Под гиком

Путешествия под парусом => Навигация, GPS => Тема начата: Velsky от 27 Марта, 2007, 07:37:59

Название: Посоветуйте компас
Отправлено: Velsky от 27 Марта, 2007, 07:37:59
Озадачен установкой компаса на катамаран, т.к. по gps на долгих переходах без берега тяжко.
По первости, видится два варианта:
1. На мачте
Должен быть достаточно крупным. Не будет ли он мешать?
2. На стрингерах
Две штуки.

Порекомендуйте, кто что и как пользует...


Название: Re: Посоветуйте компас
Отправлено: ГШ от 29 Марта, 2007, 18:19:16
на мачте - никак нельзя: она же несколько поворачивается, а курсовая черта должна быть постоянно ориентирована вдоль ДП лодки. И там мешаться будет.
На Ветре цеплял компас сверху на козырек. Просто приклеивал скотчем к козырьку, перекинув откидной кронштейн компаса через трубку которая держит козырек.
Два - в принципе хорошо, но привык сидеть все время по правому борту и хватало одного. (Пользовал "автомобильный" шариковый, для поддержания направления вполне годится.). Отдельно есть второй компас для ориентирования - по нему можно и пеленговать и на карте удобно работать).
С козырька тоже пару раз сшибал какой-нибудь веревкой, но ничего, цел. В машине кстати тоже иногда помогает :-) причем нашлось только одно место где он показывает более или менее правильно.
Название: Re: Посоветуйте компас
Отправлено: Алекс М560 от 29 Марта, 2007, 19:51:13
А у меня хорошо прижился на центральной планке стопоров - как раз получается точно в ДП, и рулевому с обоих бортов одинаково видно.
Название: Re: Посоветуйте компас
Отправлено: ЗАК от 30 Марта, 2007, 00:00:09
"Корабли нужны для того, чтоб устранять на них девиацию компасов" [Клапье де Колонг]. У меня на катамаране появился единственный нержавеечный болт, пришлось заменить стального из-за этой самой девиации. Сантиметров 70 надо до ближайшей железяки.
Название: Re: Посоветуйте компас
Отправлено: Алекс М560 от 30 Марта, 2007, 01:25:02
Сантиметров 70 надо до ближайшей железяки.
- Ну, наверное эта величина еще от конкретного компаса зависит. Чем чувствительнее\точнее прибор - тем дальше должно быть магнитное железо. А у моего, купленного в ярославских спорттоварах за 50 рублей, получилось всего 20-35 см зона влияния некрупных железок, типа тросов, болтов и т.п. Дальше - пофиг.
Название: Re: Посоветуйте компас
Отправлено: kun от 30 Марта, 2007, 17:04:07
Ежли я правильно помню лекции по ентому поводу
то железа можно вокруг скоко угодно и какого угодно.
Просто потом надо скорректировать девиацию 4 мя курсами.
В морских компасах - компенсатор встроенный, для остальных делаеться элементарно в виде двух одинаковых перекрещиваюшихся магнитиков (не сильных) под компасом.
Думаеться как компенсировать девиацию настраивая эти магнитики все знают.
Название: Re: Посоветуйте компас
Отправлено: SVI55 от 30 Марта, 2007, 17:31:10
Книга "Магнитные компасы" (Воронов, Григорьев, Яловенко):
http://katera.ru/forum/index.php?act=Attach&type=post&id=12602
Название: Re: Посоветуйте компас
Отправлено: CB от 03 Мая, 2007, 10:36:24
А у меня хорошо прижился на центральной планке стопоров - как раз получается точно в ДП, и рулевому с обоих бортов одинаково видно.
И с борта (более чем с метрового расстояния) видны деления на шкале? Что-то сомнительно! Поначалу тоже хотел поставить посередине, потом от этого отказался, думаю, что лучше - на борту, под носом у рулевого. Крепление - медным болтом к фанерной банке. Вариант - хомут на стрингер (только внутри, за обвесом).
Название: Re: Посоветуйте компас
Отправлено: Алекс М560 от 03 Мая, 2007, 12:56:00
И с борта (более чем с метрового расстояния) видны деления на шкале?
- Да там у меня этих делений-то, раз-два и обчелся ;) Компас за 45 р., точность - до целых румбов  ;)
Но в целом с твоим аргументом я согласен. Только главная засаде не в расстоянии (ибо можно поставить дорогой катерный компас - и деления будут в 5 раз разборчивей), а в том, что сидящий на баллоне рулевой получается что смотрит на центральный компас почти сбоку. И чем крупнее катамаран - тем это серьезнее.
Название: Re: Посоветуйте компас
Отправлено: Беликов Александр от 10 Мая, 2007, 13:00:58
Если переходы "без берега", как писал Антон, то кОмпас за 45 р с ценой деления в румб - это себе дороже. Приличные компАсы начинаются от 50-70 у.е. Простой способ, заехать в Царь, что на Кастснаевской и присмотреть модель, там целая выставка, от маленьких для каяков до сдоровенных судовых. Есть как с компенсаторами девиации, так и без. Есть компасы, у которых помимо центральной курсовой черты есть еще пара с боков, как раз для рулежки с борта. А потом можно поискать понравившийся в интернет-магазинах.
Название: Re: Посоветуйте компас
Отправлено: Беликов Александр от 10 Мая, 2007, 13:12:22
Ежли я правильно помню лекции по ентому поводу
то железа можно вокруг скоко угодно и какого угодно.
Просто потом надо скорректировать девиацию 4 мя курсами.
Думаеться как компенсировать девиацию настраивая эти магнитики все знают.
Теоретически это так. Но если попробовать произвести эту операцию самостоятельно, то выясниться, что все гораздо сложнее. Иначе в портах не держали бы специальную службу. Да и полигон девиационный для этого нужен, хотя бы самопальный. А то чем эти четыре курса выставлять? Тем самым окруженным железом неотстроенным компасом, что ли :) ?
Название: Re: Посоветуйте компас
Отправлено: Nnnnnnn от 10 Мая, 2007, 13:19:16
Просто потом надо скорректировать девиацию 4 мя курсами.
В морских компасах - компенсатор встроенный, для остальных делаеться элементарно в виде двух одинаковых перекрещиваюшихся магнитиков (не сильных) под компасом.
Думаеться как компенсировать девиацию настраивая эти магнитики все знают.
Один вопрос: практически это делали?
Я может чего не понимаю, но уничтожение девиации на судне с произвольно перемещаемым мешком тушенки - нетривиальная задача.
Кстати, табличка магнитных склонений на районы плавания, тоже полезное приложение к компасу.
Название: Re: Посоветуйте компас
Отправлено: Гошик от 22 Мая, 2007, 09:06:54
Принципиально брать компас с картушкой менее чем 65 мм наверно нет смысла - так как точность и информативность более мелкого на расстоянии резко падает.
Хотя размеры компаса нельзя рассматривать в отрыве от самого корабля - его размерений.
 В "Моремане" модель А-65 (цена\качество) уже закончилась, когда будет не знают. Есть более шикарные модели с картушкой 95 мм и выше - но они уже кусаются своей стоимостью. ( ...а с другой стороны это ведь не одноразовая вещь...)
По поводу  боковых рисок  - не факт что их положение подойдёт к Вашему кораблику, при желании их можно нанести самостоятельно, хорошим скотчем  или неагрессивной краской.  ( ...если промазал то можно удалить без вреда для него, а не царапать их сразу... >:()
Списание девиации особых проблем не составляет, хоть и требует времени.
При наличии карты - по ней вычисляем пеленг по двум выбранным ориентирам или как вариант используем указанный на карте створ или т.п.. В этом случае необходимо пересчитать поправку на магнитное склонение...
При отсутствии карты данного региона с указанием магнитного склонения можно использовать второй компас (исправный!) с наблюдателем на чистом от железок берегу. И провести сверку ( списание девиации) через обратный пеленг со вторым компасом. Лучше всего провести сверку несколько раз и потом вычислить среднеарифметическое отклонение...
При невозможности  компенсировать девиацию - можно составить поправочную таблицу (с указанием отклонения показаний компаса от истинного),
в данном случае 4-х пеленгов будет МАЛО. Лучше по возможности выполнить как минимум на  16 ...
ЗЫ Перемещать "ящик  с тушёнкой" по кораблику нужно "аккуратно" чтобы не удивляться позднее что компас не туда показывает...
 ;D
Название: Re: Посоветуйте компас
Отправлено: kun от 22 Мая, 2007, 18:43:16
Один вопрос: практически это делали?
Делал, под чутким руководством препода :)
Крутились у стенки Кроншт. там девиационный полигон (между южной стеной и судовым ходом). Оч быстренько получилось. Конечно, если таскать ящик тушенки рядом с компасом туды сюды, то особого смысла юстировать нету, а вот если хочеться конструкционные наводки убрать - есть.

Без полигона - тож не очень сложно, правда сам делал токмо на земле так что знания почти теоретические :) . Надо мор.карту, и на ней взять пеленг (например от буя на маяк) приплыть на это место, встать по неотлаженному компасу на север и взять пеленг (на маяк) разница меж МП с карты (ИП+-МС) и Вашим пеленгом и будет девиацией северного направления (подкрутить первым регулятором до девиации = 0) далее повернуть на восток (по компасу) и еще раз взять пеленг разница меж ним и МП с карты будет восточной девиац (ее тож убрать в ноль вторым регулятором (на мор.комп. их два)) повернуть на юг, взять пеленг, разница будет южной девиац ее убрать первым регул на 1/2, повернуть на запад, взять пеленг, разницу убрать вторым регулятором на 1/2. Вот и весь метод 4х курсов, им успешно чертову уйму лет пользуються.
Если на компасе регуляторов нет, то можно под ним прикрепить два слабеньких магнитика (длинных) (или ферритовых стержня) крестом, и юстировать меняя их положение - но эт геморойно, так что если нет регулировок, то просто составить таблицу поправок (тем же методом, но курсов взять 8 или более и разницу писать в таблицу) однако (как говорил препод) практика показывает что поправочными таблицами маломерщики практически не пользуються (забывают/лень и т.д.) видимо приходить плюс минус лапоть их устраивает.
Название: Re: Посоветуйте компас
Отправлено: Velsky от 28 Декабря, 2007, 04:33:04
Вручили пока Шкиперенку такой вот - SUUNTO F-116 SAIL (http://www.suunto.com/suunto/main/product_long.jsp?CONTENT%3C%3Ecnt_id=10134198673941548&FOLDER%3C%3Efolder_id=9852723697223381&PRODUCT%3C%3Eprd_id=845524442490413&bmUID=1198801270011) (вроде)
Если на Весенней регате стоять не будет, разжалуем до сборщика катамарана :)
Название: Re: Посоветуйте компас
Отправлено: Harry от 07 Октября, 2008, 15:41:33
Я так понимаю что далеко от берега на катамаране а ныне уже все равно начем (не давно базарил со школьным товарищем ныне капитаном торгового флота - да секстан конечно есть, да изучал как пользоваться, ни разу из коробки не доставал, жпс). А раз есть ЖПС то компас только как курсоуказатель. И тут не столь важно куда он показывает, важно чтоб показывал в одну сторону. Ложимся на курс по ЖПС, засекаем что компас кажет и держим, полчаса, час или больше в зависимости от обстановки. Опять достаем жпс, включаем, смотрим где и куда, корректируем курс, засекаем что кажет компас... ну и так далее
А что разве кто то спарку компас-жпс по другому пользует?
Название: Re: Посоветуйте компас
Отправлено: Птичковод от 07 Октября, 2008, 15:52:26
Я думаю, что очень многие (если не все) используют совсем не так. При наличии GPS компас только на случай выхода GPS из строя. Двигаться по заданному курсу (вне видимых ориентиров) с GPS - единственный не головоломный вариант. Двигаться по заданному курсу по компасу в аналогичной ситуации можно только весьма приблизительно и если длительное время, то с необходимыми поправками на дрейф и всякое такое. Одна оговорка: всё это справедливо, если есть необходимость точно выйти в точку. Если +/- пяток-десяток километров и/или батареек в GPS жалко, то можно и по компасу.
Название: Re: Посоветуйте компас
Отправлено: ИВ от 07 Октября, 2008, 16:19:04
У меня ЖПС на ходу работает постоянно.
Во первых трек пишется, во вторых скорость.
Батареек не жалко. В таком режиме мой GPSmap76 ест две АА за два дня.
На поход покупаю оптом.
Компас на борту есть , обязательно.
Я не пойму зачем использовать компас и ЖПС одновременно.
У ЖПСа есть функция компаса.
Компас - резерв.
Название: Re: Посоветуйте компас
Отправлено: CB от 07 Октября, 2008, 16:23:22
При наличии GPS компас только на случай выхода GPS из строя.
Если навигатор не имеет магнитного датчика - этот вариант не подходит, инерционность слишком большая, да и батарейки стоит экономить, убирая навигатор в тепло (в карман). Приходится поступать именно так:
Ложимся на курс по ЖПС, засекаем что компас кажет и держим, полчаса, час или больше в зависимости от обстановки. Опять достаем жпс, включаем, смотрим где и куда, корректируем курс, засекаем что кажет компас... ну и так далее
Часто и не убирали навигатор, а держали оба прибора рядом. Интервал час - наверное, многовато, надо бы почаще корректировать (15-20мин). Использовали 50мм компаса А-50(Pilot-50) на каждом борту. 
Название: Re: Посоветуйте компас
Отправлено: Harry от 07 Октября, 2008, 16:44:09
Цитировать
Я думаю, что очень многие (если не все) используют совсем не так.
понял прочитав http://gik.fordak.ru/index.php/topic,2517.0.html :)
Название: Re: Посоветуйте компас
Отправлено: Василий СМ 4 от 31 Марта, 2010, 17:34:14
У себя сделал так, смотри фото. Компас Suunto C-65. Вполне удобно. Естественно мешок с тушенкой и другое железо надо держать подальше. Где-то читал что на маломерах держать курс по компасу тяжело, реально в пределах +- 5 градусов от курса. В принципе так и получается. И устранение девиации дело не благодарное, учитывая размеры судна. Главное, стараться держать подальше предметы влияющие на показания компаса .
ЖПС (Гармин 72) на переходах держу включенный, пишет трек и кажет скорость, направление на точку, ложусь на курс и потом слежу по компасу. Как говорили ЖПС имеет определенную задержку в показаниях, поэтому курс лучше смотреть по компасу.  В прибрежном плавании это мало нужно,  а вот в отдалении от берега без ориентиров очень нужно.
В июне 2009 шли с Рахмансари на Валаам, дымка, видимость до 3км (Валаам с такого расстояния начал проявляться, мы уж стали думать что он пропал :-) ) следил и по ЖПС и компасу, но шел по волновым условиям постоянно крутясь обруливая волны, как тише - смотришь на компас и ложишься на курс, по одному ЖПСнику это менее удобно делать.