Под гиком

Корабли => Катамараны => Альбатрос => Тема начата: vzik13 от 13 Августа, 2013, 15:04:30

Название: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: vzik13 от 13 Августа, 2013, 15:04:30
По этогам эксплуатации Альбатроса стало понятно что со шверцами мне ходить не удобно, и встал вопрос о центральном шверте. Пока пришёл к варианту как на старом ветре (каробка на укосах). В моём случае каробка будет из 3-х миллиметрового алюминия, укосы из Ф22х2 - дюраль. укосы предполагаю крепить на подмачтовой в местах её соединения (там где кнопочные фиксаторы). Шверт 1100х250.
Интересно, что вы об этом думаете?
Чтобы было понятнее фото подобного швертового узла на катамаране Сергея М414
 
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Папа Женя от 06 Сентября, 2013, 09:48:15
  При штатном парусном вооружении Альбы, центральный шверт надо ставить позади подмачтовой, сантиметров на 30, иначе приводиться будет сильно. А сам шверт из чего будете делать?
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: vzik13 от 06 Сентября, 2013, 18:58:23
Примерно так и планировал, но только сантиметров на 20, руль больше штатного. Шрерт из фанеры толщина - 38, подводная часть 1000.
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Кэп Хатанги от 06 Сентября, 2013, 19:01:29
Лучше не коробку, а карданный подвес с растяжками. По трудоемкости изготовления то-на-то. По эксплуатационным качествам подвес на голову впереди.
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: vzik13 от 06 Сентября, 2013, 19:23:50
О кардане думал. Так и не придумал как заставить его правильно работарь на альбе, то есть сделать соосно кардан и крепления тросов без нагораживания различных стремянок. Пока хочу попробовать коробку на жёстких укосах.
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Кэп Хатанги от 06 Сентября, 2013, 20:40:38
О кардане думал. Так и не придумал как заставить его правильно работарь на альбе, то есть сделать соосно кардан и крепления тросов без нагораживания различных стремянок.
"Элементарно, Ватсон!" (с)
Например, сообщение 120 в теме http://gik.fordak.ru/index.php?topic=10332.120 (http://gik.fordak.ru/index.php?topic=10332.120)
сообщение 86 в теме http://gik.fordak.ru/index.php?topic=10709.80 (http://gik.fordak.ru/index.php?topic=10709.80)
и еще куча тем здесь с фотками и чертежами.

Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Дед от 07 Сентября, 2013, 01:51:42
О кардане думал. Так и не придумал как заставить его правильно работарь на альбе, то есть сделать соосно кардан и крепления тросов без нагораживания различных стремянок.
"Элементарно, Ватсон!" (с)
Например, сообщение 120 в теме http://gik.fordak.ru/index.php?topic=10332.120 (http://gik.fordak.ru/index.php?topic=10332.120)
сообщение 86 в теме http://gik.fordak.ru/index.php?topic=10709.80 (http://gik.fordak.ru/index.php?topic=10709.80)
и еще куча тем здесь с фотками и чертежами.


Шерлок, ты уже тут; или ещё там?
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Кэп Хатанги от 07 Сентября, 2013, 03:02:54
Шерлок, ты уже тут; или ещё там?
Я еще "там", в смысле тут, но скоро буду "тут", в смысле там  ;) 
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: vzik13 от 07 Сентября, 2013, 07:10:30
"Элементарно, Ватсон!" (с)
Например, сообщение 120 в теме http://gik.fordak.ru/index.php?topic=10332.120 (http://gik.fordak.ru/index.php?topic=10332.120)
сообщение 86 в теме http://gik.fordak.ru/index.php?topic=10709.80 (http://gik.fordak.ru/index.php?topic=10709.80)
и еще куча тем здесь с фотками и чертежами.

В этих примерах шверт крепится на поперечную балку, и его задняя кромка находится под ней. На Альбатросе реализовать такое мне кажется невозможным из за сильного смещения центровки в корму.
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Bard от 07 Сентября, 2013, 10:14:25
в 2005г на 2х Альбах поставили одинаковые центральные шверты в коробках. В середине лета  решили провести спарринг. Я поставил старые шверцы выверив их рейкой по углу атаки относительно баллона (  один пришлось править) Позарубались на треугольниках.Результат--- при ветре 3-4 м/сек старые шверцы  привозят отставание на 2-3 корпуса, но зато идут круче, на километр  около 50 метров выигрыш по высоте в бейд, а это уже минус один галс. По простоте сборки шверцы проще,по управлению.......на Альбе все так рядом ,успеваешь даже в одиночку. А на  фото коробка  мала,будет скручивать шверт от нагрузки скоростью и волной, нужны двойные растяжки.
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: vzik13 от 08 Сентября, 2013, 08:00:07
С тем что шверци ходят острее я спорить не буду. Но по удобству управления врятли. В 2012 году на регате Обское море я был матросом на сильно переделаном альбатросе с центральным швертом в каробке. Опускал его рулевой скидыванием конца с утки, поднимался он сам когда финишировали в берег. В этом сезоне я отбил все ноги прыгая с борта на борт когда шёл один 5 километров в лавировку. Выбор в пользу центрального шверта для меня очевиден. Вопрос остаётся в схеме его крепления.

Как это было реализовано на ваших Альбатросах?

p.s. на фото только илюстрация идеи
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Bard от 08 Сентября, 2013, 13:09:38
К сожалению фоток нет.Альбу я продал 5 лет назад.Колодец был 350х500 от подмачтовой балки до следующей, сбоку от продольной.крепился снизу балок на хомуты U-ОБРАЗНЫЕ. Пер. кромка с обтекателем она же стойка шпрюйта подмачтовой балки и продольной .Задняя нерабочая часть колодца срезана  под 45 град. вверх. шверт 1100х300. вместе с родной резин.оттяжкой закольцован через ролики в одну верёвку.между колодцем и швертом на болт-ось одеты фторопластовые шайбы диам. 150мм толщ. 2мм чтобы не затирало шверт. Грота-шкот на поперечном погоне под ним проходит румпальник с удленнителем,а родной пластиковый рычаг выкинул.Боллоны клеил тоже из китайки  но с вертикальными штевнями ( почти копия Альбатрос-16) 5м длинной. Переделан парус,на стакселе закрутка,генакер.
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Дед от 08 Сентября, 2013, 17:05:29
В этом сезоне я отбил все ноги прыгая с борта на борт когда шёл один 5 километров в лавировку.
Ну это ты напраслину возводищь - на альбатросе прыгать никуда не надо - ширина по осям релингов - 1420 мм свободно руками дотягиваешься, сидя по середине, а если вдвоём - вообще не вопрос... тем более всё равно надо стаксельшкот переставлять...
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: vzik13 от 09 Сентября, 2013, 07:21:48
В этом сезоне я отбил все ноги прыгая с борта на борт когда шёл один 5 километров в лавировку.
Ну это ты напраслину возводищь - на альбатросе прыгать никуда не надо - ширина по осям релингов - 1420 мм свободно руками дотягиваешься, сидя по середине, а если вдвоём - вообще не вопрос... тем более всё равно надо стаксельшкот переставлять...
Тянуть то надо вверх и наружу, и сижу я всегда на наветренной стороне, но тема не об этом. Никто так и не сказал обязательно ли крепить укосы коробки на гаки или можно на подмачтовую к отверстию кнопочного фиксатора (предварительно усилив балку)?
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Папа Женя от 09 Сентября, 2013, 19:31:47
   А смысл укосы на подмачтовую  завязывать?  Проведя укосы к 3-й поперечине ( на которой ванты), вы получите возможность, добавив всего один тросик к носу, замкнуть силовые треугольники, и тем самым значительно уменьшить прогиб килевой балки и повысить жесткость всего каркаса.
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: vzik13 от 09 Сентября, 2013, 20:08:24
Общая жёсткость каркаса у меня будет обеспечиваться 3-х лучевым пауком на винтовой опоре, связывать его и коробку не хочу. К подмачтовой хочу цепляться потому что коробка будет ближе к ней чем к 3-й, и не нужно запускать трубки-укосы под гаки.
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Дед от 09 Сентября, 2013, 22:45:45

Тянуть то надо вверх и наружу, и сижу я всегда на наветренной стороне, но тема не об этом.
[/quote]...тема-то конечно не этом, но кто ж мешает сидеть посередине (когда один-то!) и не скакать на наветренную торону (- всё равно ж скачешь... и скакать будешь!) а если уж не хочется  вверх и наружу  - поставь кулачковые вниз-внутрь - всё старые менять... -  и зачем хорошую весчь портить? Кстати - когда на берег будешь вытаскивать - всегда будешь шмурыгать по камням самой важной и чувствительной частью (с точки зрения гидродинамики) шверта...  - пилите Шура, пилите...
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: vzik13 от 10 Сентября, 2013, 07:29:27
-  и зачем хорошую весчь портить?
Портить нечего не собираюсь, шверцы можно будет вернуть в любой момент. И в каркасе не планирую дополнительных отверстий.
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Дед от 10 Сентября, 2013, 12:32:55
На фото  видно как минимум три доп/отв. : две в килевой, и одна в поперечной
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Папа Женя от 10 Сентября, 2013, 13:08:40
Общая жёсткость каркаса у меня будет обеспечиваться 3-х лучевым пауком на винтовой опоре, связывать его и коробку не хочу. К подмачтовой хочу цепляться потому что коробка будет ближе к ней чем к 3-й, и не нужно запускать трубки-укосы под гаки.
Вы вроде критику просили, вот Вам критика:   Больше деталей - меньше надежность! Зачем городить две независимые друг от друга системы "подпорок", когда всё прекрасно решается одной ???  Крепление за гаки 3-й поперечины гораздо надежнее, уже хотя-бы потому, что она, в отличие от подмачтовой, цельная, а подмачтовая из 3х частей состоит.  Для чего винтовая опора? все слабины паука выбираются натяжением вант.  Если уж паук у Вас не связан со швертом, откажитесь от коробки. На кардане и тросовых растяжках получится конструктивно проще, по весу легче и ход шверта под любой нагрузкой легкий.  Да, и еще вопрос: А куда пойдут лучи Вашего паука? Ну один, понятно, на "бушприт", а остальные два? Если под ванты, то Вам придется запустить еще пару на подмачтовую для восприятия нагрузок от шверта, иначе ИМХО, Вашу раму вообще "в узел завяжет" ;)
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: vzik13 от 10 Сентября, 2013, 19:13:49
Вот что я хотел услышать. Спасибо Папа Женя!  Доделаю паук так как хотел, а для шверта придумывать кардан. Зима долгая.
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Дед от 10 Сентября, 2013, 19:37:26
Добавлю  к папе свои 5 копеек: если  под ванты - то они ,  ещё (+к вантам !и в ту же сторону!!) будет тянуть третью балку концами вперёд ...  чтобы этого компенсировать  придётся сделать ещё две "веточки" - от этих точек  лучше к тому месту на килевой, где крепится гикашкот
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: vzik13 от 10 Сентября, 2013, 20:59:17
о этом знаю - схема классическая
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Дед от 10 Сентября, 2013, 22:23:00
ну как-то так... только стоечку лучше прямо под матой и задние ветви прямо до  пятой балки - прямо на концы 8мм болта ( и новое отв сверлить не надо)... А ещё лучше - к гельмпорту и туда же перенести точку крепления гикашкота
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Папа Женя от 10 Сентября, 2013, 23:56:56
  ИМХО, логичнее так ветви паука назад пустить.(зеленые линии). 
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Дед от 11 Сентября, 2013, 03:29:46
Евгений, а чем логичнее-то?  шпрюйт - не под мачтой ; .зелёные ветви - вообще не в кассу - тянут концы пятой балки вперёд... а если концы  третьей балки  не подкреплены снизу пауком - ванты  тянут концы впрёд-вверх+ вперёд - тяги паука...
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: vzik13 от 11 Сентября, 2013, 06:50:07
картинка неудачная, стойка будет под мачтой, ветви задние ветви к болту на пятой.
я думаю что луноходность это плюс альбы, зелёных ветвей не будет.
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Папа Женя от 11 Сентября, 2013, 12:19:39

я думаю что луноходность это плюс альбы
  Со штатным вооружением или подобным - да.  При большей парусности жесткости маловато.
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: vzik13 от 11 Сентября, 2013, 13:35:29
на ближайшие пару сезонов будет штатрое вооружение + спинакер, потом хочу новую мачту, стриж с ликпазом и общую парусность 8,5-9 м.кв.
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Snow-Drift от 26 Октября, 2015, 18:10:40
Может есть у кого нибудь фото, как шпрюйт крепится к подмачтовой балке???

И про паук  ;D От шпрюйта через третью балку к пятой можно использовать один отрезок троса или надо все стягивать по отдельности? Сначала притянуть третью балку к шпрюйту, а затем пятую к третьей??? :-\ :-\ :-\ :-\
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Дед от 27 Октября, 2015, 01:26:19
Фото в теме про ливнёвку в посте №62. Второе, Вот Вам ещё. Он крепится не к подмачтовой, а к килевой. У меня - отв. 6-7 мм На шпрюйте сверху в трубе пробка дюралевая  (как радиусная шаба) в центре  отв. и  мёртво стоит штырь. Торчит мм на 15.
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: АМГ от 27 Октября, 2015, 03:25:34
...или
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: АМГ от 27 Октября, 2015, 03:35:18
еще вариант 2.
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: АМГ от 27 Октября, 2015, 03:37:38
Чуть спереди
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: АНДРЕЙ-КОТЛАС от 09 Ноября, 2015, 21:04:11
Cкажите стойка шпрюйта на фото какой длины ?
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: АМГ от 09 Ноября, 2015, 22:41:01
Где-то 300мм. Точно может измерить хозяин.
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Шандыбин Михаил от 09 Ноября, 2015, 23:40:27
Подтверждаю - около 300 мм. Померить точнее не получится по причине "зимней спячки".
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: АНДРЕЙ-КОТЛАС от 10 Ноября, 2015, 17:06:46
30 см не может быть если даже посчитать продольная балка наверное 50мм еще плюс 2 см она отпущена в низ плюс 30 см стойка и того 37 см диаметр баллона по моему 48 и минус 37 равно 11 см от что так мало в воде сидит или стойка паука бороздит воду ???  А коробка шверта тоже воду задевает ???
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: АМГ от 10 Ноября, 2015, 20:25:23
Андрей, посмотрел на фото, да, нет там 300мм. Наврал.  Раз у Михаила не сложилось промерить, зайдем с др.стороны.
Итак стойка на фото, отношение визуально  диаметра стойки к длине ~ 1 к 7. Стойка была вырезана из задней части гика
труба кажется как и стрингер д34мм 34х7=238мм до гайки. Баллоны Успенских 500мм. Стойка упирается в детальку
тоже с определенной толщиной. Стойка шпрюйта  воду не чертила при загрузке 2чел. с барахлом. Коробки там
нет. А поднятый шверт наверное плавал, но за основную  точно не заходил.
Михаил
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Дед от 28 Мая, 2016, 15:12:59
Собрался шверт центральный вкорячить Нужна статистика - на каком расстоянии ЦД шверта  взад от мачты у перелицованных  лоботрясов, и как сказалось на управлении? Ну, признавайтесь, мудернизаторы - у кого  сколько?
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: АНДРЕЙ-КОТЛАС от 28 Мая, 2016, 15:32:41
Дед сейчас тебе понапишут лучше сделай так нарисуй на бумаге свой грот , проведи из каждого угала прямую на второстепенную сторону которая поделит ее пополам и получишь центр парусности , замеришь эту точку от передней шкаторины на таком растоянии и шверт впендюришь передней кромкой
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Дед от 28 Мая, 2016, 18:08:43
Да мне не теория нужна - это всё азбука - мне статистика нужна - у кого как по альбатросам. (ты читать умеешь, русским по белому? Не възжаешь перечти ещё раз!)
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: АНДРЕЙ-КОТЛАС от 28 Мая, 2016, 19:33:44
 ;D Умею вроде, просто когда смотрю на альбатросы со шверцами так близко стоящими к мачте ну не верю я что он отцентрован . Может быть стандартный альбатрос с родными баллонами и цетрован и то наверное шверцы стоят под наклоном назад .  Тем более когда баллоны поменяют на штевень ну не прокатят там шверцы  там где они установлены изначально, или надо уж слишком большой стаксель нужен . 
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Parabelum от 28 Мая, 2016, 19:54:21
;D Умею вроде, просто когда смотрю на альбатросы со шверцами так близко стоящими к мачте ну не верю я что он отцентрован . Может быть стандартный альбатрос с родными баллонами и цетрован и то наверное шверцы стоят под наклоном назад .  Тем более когда баллоны поменяют на штевень ну не прокатят там шверцы  там где они установлены изначально, или надо уж слишком большой стаксель нужен .

В результате такого расположения швертов Альбатрос всегда приводится. Он так специально спроектирован, для чайников.
Чайник пугается, бросает всё и лодка разворачивается носом к волне и едет задом.
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Дед от 28 Мая, 2016, 20:40:42
;D Умею вроде, просто когда смотрю на альбатросы со шверцами так близко стоящими к мачте ну не верю я что он отцентрован .
Не верь сколько хочешь! :-* - мы же живём в свободной стране! ;D И тем не менее он  отцентрован!  8)Более того, тёзка, открою тебе страшную тайну! :o - ни стоят на подмачтовой балке! 8) - учи  матчасть и не  мни себя знатоком альбатросов!
Может быть стандартный альбатрос с родными баллонами и цетрован и то наверное шверцы стоят под наклоном назад . 
Посмотри внимательно на мою аватарку - там штевень и швец вертикальный видно! На вот тебе покрупнее:
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Дед от 28 Мая, 2016, 21:28:06

В результате такого расположения швертов Альбатрос всегда приводится. Он так специально спроектирован, для чайников.
Чайник пугается, бросает всё и лодка разворачивается носом к волне и едет задом.
Нет Игорь, (много ты сам  ходил на лоботрясах?) Перегудов сделал гениальную нормально уцентрованную лодку (Аргонавт), а вот при переводе в ташкентский Альбатрос задняя часть килевой балки, не знаю уж по каким-то там технологическим причинам "укоротилась" мм на 500 (точно не помню) но значительно! вот и появился такой небольшой эффект (это можно посмотреть в КНИГЕ) и померив заводской лоботряс и сравнив! Когда-то я подметил эту разницу, исправил и всё стало нормально.  А и разве не должна правильно уцентрованная лодка не должна приводиться немного приводиться при брошенном румпеле?
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: АНДРЕЙ-КОТЛАС от 28 Мая, 2016, 23:13:09
Дед я наоборот познаю мир альбатроса Вот и думаю как так получается центровка если шверты стоят паралельно мачте за счет чего РУЛЯ?? я еще могу понять года стаксель большой может оно и получится точно по мачте а ели его убрать то он должен по идее дико приводится и нужно постоянно держать румпель . Я на своих катах стараюсь так поставить шверт что бы руль можно вообще бросить он все равно по курсу пойдет.
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Дед от 29 Мая, 2016, 03:36:23
Читай КНИГУ - там всё описано подробно и разрисовано...
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Bard от 29 Мая, 2016, 08:09:12
У Альбы всё правильно сделано.не парьтесь с центровкой. Главное ,проверьте правильный угол атаки шверцев к набегающему потоку (5-7 градусов),на моём был брак с завода с отрицательным углом. Пришлось подгибать в тисах (винтить дрын дюралевый с осевой втулкой вправо) точную центровку регулируйте подъёмом шверца. Если используете генакер то  центровка в самый раз.Испытаны  в 2005 году 2-е Альбы с центр.швертом и стандартный. Со шверцами на 1км дистанции выбирается на 50метров выше к ветру. Т.е. идёт круче. на парусе из задней шкаторины трос был убран и поставлены 3 латы.
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Дед от 29 Мая, 2016, 13:12:36
У Альбы всё правильно сделано.не парьтесь с центровкой. Главное ,проверьте правильный угол атаки шверцев к набегающему потоку (5-7 градусов),на моём был брак с завода с отрицательным углом. Пришлось подгибать в тисах (винтить дрын дюралевый с осевой втулкой вправо) точную центровку регулируйте подъёмом шверца. Если используете генакер то  центровка в самый раз.Испытаны  в 2005 году 2-е Альбы с центр.швертом и стандартный. Со шверцами на 1км дистанции выбирается на 50метров выше к ветру. Т.е. идёт круче. на парусе из задней шкаторины трос был убран и поставлены 3 латы.
Спасибо конечно... но это Вы кому ответили?
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: АНДРЕЙ-КОТЛАС от 29 Мая, 2016, 14:24:39
Прочитал , оказывается если шверты устанавливать от ДП в сторону как на альбе то это тоже самое что шверт ототвигать назад  ИНТЕРЕСНО не знал .
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Laquardamak от 29 Мая, 2016, 14:45:07
Прочитал , оказывается если шверты устанавливать от ДП в сторону как на альбе то это тоже самое что шверт ототвигать назад  ИНТЕРЕСНО не знал .
Не  всё так просто, это зависит ещё от:
1. галса;
2. курса.
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Дед от 29 Мая, 2016, 15:31:23
 ;)Тезка, там вообще вся КНИГА - откровение 8), читай с начала, с предисловия неспеша - многыя новые знания да приобретёши!  ::)Просветлисси... :'(
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Дед от 29 Мая, 2016, 15:42:00
Не  всё так просто, это зависит ещё от:
1. галса;
2. курса.
Так ведь блин - работает жеж!
Название: Re: центральный шверт-нужна критика
Отправлено: Папа Женя от 29 Мая, 2016, 23:44:11
 Вектор полной аэродинамической силы паруса направлен под некоторым острым углом к продольной оси судна (кроме фордевинда). Потому, чем дальше шверц отстоит под ветер от ДП, тем больше он должен смещаться вперед для обеспечения равновесия, т.е. "уцентрованности" корабля. Угол этот, в свою очередь зависит от угла между плоскостью паруса и вымпельным ветром (угла атаки). Таким образом, полного равновесия корабля возможно достичь при неизменном положении шверта (шверца), только на каком либо определенном куре, например галфвинд. На других курсах будет приводиться либо уваливаться. Меняя положение шверца, можно подстраиваться в равновесие на других курсах. Как-то так.