново обычно нецелесообразно: работа по разборке всех элементов до состояния голых труб и сборка обратно по цене бывает близка к стоимости нового каркаса. Красить дюраль бессмысленно, можно обрабатывать косметически лаком для алюминиевых дисков и тому подобным, но они смываются быстрее, чем краска. И практически невозможно контролировать коррозию дюралевых труб внутри, если есть невынимаемые втулки – а они зачастую нужны при сквозных болтовых креплениях. В черном железе втулки можно не ставить.

В довершение, на моей старой советской яхте, все свои 24 года жизни проходившей в морской воде, была стойка руля (гельпорт и баллер) полностью из черного железа. Все это текло и вид имело страшненький, за все 24 года красили его редко и без особых усилий, но в 2009 году конструкция сохраняла полную жизнеспособность. Если бы прежний владелец не погнул баллер, вряд ли мы стали бы его разбирать. Когда мы извлекли перо с баллером и ошкурили его, мысли о замене пропали, он был в полном порядке и, думаю, проходит еще 25 лет, если лодка не развалится раньше. Какой дюралевый каркас проживет столько на море, без единой промывки пресняком, я не знаю. Не говоря о больших коммерческих морских судах - они обычно именно железные, и, как мы видим в любом российском порту, могут десятилетиями валяться брошенными в воде, загромождая фарватер и будучи сдаваемы на металл местным населением.

На фото те самые 24-летняя рулевая стойка и забытые корабли.
www.narval-sail.ru - на мыс Горн на разборном катамаране

Олеся Ильина

  • Сообщений: 513
  • Уважуха: +70/-62
  • www.narval-sail.ru
Re: ТушМорСтрой - большой железный корабль
« Ответ #2 : 12 Сентября, 2012, 00:59:31 »
Основные параметры:

Ширина по балкам 3 м
Длина максимальная по баллонам 7.3 м
Диаметр баллонов в миделе 70 см
Высота мачты 8.8 м
Площадь лавировочной парусности (грот + стаксель №2) 18 кв м, будут еще геннакер и генуя
Высота палатки 1.3 м
Размеры палатки 2 м х 4 м
Длина кокпита 1.8 м
Длина шверта  1.8 м
Мощность подвесного мотора - до 50 л.с. В этом году ходили с Suzuki 5 л.с.
Вес катамарана без снаряжения 350 кг

Впечатления положительные.
1. Каркас абсолютно жесткий, нет скручивания, нет деформаций. Нигде его не крючит. Очень правильно ведет себя на волне.

2. Понравилось управление. Управляется силами одного человека, при длительных переходах очень удобно.

3. Основное - обитаемость. На мой взгляд, самый главный положительный результат. Не нужно ставить палатку. Не нужно ее выгружать, а потом загружать обратно. Все личные вещи логически расположены внутри и быстро достаются как на ходу, так и на стоянке. Не, это нужно ощутить. Не нужно! Каждый раз! Вытаскивать гермы! Доставать палатку, спальник и прочее барахло! И ставить это все на берегу! Искать место для палатки! А потом снова все собирать! Упаковывать! И загружать обратно в катамаран! Как на яхте, но при этом можно подойти к берегу где попало. Можно выйти на берег только чтобы посидеть у костра, а можно сготовить еду на газу в катамаране. В общем, как мне кажется, получилась туристическая яхта.

Есть разного рода мелкие доделки и новые мысли после похода, и по каркасу, и по мягким элементам.
www.narval-sail.ru - на мыс Горн на разборном катамаране

Олеся Ильина

  • Сообщений: 513
  • Уважуха: +70/-62
  • www.narval-sail.ru
Re: ТушМорСтрой - большой железный корабль
« Ответ #3 : 12 Сентября, 2012, 01:03:23 »
После двух месяцев в соленой воде каркас разобрался легко (а куда бы М12 делись?).

Краска частично слезла и появилась ржавчина на тех местах, где было трение (особенно заметно - диагонали в местах, где они соприкасались с палубой, и стрингера в карманах). В местах, которые были в воде постоянно, но не подвергались трению, краска сохранилась полностью. Трубы верхнего пояса (подмачтовые укосины, хребтины) не заржавели. Весь каркас после похода будет промыт в пресной воде, там, где краска стерлась, покрасим заново.
« Последнее редактирование: 12 Сентября, 2012, 01:57:26 от Олеся Ильина »
www.narval-sail.ru - на мыс Горн на разборном катамаране

Евгений

  • Сообщений: 4294
  • Уважуха: +178/-71
Re: ТушМорСтрой - большой железный корабль
« Ответ #4 : 12 Сентября, 2012, 01:13:31 »
Оригинально   :).  И все логично :o!  Поздравляю с новым кораблем и с удачным плаванием. 

Илья МГУ

  • Сообщений: 3291
  • Уважуха: +297/-109
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: ТушМорСтрой - большой железный корабль
« Ответ #5 : 12 Сентября, 2012, 01:35:58 »
С приплыздом! А что такое "Туш"?
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Олеся Ильина

  • Сообщений: 513
  • Уважуха: +70/-62
  • www.narval-sail.ru
Re: ТушМорСтрой - большой железный корабль
« Ответ #6 : 12 Сентября, 2012, 01:44:20 »
Пасиб! Всех также с приплыздом  :D
Туш - это извращенная аббревиатура конструктора, не поддающаяся линейной логике.
Женя, кажи свой корапь.
www.narval-sail.ru - на мыс Горн на разборном катамаране

Кэп Хатанги

  • Сообщений: 3959
  • Уважуха: +204/-186
  • Вячеслав, Екатеринбург
  • Название: "Летучий мышЪ"
  • Тип: Простор(Mod) серийный №00003
  • Номер: Е11
Re: ТушМорСтрой - большой железный корабль
« Ответ #7 : 12 Сентября, 2012, 02:10:25 »

Соображения по выбору материала были следующие:
Респект! Все абсолютно разумно, логично и жЫзненно  :)
Однако, я попробую к следующему сезону сваять судно на основе полипропиленовой армированной водопроводной трубы.
Соображения практически те же, плюс отсутствие коррозии как таковой.
Первым увы не буду, успешные прецеденты уже есть, см. тему "Сантехмаран", осталось их творчески переосмыслить.
Краска частично слезла и появилась ржавчина на тех местах, где было трение (особенно заметно - диагонали в местах, где они соприкасались с палубой, и стрингера в карманах). В местах, которые были в воде постоянно, но не подвергались трению, краска сохранилась полностью. Трубы верхнего пояса (подмачтовые укосины, хребтины) не заржавели. Весь каркас после похода будет промыт в пресной воде, там, где краска стерлась, покрасим заново.
Хорошо бы перед покраской обработать любым "модификатором ржавчины" на основе ортофосфорной кислоты.
Плюсы:
- "законсервируете" коррозию
- сформируете прочное некорродирующее защитное покрытие в прежних местах интенсивной коррозии.

Kirsanov

  • Сообщений: 483
  • Уважуха: +23/-6
  • Название: Франкенштейн
  • Тип: Самострой СК-20
Re: ТушМорСтрой - большой железный корабль
« Ответ #8 : 12 Сентября, 2012, 08:28:11 »
Вызывает сомнение вот какой момент: лодка запалублена практически от носа до кормы! Особенно в корме нет вылета баллонов. Как лодка веедёт себя при попутной волне?
Удобно ли ночевать в палатке с диагональными укосинами? Тут просится жёсткий пол-палуба на спальных местах!
« Последнее редактирование: 12 Сентября, 2012, 08:30:22 от Kirsanov »

CB

  • Сообщений: 1904
  • Уважуха: +69/-22
Re: ТушМорСтрой - большой железный корабль
« Ответ #9 : 12 Сентября, 2012, 10:32:06 »
Краска частично слезла и появилась ржавчина на тех местах, где было трение (особенно заметно - диагонали в местах, где они соприкасались с палубой, и стрингера в карманах). В местах, которые были в воде постоянно, но не подвергались трению, краска сохранилась полностью.
Судя по фотографиям - ржавчина появилась и там, где трения не было. Для одного сезона - ржи ОЧЕНЬ много. Такое ощущение, что грунтовка под краску не наносилась. Так?
Imho - при соблюдении технологии и хорошей эпоксидной краске ржавчины не будет.
Странно, что соединительные узлы (хомуты) обмотаны пленкой. Обычно под таким "покрытием" ржавеет гораздо больше. Это чтобы не наступать на острое? Тогда уж лучше фанерки сверху закрепить, а еще лучше - вдоль всей рамы над баллонами сплошные рундуки, по которым ходить (с фальшбортом 3см.) 
Цитировать
Хорошо бы перед покраской обработать любым "модификатором ржавчины" на основе ортофосфорной кислоты.
Использовал такой - мертвому припарки. Надо сдирать шлифмашинкой все хозяйство до голого металла и заново покрывать - грунтовка+краска+лак, все по 2-3слоя. Верхний слой (лак) - обязательно полиуретановый, как твердый и стойкий к ультрафиолету.
P.S. Жалко, что участвовать в регате не получилось - с матерью нянчились.