Под гиком

Корабли => Катамараны => Другие => Тема начата: Захаров Александр от 07 Ноября, 2016, 21:43:22

Название: Катамаран "Летучий"
Отправлено: Захаров Александр от 07 Ноября, 2016, 21:43:22
В прошедшие выходные был спущен не воду катамаран "Летучий".
 Краткие ТТХ:
 максимально самострой ,однострингерная рама2250 х4100 в одной плоскости,узлы рамы точеные на токарном из" текаст" (аналог капролона),6-точечный паук, шпангоуты -сварные нержа на поперечных  подкосах  ,ванты с раздвойкой ,полуванты в плоскости подмачтовой балки ,мачта 6400 профиль Тритон.
  Баллоны -длина 5700 диаметр 550 ткань 850гр. самоклейные.
 Проектировался как универсал- и в поход сходить и на регате не сильно отстать от лидеров.
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: Бортмеханик от 07 Ноября, 2016, 21:50:23
Судя по описанию - ещё один дакобраз :)
Фотки давай!
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: Захаров Александр от 07 Ноября, 2016, 22:06:53
Что то не разберусь как тут изображения цеплять.Ага  разобрался.
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: colon от 08 Ноября, 2016, 00:45:48
Что то не разберусь как тут изображения цеплять.
Есть с камеры сейчас вцеплю
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: colon от 10 Ноября, 2016, 22:53:11
Еще фото "Летучего"
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: Захаров Александр от 10 Ноября, 2016, 23:31:10
Вот еще.
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: Захаров Александр от 10 Ноября, 2016, 23:35:01
На фоте рама. Видно что с Даками и ЛК общего только однострингерность.
Вот шпангоут 
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: Евгений Коротких от 12 Ноября, 2016, 15:34:55
На фоте рама. Видно что с Даками и ЛК общего только однострингерность.
Вот шпангоут 
не только однострингерность, а и троса стрингерные один в один. Добавить верхние троса - будет Успенские. добавить еще верхний стрингер будет Феденюка.
Да. уже со временем вырабаталась более менее идеальная схема. Миникаты. Яркаты. все рядом.
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: Захаров Александр от 12 Ноября, 2016, 22:28:41
 Вобщем согласен - одно и тоже : стрингеры вдоль ,балки поперек. Мозгоупражнения  начинаются когда до узлов и деталировки доходишь. :). А выообще не претендую на идеальную конструкцию,хотя некоторые проблемки (которые сам же себе нажил )решены на мой взгляд удачно.
   История создания:
После   благополучного ,несмотря на сломаную по глупости кормовую балку,финиша ЧМ на Ладоге  окончательно было принято решение строить свою лодку. Безконечно долго пользоваться альтруизмом Кремня и ходить на его тримаране  "Скиф" было уже неприлично,да и собственные мыслишки не давали покоя.
 За многие годы в загашниках накопилось некоторое количество труб Д16 и другого люминя . Имется токарка ,сверлилка  и всякая мелочь ручная,свободное место в мастерской. Вот такие исходные.
 Наверное каждый, кто хоть немного походил на тримаране, навсегда  запал на эту штуку ,ну есть в нем что то необьяснимо привлекательное,дружелюбность к экипажу какая то. Вобщем это должен был быть тримаран.
 Однако прорисовав варианты всю зиму и половину весны ничего путного не нарисовал,и решил идти наименьшего сопротивления - строить из того что есть. А имеющиеся трубы очень хорошо складывались в плоскорамную однострингерную раму лежащую на баллонах(что в последствии заставило поломать мозг над креплением паука) .
 Все соединительные узлы решено было делать шарнирными,а нагрузки передавать на подкосы и расчалки(ванты, тросы называй как хочешь).Т.о. узлы соединения балок и стрингеров получились такими:
- Продолжение следует-
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: Захаров Александр от 13 Ноября, 2016, 21:25:04
  То есть  эти штуки (что на фото) постоянно живут на стрингере и сборка сводится н вставлянию в балки этих штук и натяжению паука .
 Кроме того балки и стрингер находится в одной плоскости что обнуляет моменты от натяжения трамплина. Кстати  усилие натяжения -самая большое из всех действующих на раму.
 Все здорово почти как у Ветров ,Тайфунов и др., кроме того что у меня стрингер лежит на баллоне и тросы паука   перепиливыают его :( . После долгих раздумий выродилось простое (ну прям в стиле ФСА) решение- оконечности паука выполнены в виде огонов большой длинны -около 20 см,и эти огоны охватавают стрингер или балку .Ну а чтоб огон не соскальзывал имеются упоры 
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: Александр Еременко от 14 Ноября, 2016, 13:15:54
Приятно смотрится. По фото возник вопрос надежности крепления рулевой коробки, как то неубедительно фиксирутся верхняя часть (нижняя то тросами)? Или чего не увидел...?
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: Евгений Коротких от 14 Ноября, 2016, 14:04:25
......:( . После долгих раздумий выродилось простое (ну прям в стиле ФСА) решение- оконечности паука выполнены в виде огонов большой длинны -около 20 см,и эти огоны охватавают стрингер или балку .Ну а чтоб огон не соскальзывал имеются упоры 


прошу прощения за "наезды", но хочется. чтобы у Вас получилось классное судно и  в Вашем случае лучше прошерстить форум по темам  катамаранов. Там Вы найдете много простых и рациональных решений.
Например. "Вашим простым решением" я уже пользуюсь  12 лет, да и не только я.
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: АНДРЕЙ-КОТЛАС от 14 Ноября, 2016, 14:12:49
Я вот не как не пойму как при однобалочной схеме волной с боку не выворачивает ваше не подкрепленое укосиной крепление
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: Сергей М414 от 14 Ноября, 2016, 14:17:47
Не подскажете какой материал шпангоута и диаметр с толщиной стенки, и может быть стоит доварить сверху какое-либо усиление-накладку типа ребра жёсткости из такой же трубки? И таки да: что мешает проворачиванию шпангоута на стрингере при боковой волновой нагрузке,? Благодарю.
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: Евгений Коротких от 14 Ноября, 2016, 14:39:50
Я вот не как не пойму как при однобалочной схеме волной с боку не выворачивает ваше не подкрепленое укосиной крепление

и есть же опыт выворачивание таких шпангоутов у "Борея"
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: Бортмеханик от 14 Ноября, 2016, 16:32:40
И таки да: что мешает проворачиванию шпангоута на стрингере при боковой волновой нагрузке,?
Дык, на фото в ответе №5 подкосы просматриваются.
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: Александр Еременко от 14 Ноября, 2016, 17:08:07
Да они то просматриваются, но это усиливает сам шпангоут. Обычно его еще стараются "завязать" на поперечную балку... А тут как?
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: Бортмеханик от 14 Ноября, 2016, 17:17:32
Да они то просматриваются, но это усиливает сам шпангоут. Обычно его еще стараются "завязать" на поперечную балку... А тут как?
Саша, мы с тобой видим разное ?  ???
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: ЗАК от 14 Ноября, 2016, 21:25:36
  ... После долгих раздумий выродилось простое (ну прям в стиле ФСА) решение- оконечности паука выполнены в виде огонов большой длинны -около 20 см,и эти огоны охватавают стрингер или балку ...
Александр, а что такое "ФСА"? Надеюсь, не что-то непристойное? А то некоторые тут уж скоро 30 лет пауки и прочие тросы огонами за балки цепляют...
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: Александр Еременко от 14 Ноября, 2016, 22:02:01
Саша, мы с тобой видим разное ?  ???
Так таки ДА! ::)
Я глянул на фотку собственно шпангоута.... виноват то, что нужно - не заметил. Тогда с проворотами все ОК
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: Захаров Александр от 14 Ноября, 2016, 22:02:42
 По поводу шпангоута:
-соединение полудуг и втулки усилены накладочками (маленькие, на фото плохо видно)
- Втулка шпангоута свободно одевается на стрингер и может проворачивиться, а от проворота ее держит подкос (см превед. фото)
- Полудуги -труба нерж. 25х1.5 ,гнул в обычном трубогибе  ограничивая ход рычага за много проходов (метод ЗАКа) ,нержу так гнуть тяжело и долго ,надо было не ленится а выточить ролики и прокатать
 Вообще кроме подкосов на шпангоут изготовлены еще пара подкосов+проушин ,Куда ставить - на носовую или кормовую  определюсь когда посмотрю как оно себя ведет,пока помоему никуда не надо  -и так не качается..
 По рулевой :
- да вроде верхнее крепление понадежнее  троссовых растяжек (их наверное заменю на одну трубчатую тягу чтоб освободить место под мотор. На фото кормовая оконечность хребтовой балки  и коробка не собраны. Хребтовая выступает за кормовую балку на 30 см.   
 По креплению тросов паука - Наверное  прозевал и не нашел Ваших сообщений с этим решеним, был бы внимательнее - не пришлось бы голову ломать.Хотел только уточнить- такое решение не очень удачное?  Т.е надо переделать чтоб" получилось класное  судно" или практика показала что все будет работать?
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: Захаров Александр от 14 Ноября, 2016, 22:16:51
 Извиняюсь пока писал появились сообщения . ФСА- Функционально стоимостной анализ (ну это по матернонаучному) .А по нормальному -"зри в корень" или "идеальное устройство то которого нет , а все работает).
 по огонам-
 И где были мои новенькие глаза ,ведь на всех выездах ни капли алкоголя ,и ведь наверняка проходил мимо -проглядел. 
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: ЗАК от 14 Ноября, 2016, 22:36:28
... По креплению тросов паука - Наверное  прозевал и не нашел Ваших сообщений с этим решеним, был бы внимательнее - не пришлось бы голову ломать.Хотел только уточнить- такое решение не очень удачное?  Т.е надо переделать чтоб" получилось класное  судно" или практика показала что все будет работать?
А тут мудрено что-то найти.
Решение вполне жизнеспособно. Впервые, видимо, широко и единственно такой способ крепления пауков и вант был применен Мельниковым (он же Горыныч) на безболтовом Змееныше (~1989г.) и моем Эгоисте, спущеном на воду чуть позже. Из-за отсутствия болтов в узлах рамы, тросы просто не было за что цеплять, кроме балок. Ну и понравилось. В дальнейшем такое крепление тросов мы применяли даже при наличии болтов в узлах.

Фото где-то вешались, если найду - покажу.
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: ЗАК от 15 Ноября, 2016, 00:24:28
Вот, например, случай балочного узла с болтовым соединением (с фото Максима Зотова). Тут огоны 2-х пауков - плоского и пространственного накинуты на конец продольной боковой балки. Сверху капролоновая деталька с ручьями под каждый огон и дыркой для шплинта. Шплинт или гвоздь, да хоть спичка вставляется при сборке, чтоб огоны не сваливались, пока тросы не натянуты. Кажется, ни разу не вставляли.

http://gik.fordak.ru/index.php?topic=10332.msg189796#msg189796 - на  картинке по этой ссылке подробностей не видно, к сож. Это безболтовая рама Гаденыша, там все, без исключения, тросы накинуты огонами на концы балок и стягивают все хозяйство. Собственно раму стягивает плоский паук с центральным натяжителем (единственная гайка, которую надо крутить).
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: Захаров Александр от 15 Ноября, 2016, 19:59:31
 У меня налицо симптомы тонельного зрения  :). В Воронеже разглядывал Гаденыш ,болтовую стяжку плоского паука помню ,а вот огоны вокруг труб не увидел.
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: Захаров Александр от 17 Декабря, 2017, 20:30:30
  Ну вот  появился некоторый опыт  эксплуатации и переделок Летучего.
- луноходность : на волне сильно луноходил ,серые потеки окиси аллюминия на всех соединениях появились буквально на 2 день цимлянской регаты . Практически полностью вылечил установкой хорошо набитого плоского паука 4мм троса от угла до угла рамы.  Предпологаю что на многих катах без плоского паука и с хорошей диаганальной жескостью его (паука ) ф-ции выполняет трамплин из нетянущейся по диаганали ткани. У меня сетка диагонально не жесткая.
  -подворот баллонов: охвата на половину диаметра баллона шпангоутом оказалось недостаточно -баллон  гулял .Подогнул немного шпангоуты- стало немного лучше но не то. Поставил подкосы на кормовую балку -все стало просто отлично,даже заготовленные подкосы на носовую балку ставить не стал (ПОКА )))
 -трамплин: шверт и стойка шпрюйта брызгают -нашил лапух в районе шверта стало лучше, но через шнуровку все равно сильно мочит ,как временную защиту использовал кусок пены с отверстием под степс.
  -обвесы : НЕНАРАДУЮСЬ .Очень полезная штука -закравает поясницу,есть на что опереться,  ,в карманах все под рукой. Все опасения что будет большое сопротивление помоему напрасны -обвесы не выступают за габариты сидящего на герме человека.
 
 Это из того что выявил-переделал-доволен.
Название: Re: Катамаран "Летучий"
Отправлено: Захаров Александр от 18 Декабря, 2017, 22:41:44
 Теперь по поводу невыясненного :
 - вынос передней шкаторины  стакселя на ветер( Дальнейшее развитие аэрорига) однозначного выигрыша не дал .То ли конструктив неудачныйй ,толи рулевой безтолковый (ну это то без всякого сомнения)  но разительной разницы  с выносом на ветер ,в ДП, или под ветер  получить не удалось. Польза была только на полных курсах - стаксель не убирали  и с его помощью удавалось стабилизировать работу генакера. Вобщем на Каспий поехал без этой заморочки,повесив стаксель на штаг. Хотя окончательно от этой идеи не отказался -буду думать-делать.

  Что нужно сделать :  -Ликвидировать "восходящий душ" в р-не подмачтовой балки.
     -придумать и сделать защиту от брызг для шкотового -его не только снизу подмывает но и сверху брызжет.



 Общее впечатление-   размерения и конструкция поставленным тз соответствует .в свежий ветер , при волнении  ведет  себя очень хорошо благодаря штевневым баллонам диаметром 55см.(на Каспии  при переходе на м. Песчаный к берегу не жались и пришли раньше некоторых гонщиков. Хотя конечно  за ЛКами мене было не угнаться -и мачта короче,и паруса похуже ,да и опыта у меня всего ничего.)