Под гиком

Настройки, мастерская, хозяйство => Рангоут, такелаж, дельные вещи => Тема начата: ЗАК от 01 Июня, 2006, 03:18:54

Название: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 01 Июня, 2006, 03:18:54
Закрутку стакселя на штагпирс с ликпазом уже делал, понравилось. Теперь пыжусь закрутить грот. Горыныч об этой затее высказался с особым цинизмом. Змеюка двухжальная.

Пока склепал вал закрутки. Как это раздрючивать в подробностях, пока не решил - разброд и шатания.

Белый пластик - полипропилен. Дыра в кастрюльке окаймлена капролоном. Там еще должна быть капролоновая шайба под такелажной скобой крепления троса. И еще заход в ликпаз, скоба галс. угла, устр. фиксации кастрюльки отн. мачты.
Название: Закрутить грот
Отправлено: ГШ от 01 Июня, 2006, 19:41:47
Дык, куда? неужели в мачту как у супер-пуперов  :shock:
Или речь о патент-рифе?
Если патент-риф, то были в старых КиЯ эскизы такой штучки с четырехгранником и пружиной - оттянул, намотал, отпустил - стоит.
Было на Меве у В.Закладного, и весьма удобно. для оттяжки разрезной бугель с роликами на концах, между которыми и выходит вверх парусина.
Название: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 02 Июня, 2006, 02:56:14
Дык, к сож. не как у супер-пуперов - в мачту, а вдоль нея с мин. зазором, как у простых пуперов. Такая вот бредятина, тоже вполне ихняя и применяемая на не слишком дорогих круизерах. В теме "постройка походн. кат." давал ссылку на сайт производителя такой штуковины. У них там 2 недостатка: цена и огромная паразитная длина вертлюжно-натяжного механизма (см фото). А патент-риф нам не интересно делать, зажрались.

Название: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Евгений Антонов (боцман) от 02 Июня, 2006, 06:42:00
Так на этих круизерах грот вовсе без лат!?!?
Название: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 05 Июня, 2006, 02:07:49
Либо без вовсе лат(!?!), либо с латами, параллельными передней шк., так делают [со слов Юры Яковлева (Питерсий Гигант)]. Во 2-м случае - латы скорей для гашения флаттера, чем для профилирования (обсуждали с пар. мастером Новицким, он сказал, что, пожалуй, будут работать).

Вовсе без лат (и без горбов) на стакселях и "стрижах" обходятся. Понятно, тряпка должна быть хороша и крой тоже. Будем постараться.
Название: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Евгений Антонов (боцман) от 05 Июня, 2006, 14:57:03
Цитата: "ЗАК"
Понятно, тряпка должна быть хороша . .


Хороша это в смысле с жесткой отделкой?  Так такая будет плохо скручиваться - рулончик получается очень обьемный...
Название: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 06 Июня, 2006, 01:35:55
Я имел в виду, что свойства д.б. таковы, чтобы пузень не уползала под задн. шк. Тут я в подробности не полезу, чтоб не завраться. Выбором парусины и шитьем занимаюсь не я, а более сведушие товарищи.
Название: !
Отправлено: Анархист от 09 Июня, 2006, 08:25:03
А почему не заворачивать на гик??? По-моему проще... И латы не пострадают!
Название: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 13 Июня, 2006, 01:37:17
А из перпендикулярности всему разумному. А латы пусь страдают, а то ишь - превыкли растопыриваться и фельдиперсовую парусину протирать!
Название: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 11 Июля, 2006, 03:27:40
Консепсия закрутки грота изменилась: буду закручивать непосредственно на мачту. В этом случае проходит только топовая оснастка без промежуточного раскрепления мачты. По Горынычу, знатоку неписаных правил, мачта при только топовом раскреплении живет, если L/D<80. Это подтверждается жизнею: на Азове В.М.Перегудова среднее колено 5-ти с половиной-метровой мачты - 75х2, и живет; на Альбатросе же не очень живет.

У меня мачта, стоящая на будке, должна иметь длину по парусу 6м, да еще плюс чуть-чуть на на заход и механизм. Посему купил вчера трубу 80х2.5 и швелера (15х15х15)х1.5 на ликпаз. Мачта будет из 2-х колен, стык 75х2.5 по 3D на сторону, в средней части усилен вставкой 70 и осажен фильерой для стыкуемости.

Этот вариант выбран ради простоты и возможности закруткой не пользоваться, а заниматься обычным спортом по постановке, поставив фал, горбастый грот со сквозными латами и, при необходимости, полуванты (без оковки, чтоб не мешала закручиванью при исп. нелатированного паруса).

По весу оба варианта закручиванияравнопоганы.

Закрутку думаю делать без катушки, а крутить мачту напрямую за пару рогов. Конструкцию фиксатора с перекидной собачкой хочу передрать с винтового домкрата от Казла (такой джип). Мачта должна фиксироваться собачкой от раскручивания отн. гика.
Название: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 01 Августа, 2006, 00:47:37
Маленько недоделал (вороток, дренажные дыры в мачт. втулке, штатные болты собачки), но конструкцию уже видать.

На общей оси вращаются мачта (мачтовая втулка) и вилка гика. Ось снизу заканчивается верхней вилкой карданова шарнира, сверху - шариком.
На мачтовой втулке уст. перекидная собачка с упором, которая засобачивает мачту от проворота в одну (на выбор) сторону отн. гика.

Материалы - капролон, дюраль(оксидир).
Название: закрутка в мачту
Отправлено: ГШ от 30 Августа, 2006, 18:48:55
вид на яхте
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 25 Ноября, 2008, 05:02:23
Итак, вооружение с закруткой грота на мачту изготовлено и первично испытано. Работает.

Естессно, раскрепление мачты топовое, мачта вращающаяся. Внизу и вверху - подшипники скольжения. Фото нижнего узла есть выше, а верхний не снимал и привожу рисунок.

Ось с фланцем стальные, мама подшипника (вставка в мачту) - капролоновая. Из-за 6-ти дренажных каналов она похожа на револьверный барабан. Сверху к фланцу привинчен грибок из капролона, а к нему - шестиухая оковка крепления такелажа. Диаметр оси в рабочей части - 13мм, сверху ось проточена до 10-ти мм и там нарезана резьба для крепления громоотвода, антенны, фонаря, или черт знает чего еще.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 26 Ноября, 2008, 00:55:53
Механизм закручивания стакселя на штагпирс довольно прост. А с закруткой грота на мачту интересностей побольше.

Совершенно необходим топанант гика. Он сделан регулиремым по длине. Специфика в том, что топенант никаким своим местом не должен быть прикреплен к вращающейся мачте, иначе станет на нее наматываться. Отсюда - невозможность проводки, аналогичной фалу паруса. Единственным приемлемым решением я нашел следующее: коренной конец топенанта закреплен на неподвижной топовой оковке (предыдушее сообщение), далее топенант через стационарный блок на ноке гика входит внутрь гика и выходит из него примерно в полуметре от коренного конца. Там на расст. 0.3 - 0.4 м друг от друга на гике установлены две утки. Ходовой конец топенанта может быть задан за любую из них, а длинный хвост набрасывается шлагами на обе, как на мотавило (от слова "мотать").
Верхняя часть топенанта  - стальной трос, нижняя - синтетический.

При рифлении стакселя с сильно задранным шкотовым углом направление тяги шкота остается приелемым при любой степени закручивания. На гроте же, хоть шкотовый угол и приподнят над перпендикуляром к мачте (чтоб ликовка нижней шкаторины не наматывалась сама на себя), однако недостаточно для сохранения приемлемого направления тяги шкота, если он исходит из точки на ноке гика. Проводить грота-шкот чрез каретку на гике, управляемую специальной снастью не хотелось как раз чтобы этой снасти и операций с ней не плодить.
Найденное решение представляется простым и удачным. По гику свободно бегает ничем специально не управляемая каретка. За нее задан коренной конец грота-шкота, далее он идет через блочек на шкотовом углу грота, оттуда через блок на ноке гика, далее поверх гика насквозь через каретку к коренному концу гика, где стоит пара отнесенных друг от друга уток, образующих мотавило.

Ветвь грота-шкота от каретки до шкотового угла всегда образует прямой угол с гиком... В общем, см. картинку.

P.S. Когда закручена бо'льшая часть грота, вышеупомянутая перпендикулярность делается вредна, угол паруса слишком вниз тянет. Чтоб этого не было, на гике установлен упор (примерно в середине гика по длине), ограничивающий скатывание каретки к мачте.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Беликов Александр от 26 Ноября, 2008, 15:09:45
Андрей, привет!
Класно ты все придумал, но проводка шкота закручиваемого грота на круизных лодках решается чуть иначе:
Шкот закрепляется коренным концом за обушок на каретке, а ходовой проходит через блок, установленный также на каретке, а затем уже к ноку гика. Равнодействующая сил при такой проводке обеспечивает более-менее правильный угол тяги шкота, не изменяющийся при рифление.
Обычно каретка действительно имеет ограничение (упор) по ходу вперед на расстояние примерно 60-70% длины гика от нока, что соответствует минимальной площади зарифленного паруса (20-25% от полной). При дальнейшем закручивании тяга шкота идет уже «не под тем углом», что и не важно. Зато при постановке (т.е. при «раскручивании») натяжение шкота «эффективно» раскручивает парус, а не тянет вниз за заднюю шкаторину. 
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 26 Ноября, 2008, 18:23:39
Привет!

Оказываеца, самоустанавливающаяся каретка на гике закрутошного грота дано придумана! Но насс это не огорчает, отнюдь.

Саша, можно будет попробовать и так, как у людей, всего-то делов блок к каретке привязать. Очевидное премущество - уменьшение усилия при раскручивании благодаря "правильным" (параллельным) двум лопарям тали, тянущей шкотовый угол. Но отсюда и недостаток - увеличение длинны вытягиваемого при раскручивании ходового конца шкота и увеличение времени на его заматывание,  а главное - разматывание, когда приспичит зарифиться. При нынешней проводке усилие при раскруивании хоть и велико, но не запредельно и острой необходимости в его уменьшении нет. Это усилие обусловлено не тем, что тянет куда не надо (у нас с этим все нормально), а необходимостью преодолевать трение в радиально-упорных подшипниках скольжения при сильном осевом сжатии мачты такелажем (на штагпирсе этого нет).
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Беликов Александр от 26 Ноября, 2008, 20:11:05
Оказываеца, самоустанавливающаяся каретка на гике закрутошного грота дано придумана! Но насс это не огорчает, отнюдь.

Но отсюда и недостаток - увеличение длинны вытягиваемого при раскручивании ходового конца шкота и увеличение времени на его заматывание,  а главное - разматывание, когда приспичит зарифиться.

Да уж! Ничто не ново под луной.

А вот с проблемой "зарифиться" я чего-то не понял. Я-то думал, что скорость (значит и время) сматывания паруса опрелеляется, при прочих равных, отношением длины окружности мачты и длины нижней шкаторины. Да и само удлинение шкота составляет те саме оставшиеся 30-40% длины гика, т.е. от полу-  до метра.
Если проблем с подклиниванием каретки, которую тянут не туда, нет, и в дальнейшем не предвидится, то и переделывать ничего не стоит. Но возможность установить блок я все же предусмотрел бы. Хотя бы для того, чтобы не понодобилось.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 26 Ноября, 2008, 22:29:30
Время рифления определяется тем, что ты написал, а еще добавочкой на отдачу шкота. В данной конструкции свободный хвост шкота намотан на утки и чем он длинней, тем дольше его разматывать.

Возможность прицепить блок есть, ничего специально делать не надо.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 27 Ноября, 2008, 21:36:07
Вот как выглядит наша проводка в натуре. Мне нравится, тянет куда надо.

На последнем снимке вороток для закручивания. Можно крутить и без него, прям за мачту (сил хватает), но так не кошерно. Отверстия в капролоновой вставке ниже воротка - это выходы Г-образных сливных каналов (в торец напрямую каналы выводить бесполезно, там очень малый зазор). Стопорящая от раскрутки собачка, идея которой заимствована у домкрата Казла, находится с другой стороны мачты и ее не видно.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 28 Ноября, 2008, 22:47:13
Закрутка стакселя принципиально устроена очень просто. Есть обычный тросовый штаг и на него надета свободновращающаяся труба с ликпазом через пластиковые бобышки в концах трубы и стыке (стыках) секций. Трос из трубы не вынимается, а имеет запас по длинне на расстыковку секций. После расстыковки все хожяйство складывается.
Верхняя бобышка имеет воронкообразный выход отверстия под трос с радиусом скругления 13 диаметров троса (для троса 7х7). Эта величина скругления взята из справочника для случая многократного изгибания троса.

В нижней части на трубу установлены круглые щеки, образующие вместе с самой трубой катушку для шкентеля закрутки. От сваливания шлагов шкентеля с катушки она помещена в кастрюльку с прорезью для выхода шкентеля. Коренной конец его выходит через дырку в верхней щеке катушки и там вяжется узел, чтоб обратно не уехал.

Такая штуковина была установлена на катамаране Бармалей, где доселе и стоит. Нынешняя конструкция несколько улучшена - блокирована возможность осевого перемещения вала закрутки относительно троса и не надо заботиться о фиксации кастрюльки от вращения. Нижний конец устройства фиксируется в вершине трехточечного подштагового шпрюйта, тросы которого заданы за две несколько отнесенных друг от друга такелажных скобы, нацепленных на ось закрутки плотно, бех люфтов. Это полностю фиксирует положение оси закрутки и скрепленной с ней кастрюли, в т.ч. от проворота.

Конструкция мне нравится тем, что в ней нет подшипников качения и она просто не умеет клинить.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 28 Ноября, 2008, 23:58:33
А в натуре - так:
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: kun от 29 Ноября, 2008, 03:14:04
А теперь самый животрепещющий вопрос про стаксель ...
И как ? на сколько меньше прогиб штагпирса по ставнению со штагом натянутым в то же место (хорошо натянутым) Как на счет выделки и овчинки ?
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 29 Ноября, 2008, 04:04:23
На сколько меньше прогиб? Да кто ж его знает! Зависит от того, как ты можешь набить тросовый штаг и не сломать при этом мачту или еще что. А со штагпирсом особо пыжиться не надо. Вот посмотри на фото Бармалея в свежий ветер, идущего под вторым рифом на гроте и полным стакселем на штагпирсе. На фото видна только половина стакселя, он с изрядным заходом за мачту. Преднатяжение штага там вряд ли больше 100 кг. Стаксель вроде неплохо стоит? На снимке виден голый форштаг, который провисать под ветром сильно не должен. По нему можно оценить провисание штагпирса.

Мой выбор - штагпирс. Но я если вооружаю шлюпом (бывало и кэтом), то с относительно большим стакселем. Для ублюдочного стакселя жесткий штаг, наверно, не нужен.  У меня было примерно 6 лодок со штагпирсами (2 из них с закруткой) и 3 без штагпирса. Из этих трех две были кэтами. Давно-давно прочитал в книжке, что штагпирс при не слишком жестком корпусе вещь хорошая и душой это воспринял.

Если говорить о штагпирсе с закруткой, то дело не только в уменьшении провиса, а в возможности оперативного  рифления "на сколько надо" практически без ухудшения паруса (а иногда и с улучшением, если причина косяка оказывается закрученной). Осенью на Ладоге (27 сентября, кажись) на 18-ти мильном переходе в рваную погоду мы 11 раз меняли площадь стакселя, ничуть себя не утруждая.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Аркадий Аверченко от 08 Декабря, 2008, 11:31:33
вид на яхте
http://gik.fordak.ru/index.php?action=dlattach;topic=1352.0;attach=2118

Глядя на снимок показалось, что ходовой конец гроташкота намотан на какой-то барабан внутри мачты и сам травится по мере заматывания паруса в мачту. На снимке этого нет, видимо померещилось :)
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 08 Декабря, 2008, 18:34:19
Померещилось. Прмиенение барабана сделало бы конструкцию более громоздкой (по кр. мере при моем уровне умств. способностей) и сложной (в любом случае).

В рабочем режиме (не в режиме закручивания - раскручивания) гроташкот сам травиться не должен. Сталбыть барабан должен был бы иметь тормозное устройство или что-то вроде перекидной собачки. И крутить его чем-то надо при раскручивании паруса (кофейная мельница? второй ворот?).  А ну его! Так, как есть, проще - тянешь или выдаешь ручками, а стопоришь за утку на гике. Выдавать, собсно, не надо. Надо подтормаживать об утку, если не хочещь, чтоб парус сильно полоскал при закручивании на ветру.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 08 Декабря, 2008, 22:45:00
Емэйду: Вешь, наверно хорошая. Если не сравнивать цены ее и троса (я не сравнивал). Но еще раз помяну полезные свойства закрутки на довольно жесткий кака на скручивание, так и на изгиб вал с ликпазом:

- равномерное закручивание по всей высоте без "отставания" где-либо благодаря антиторсионности дрына  и наличию ликпаза;
- нет нужды перегружать раму и мост преднатяжением штага для нормальной работы (большого) стакселя.

Павлу: для оперативной замены порватого троса шверта "антитосионность" не нужна и можно обойтись обычным кевларовым тросом, который гарантированно дешевле.

Меня несколько удивляет выбор темы господами для обсуждения этой и иных  веровок, хотя первое сообщение Емэйда, в общем, в тему. Особенно - после опробования.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Леонид П. (Змей) от 09 Декабря, 2008, 14:24:46
Закрутка стакселя принципиально устроена очень просто.

Уважаемый Андрей! Весьма доходчивые эскиз и объяснение. Не ответите еще на пару вопросов?

Как у Вас устроен стык секций штагпирса? По идее, он должен воспринимать изгибающе-крутящие нагрузки не хуже самой трубы.
Как проведен стаксель-фал, по штагпирсу или по мачте, куда задается?

Спасибо.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 09 Декабря, 2008, 16:58:09
Cтык устроен как обычно - на патрубке. Секции вала из трубы 58х1.5, патрубок из минусовой трубы 55х2. В одной секции он зафиксирован стальными вытяжными заклепками, в другой фиксируется при сборке кнопочным замком (две 8-ми мм кнопки из дюраля). Равнопрочность с трубой на кручение не нужна, у трубы огромный запас.

 Вал в данном случае не воспринимает единолично всю изгибающую нагрузку от паруса, часть ее воспринимается натянутым, хоть и не очень сильно, тросом штага.

Стаксель-фал проведен, естественно, по штагпирсу и вращается вместе с ним.  Фал состоит из 2-х частей - основной из кевларового троса 5мм и отстегиваемого после постановки паруса удлинителя из чего угодно (тут - полипропиленовый шнур). Фал от фалового угла паруса через направляющий клюзик идет на стационарный блок, установленный "плошмя"  и через него вниз вдоль накладного ликпаза на утку ниже галсового угла паруса.

На Бармалее стаксель-фал не применяется вообще. Стаксель на штагпирс либо ставится до установки рангоута и наматывается перед ней, либо после установки в положении "на боку". Снимается только при разборке лодки, а в ходе эксплуатации только закручивается.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: EMayd от 09 Декабря, 2008, 17:55:23
Пришла в голову идея, а что если вместо троса по передней шкаторине стакселя запустить сплошную стеклопластиковую лату. Скажем 24х3 мм. Эти латы поставляются до длины 5 м. И легко сворачиваются в кольцо около 90 см диаметром для транспортировки.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Птичковод от 09 Декабря, 2008, 17:58:12
Для чего, в чём фишка?
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Леонид П. (Змей) от 09 Декабря, 2008, 18:17:30
Cтык устроен как обычно - на патрубке.

Теперь понятно. Просто у Вас было написано

пластиковые бобышки в концах трубы и стыке (стыках) секций

и я было решил, что стык на бобышках неким непостижимым образом держится.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 09 Декабря, 2008, 18:50:55
Пришла в голову идея, а что если вместо троса по передней шкаторине стакселя запустить сплошную стеклопластиковую лату. Скажем 24х3 мм. Эти латы поставляются до длины 5 м. И легко сворачиваются в кольцо около 90 см диаметром для транспортировки.

Это чтобы что?  Чтоб торсионило получше? Если уж желание дополнительной жесткости на изгиб без страшного преднатяжения штага для хорошей работы большого стакселя  противно вере, то есть различные "обтекатели штага" с ликпазами, хорошо передающие крутящий момент, но не расчитанные на восприятия изгибающих нагрузок. Видел и разборные, из двух частей (передней и задней), собираемые из коротких секций "в шахматном порядке". Где-то был обломок, попадется - сфотографирую.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: EMayd от 09 Декабря, 2008, 19:02:54

 Чтоб торсионило получше?

Да
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 13 Декабря, 2009, 02:54:43
Детали закрутки стакселя на штангу живьем. На снимках нет троса, крепежа и центрирующих трос бобышек в середине и в верхней части штанги. Вместо самой штанги с ликпазом ("штагпирса") снят обрезок трубы, изображающий нижнюю часть штанги (она длинная и мне неохота было ее в дом тащить).

Закруткин шкентель наматывается на нижнюю часть штанги между щеками. Коренной конец шкентеля выводится наружу через дыру в верхней щеке и на нем вяжется видимый узел. Щеки крепятся утопленными саморезами (на шеках видны дырки для утопления). Саморезы одновременно фиксируют пластиковую маму подшипника скольжения. Вал подшипника здесь из нержи, но можно дюралевый.

Трос штага огоном с коушем задается за верхнюю такелажную скобу. За нижнюю скобу задаются ветви шпрюйта крепления штага или еще какое крепление, не позволяющее валику и скрепленной с ним кастрюле проворачиваться. Пальцы скоб обязательно контрить (контровочной проволокой, там специально дырки есть) или расклёпывать на выходе.

Порядок окончательной сборки описывать лень, он несложен, но должен быть продуман перед тем, как "трясти".

Бобышки, пожалуй, тоже сниму и довешу.

P.S. На последней фоте обещанные бобышки. Что поменьше - в стыковой патрубок, побольше - в верхушку. Трос штага должен иметь запас по длине на расстыковку секций штанги. После сборки сверху остается швост голого троса и он испытывает многократные изгибы на выходе из верхней бобышки. По этому выходное отверстие развренуто радиусной пёркой (она на снимке есть). Радиус скругления для безболезненного многократного изгиба взят из справочника для 4мм троса 7х7.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Николай С. от 15 Декабря, 2009, 14:08:44
ЗАК, стыковой патрубок вставляется внутрь основной трубы? Как он крепится? Если болтами то не порвут ли они стаксель?
Бобышки крепятся саморезами?
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 15 Декабря, 2009, 18:07:55
Стыковой патрубок креплю в одной секции намертво заклёпками, во второй - кнопочным замком с подпружиненными кнопками. Кнопки 8мм, скругленные и выступают не сильно, ничего не рвут и не мешают.

Бобышки, да, потайными саморезами. Или ничем, просто забиваю с натягом. 
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Николай С. от 17 Декабря, 2009, 14:50:37
ЗАК, пластиковая "мама" не поднимается по валу вверх вместе с со всем штагпирсом только потому, что она упирается в верхнюю такелажную скобу на валу?
Или в верхней части штага есть еще упор?
Не прошоркает ли скоба в пластиковом подшипнике углубление и не заклинит?
Может быть туда шайбу поставить?
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 17 Декабря, 2009, 15:01:38
Вы совершенно правы - ставлю грибовидную (шляпкой кверху, под скобу) шайбу. Виноват, на фото ее нет, не выточил на момент съемки. Но и без шайбы не заклинит - упор на верхнюю скобу происходит только когда морду волной резко подбрасывает.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 14 Мая, 2014, 00:01:48
В связи с вопросами чуток добавлю. После самовыкручивания пальца нижней такелажной скобы на Славе КПСС во время гонки неск. лет назад, расклепываю палец на выходе, как и на верхней скобе.

Стакан из дюралевой (в состоянии "Т") трубы, после вырезания паза сильно деформируется из-за разгрузки внутренних напряжений. Вернуть сечению идеально круглую форму непросто, мне до конца не удалось ни разу. Если нет более мягкой и ненапряженной трубы, верхнюю щеку катушки надо делать меньшего диаметра, пусть будет зазор между щекой и стаканом. Иначе может пошмурыгивать при вращении.

Фирменных катушек-шкивов никогда не использовал и не представляю, что с ними делать.

Диаметр штагпирса из расчета - не менее L/120. Стенка 1.5, двойка без толку тяжелая. Например, при L=6000, практически ставил 52х1.5 . Ну, 48 можно на крайняк.

Фиксация секций от проворота - кнопочными замками http://gik.fordak.ru/index.php?topic=12259.msg213496#msg213496 . Болт не надо, там же парус наматывается.

Если что еще вспомню - допишу.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Максим Мальков от 13 Ноября, 2014, 22:13:38
Андрей Кириллыч,хочу сделать жесткую закрутку стакселя трубой 32 на 2мм,накручивать геную,и что то не представляю как оно себя поведет?
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 15 Ноября, 2014, 01:18:30
Максим, я тоже не очень представляю, особенно не зная длины. Подозреваю, однако, что длина будет изрядная, метров 6 поди? В таком случае я бы взял трубу потолще, ~50мм, а стеночку потоньше. На самом большом катамаране моей постройки длина штага метров 8, а штагпирс из трубы 58х1.5. Так я не в полном восторге - лучше бы потолще, но вес!

Однажды скляпал для пробы 6-ти метровый из 40х1.5 - так его слегка погнуло кривоватым после прокатки накладным ликпазом. Пока не использовал - не понравился. Когда-нибудь обрежу для маленькой лодки или на мачту для надувнухи пойдет (после обрезки). Так что пользы от меня, как молока, извини.

Когда-то изучал буржуйские ассортименты штагпирсов, так там тоньше 34мм не нашел. Но это для яхт с их зверским натяжением штага.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Максим Мальков от 15 Ноября, 2014, 01:42:30
Длинна задумана 5.20.
Вопрос такой : будет ли генуя при сильном ветре аккуратно наматываться на штаг,что бы плавно регулировать площадь ?
Как труба в этом случае поведет,как выгибается ,например в пол ветра.Хотелось бы ваши наблюдения.
Спасибо.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ЗАК от 15 Ноября, 2014, 02:32:19
На Елагинском Бармалее штагпирс  ~5.5м, там хорошо себя чувствует труба 45х1.5 . Тонкая тяжелая (толстостенная) труба имеет свойство впадать в затяжные колебания после удара баллонов мордой об дорогу - инерция большая, а жескости мало.

Наматывается нормально, площадь регулировать можно. Только нельзя при штагпирсе на передней шкаторине делать S-образность - может колотить заднюю шкаторину. Мне пришлось править стаксель так, чтобы был плавный положительный горбик по всей высоте передка.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Олег Парамонов от 15 Ноября, 2014, 09:33:22
У меня на большой лодке стоит дюралевая труба длиной 620см -30 на 1,5 мм , а на маленькой и того меньше.  Это не совсем штагпирс в классическом понимании. Стакселя имеют широкие карманы в которые и входят трубы. Но мне очень нравится работа этих штагпирсов. В любой шторм из кокпита легким движением руки стаксель превращается в аккуратную закрутку. И наоборот.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Кулик от 16 Ноября, 2014, 10:07:31
У меня на большой лодке стоит дюралевая труба длиной 620см -30 на 1,5 мм , а на маленькой и того меньше.  Это не совсем штагпирс в классическом понимании. Стакселя имеют широкие карманы в которые и входят трубы. Но мне очень нравится работа этих штагпирсов. В любой шторм из кокпита легким движением руки стаксель превращается в аккуратную закрутку. И наоборот.
   Олег, а что у тебя под нагрузкой - труба  (может троса вообще нет, тогда труба твоя не штагпирс, попросту штаг! у нас на Обском есть такие варианты)  или трос  (тогда у тебя штагпирс).  Вопрос имеет прикладной поддтекст - я много лет на свои катамараны, на которых хожу в Океан ставлю классические закрутки стакселя со штагпирсом, позволяющие рифить стаксель в любой ветер (до 50 узлов рифили - держит!, а свыше 50 узлов - попросту убирали на скрутку).  Все эти закрутки громоздки и очень дороги, чтобы применить их на маленьких СК-24 и тем более на СК-20(21), а хотелось бы!  Несколько раз вроде как подходил к решению - как это сделать дешево и что б работало, да так в натуре и не сделал.   ...потому и спрашиваю.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Олег Парамонов от 16 Ноября, 2014, 10:16:41
Внутри трубы-трос штага. Сама труба закрепляется только в нижней точке на закрутке, общим болтом, верх подпружинен. Конечно вся нагрузка на тросе. Труба состоит из двух колен стянутых передней шкаториной стакселя. Пробовал рифится-получается! Но только площадь стакселя маловата (4м), смысла большого не было рифиться, да и штормов подходящих тоже. Хочу на будущее сделать стаксель поболее, может даже геную. Вот тогда можно спокойно менять его площадь.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Кулик от 16 Ноября, 2014, 10:25:38
Внутри трубы-трос штага. Сама труба закрепляется только в нижней точке на закрутке, общим болтом, верх подпружинен. Конечно вся нагрузка на тросе. Труба состоит из двух колен стянутых передней шкаториной стакселя. Пробовал рифится-получается! Но только площадь стакселя маловата (4м), смысла большого не было рифиться, да и штормов подходящих тоже. Хочу на будущее сделать стаксель поболее, может даже геную. Вот тогда можно спокойно менять его площадь.
  Если нагрузка на тросе, то к чему прикреплена Закрутка - та часть, которая вращается? К тросу или только к трубе?  Короче - трос вращается или закреплен намертво, а вращается только труба вокруг троса?
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: ГШ от 16 Ноября, 2014, 11:50:00
Трос закреплен, вращается труба (во всяком случае у фирменных furler так, как раз летом переводил главу Калдера про эти хреновины). А по трубе ездит "обойма", за которую присоединенным через подшипник фалом поднимают парус. Тросовых закруток на крейсерах вообще нет (точнее, не видел), а у Калдера написано что есть,  считаются "только для уборки парусов", не позволяющие рифиться, применяются гонщиками. Мой опыт с жесткой трубой с жестким креплением к ней стакселя в кармане на Гринде тоже очень положительный, там было без троса, самой трубки вполне достаточно. Фирменные безбожно дорогие.

PS - диаметр где-то 25-28, точно не помню. Про колебания не понял - собственно, никаких колебаний не замечалось. Как все это выглядело прицепляю. Парус к трубке крепился тремя болтами с прижимными "шайбами" из разрезанной трубки, с резиновой прокладкой. По концам и посередине, где стык колен.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Максим Мальков от 16 Ноября, 2014, 11:58:07
там было без троса, самой трубки вполне достаточно.
Так труба же может от колебаний лопнуть,без троса рискованно.Какой диаметр трубки у Вас был?
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Кулик от 16 Ноября, 2014, 12:03:21
Гриша - как у фирменных и вообще - я вполне в теме.  Я вот тоже подумываю над тем, чтобы заменить штаг трубой - для маленьких катов, чтобы можно было рифить стаксель.  Есть технические вопросы по элегантной стыковке-расстыковке колен такого "штага" (проблема - прочность и люфты) и по скрутке самой тряпки паруса - так как она никак по передней шкаторине не закреплена за "штаг".  Возможно, что эти опасения мои напрасны и на практике всё и так более-менее нормально работает. В конце-концов - это ведь штормовой стаксель и к нему нет претензий особых...  Потому и интересуюсь - как это происходит по жизни. 
Утверждения некоторых авторов здесь, что на 19-ти прядном тросе закрутка работает как штаг-пирсе и позволяет рифить стаксель - лично у меня вызывают огромное недоверие.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Олег Парамонов от 16 Ноября, 2014, 12:58:39
Внутри трубы-трос штага. Сама труба закрепляется только в нижней точке на закрутке, общим болтом, верх подпружинен. Конечно вся нагрузка на тросе. Труба состоит из двух колен стянутых передней шкаториной стакселя. Пробовал рифится-получается! Но только площадь стакселя маловата (4м), смысла большого не было рифиться, да и штормов подходящих тоже. Хочу на будущее сделать стаксель поболее, может даже геную. Вот тогда можно спокойно менять его площадь.
  Если нагрузка на тросе, то к чему прикреплена Закрутка - та часть, которая вращается? К тросу или только к трубе?  Короче - трос вращается или закреплен намертво, а вращается только труба вокруг троса?

Вот корявый рисунок, сорри! Коуш троса единым болтом закреплен вместе с трубой и закруткой. Вращается труба вместе с тросом, но верхний вертлюг закрутки вращается в основном только от троса. Верхняя часть трубы свободна, только мягкая пробка внутри, чтобы трос не болтался.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Кулик от 16 Ноября, 2014, 13:33:45
Спасибо, Олег за растолкование твоей конструкции.  Назначение трубы вижу в одном - сократить число витков на катушке , хотя ...что-то большее в этом есть!  Даже если трос и раскрутится, причем на разные углы по высоте - это никак не повлияет на саму форму стакселя! ...Вроде как должна работать!...?
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: romantik от 16 Ноября, 2014, 14:02:00
Влезу в тему тоже...
Сделал на своём кате тоже, штаг трубой. Именно трубой (42*1,5) на всю длину 5 м. Стаксель (3 м.кв.) одевал карманом. Не рифил, но скручивалось моментом. Но основной целью модернизации было уменьшение нагрузки растяжения штага и улучшение обекания стакселя за счёт кармана.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Олег Парамонов от 16 Ноября, 2014, 14:29:50
Я  перешел на трубу после того как в штормовой ветер не смог скрутить стаксель. Было очень неприятно. С трубой он действительно скручивается всегда, с меньшим количеством витков , можно рифиться и не теряется его форма.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: GREY от 18 Ноября, 2014, 17:37:22
Олег, поясни как подпружинен верхний конец трубы?
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Кулик от 18 Ноября, 2014, 23:20:02
Серега, я так понял, что он свободен и стянут стакселем. Может че не понял - ...щас Олег мигом ясность внесет! 
Форма стакселя зарифленого, конечно, портится должна.  Ведь передняя тряпочная кромка стакселя никак к трубе не присоединена и при закрутке должна отставать от углов - соответственно должно образовываться пузо в центре и фалды перетяжки вдоль вехней и нижней шкаторин. Думаю. что для круизного варианта - это все равно хорошо!!! (не потеря формы, а простота конструкции и то, что она работает!)
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Peter от 19 Ноября, 2014, 14:26:02
У меня тоже стаксель на трубе. Он пошит с карманом и на эту трубу просто одет, ну и верхний и нижний углы с люверсами и фиксируются к трубе. Так что от "углов не отстает" и ни пуза, ни фалдов, ревнехонько ложится. Вот тут посмотрите, вроде видно (фото можно увеличить)
https://picasaweb.google.com/lh/photo/ffpr-mmDfy5QpxQJcCXoa9brbon7TPGZzet38XGQm8k?feat=directlink
Если нужно, в выходные на даче буду - открою упаковку, отфоткаю в подробностях.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Pheminist от 30 Мая, 2018, 23:24:03
 Поставил на альбатрос штагпирс , состояший из двух труб, вставленных одна в другую (сверху 25*1.5 , снизу 28*1.5). Длина штагпирса - 3.84 м, стаксель - стандартного размера 2.2 м.кв. с карманом. Задача была, чтобы стаксель не корежило на сильном ветру. Шпрюйта нет, и пока не хочу.
 Когда купил трубы, вставил друг в друга, слегка покачал и понажимал пальчиком - расстроился, ибо показалось что толку не будет вообще никакого, но решил попробовать. В эти выходные на открытии сезона испытал. Оказалось работает. Притом при том ветре, какой был, без нареканий. У другого альбатроса проблемы с формой стакселя были.
 Собственно вопрос. Хочу сделать закрутку как у Зака. Какой должен быть диаметр барабана закрутки? Диаметр трубы для этого кажется маловатым. Я в сомнениях.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Andrey_K_74 от 17 Июля, 2018, 10:25:32
Также интересуюсь диаметром барабана закрутки штаг-пирса. На многих буржуинских картинках, найденных по ссылке Jib furling, диаметр его также равен диаметру штаг-пирса, но встречаются и в 1.5...2 раза больше (вероятно: зависит от размера паруса и диаметра штаг-пирса). Если взять стаксель 4 кв. м и штаг-пирс 45...48х1,5 (Д16Т), то что хуже: проиграть в силе или в расстоянии?
Ещё: басурмане наши зарубежные коллеги иногда ставят шарикоподшипники в этот узел (см. картинку). В конструктив, показанный уважаемым коллегой ЗАКом, возможно вписать пару герметичных нержавеющих радиальных шарикоподшипников, но вопрос: есть ли в этом хоть малейшая необходимость?
За ответ благодарю заранее. Штаг-пирс ни разу не крутил, но желание такое есть.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: samsail от 17 Июля, 2018, 16:11:23
На 4 квадрата штагпирс? ха- ха!!! да еще полтос диаметром... На китайский 7х7 нерж трос накручивается только так. С уважением, но не смешите колени. :)
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Andrey_K_74 от 17 Июля, 2018, 16:55:41
Коллега Pheminist ответом выше на 2,2 квадрата штагпирс поставил, почему колени не смеялись?
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: samsail от 17 Июля, 2018, 22:20:49
Мне все же думается ,чччччччто на стаксель такой площади штагпирс ну совсем не к чему,
 ну если, разве что, на ламинат... А у меня такая засада поставил антиторсионный трос 6ку на генакер 17кв.м. -не хрена как хотелось бы не работает. Скручивается зараза. Вообще по свойствам похож на обычную жесткую веревку. Собираюсь поставить 8ку та на порядок жестче. Если сделать на коуш то в мою закрутку не влазит. Сейчас точу что-то вроде норсемана наконечники цанговые. Буду пробовать. К тому же выяснилось на зеро при хорошей веревке нижний вертлюг не нужен. Поиграюсь пока потом попробую унитаз. Серж говорил с унитазом ловчее. Насчет коленей не обижайтесь у всех свои тараканы. Даже у самого себя иной раз откуда-то аж мадагаскарские берутся.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Pheminist от 01 Ноября, 2018, 00:01:49
  Какой должен быть диаметр барабана закрутки? Диаметр трубы для этого кажется маловатым. Я в сомнениях.
  Выточил катушку из капролона, диаметр барабана - 40мм. Дискомфорта не испытал. Самой закруткой очень доволен.

Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Дед от 01 Ноября, 2018, 05:55:51
На 4 квадрата штагпирс? ха- ха!!! да еще полтос диаметром... На китайский 7х7 нерж трос накручивается только так. С уважением, но не смешите колени. :)
- вообще-то штатный стаксель лоботряса 2,5м...
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: АНДРЕЙ-КОТЛАС от 20 Ноября, 2018, 20:51:20
https://www.youtube.com/watch?v=NXGL9W8nG6g на второй минуте есть интересное устройство рифление грота кто такое видел
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: samsail от 21 Ноября, 2018, 00:00:22
Курбатов. 15 проектов. стр 255.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Laquardamak от 21 Ноября, 2018, 00:39:56
https://www.youtube.com/watch?v=NXGL9W8nG6g на второй минуте есть интересное устройство рифление грота кто такое видел
Мягко говоря, не самое удачное решение патент-рифа.
Однако ключевое слово в этом ролике - Chardonnay.
Название: Re: Жесткая закрутка парусов
Отправлено: Дед от 21 Ноября, 2018, 12:09:12
https://www.youtube.com/watch?v=NXGL9W8nG6g на второй минуте есть интересное устройство рифление грота кто такое видел
ПапаЖеня это гораздо культурнее материализовал и пользуется сезона 3-4